Порядок начисления и уплаты прямых налогов. Перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Налоги - необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально - экономических отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
1.1 Характеристика и виды прямых налогов
1.2 Порядок начисления и уплаты прямых налогов
1.3 Место прямых налогов в системе налогообложения
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
2.1 Совершенствование и контроль своевременной уплаты прямых налогов
2.2 Перспективы развития начисления и уплаты прямых налогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовик финансы.docx

— 52.28 Кб (Скачать)

Плательщиками налогов на имущество  физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в  собственности имущество, признаваемое Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» объектом налогообложения

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей  долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в  отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей  совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом налогоплательщиком может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и  сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Налог на имущество физических лиц  исчисляется налоговым органом  по месту нахождения объектов налогообложения. В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление  на уплату исчисленного налога направляется налогоплательщику по адресу его  места жительства.

Налог исчисляется на основании  данных об их инвентаризационной стоимости  по состоянию на 1 января каждого  года.

Если у налогоплательщика в  собственности имеется несколько  объектов налогообложения, и они  находятся на территории одного представительного  органа местного самоуправления, который  установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется  с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов. Если установлены различные ставки налога в зависимости от типа использования  имущества, то налог исчисляется  с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

В соответствии с законодательством  члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного  потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос  за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают  право собственности на указанное  имущество.

Физическое лицо уплачивает налог  на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью  внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружения - с начала года, следующего за их возведением  и сдачей в эксплуатацию.

За строения и другое имущество, находящееся в общей долевой  собственности нескольких граждан, налог уплачивается каждым из этих граждан соразмерно его доле в  объектах. При переходе права собственности  в течение года от одного гражданина-налогоплательщика  к другому налог исчисляется  и предъявляется к уплате первоначальному  владельцу с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором  он утратил право собственности, а каждому новому собственнику - с момента вступления в право  собственности до момента отчуждения. Налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется или нет.

За вновь возведенные гражданами строения, помещения и сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением.

Налоговые органы вручают гражданам  платежные извещения на уплату налога по месту их жительства не позднее 1 августа. Уплата производится равными  долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика  налог может быть уплачен в  полной сумме по первому сроку  уплаты, т.е. не позднее 15 сентября

 

1.3 Место прямых налогов  в системе налогообложения

На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные  прямые и косвенные налоги

Российская система налогообложения  в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась  исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно  косвенные налоги, в то время как  прямые налоги - роль экономического регулятора доходов организаций и физических лиц.

Одновременно налоговую систему  России по обеспечению доходной части  государственного бюджета с момента  её образования и на протяжении всего  периода формирования принято считать  системой с преобладанием косвенного налогообложения. Однако необходимо особо  отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный  показатель для косвенных налогов.

В частности, с 2008 - 2010 годы собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 88,2 - 97,2 %, тогда как в этот же период собираемость налога на добавленную  стоимость составляла 70,1 - 85 %.

Поэтому фактические поступления  косвенных налогов были ниже объемов  бюджетных доходов от прямого  налогообложения.

Кроме того, следует учитывать, что  отчисления в государственные внебюджетные фонды по чисто формальным соображениям не включались в российскую налоговую  систему, хотя по своему экономическому содержанию они фактически являлись налогами, причем весьма обременительными для хозяйствующих субъектов. Суть этих платежей для российских налогоплательщиков не изменилась с преобразованием их с 01.01.2001 года в единый социальный налог и включением его в налоговую систему России

Таким образом, если исходить не из формальных, а экономических условий, то на протяжении всех лет функционирования налоговой  системы в ней преобладали  прямые налоги.

 Анализ указанной диаграммы  позволяет сделать вывод, что  за последние годы, несмотря на  фактическое доминирование прямых  налогов, наблюдается устойчивая  тенденция повышения значительности  косвенных налогов. Это подтверждается  тем, что удельный вес косвенных  налогов в общем объеме налоговых  поступлений в бюджет России  с 2008 по 2010 г.г. увеличился с  38,5 до 39,2 %, а относительная величина  косвенных налогов к сумме  прямых налогов изменилась с  0,63 до 0,65 %.

Доминирование прямых или косвенных  налогов отражает и общую политическую ориентацию государства. Считается  что, чем выше уровень демократичности  государства, тем значительнее роль прямых налогов в формировании доходов  бюджетной системы. Уменьшение же объема прямого налогообложения происходит вследствие снижения общего уровня благосостояния населения, увеличения количества убыточных  и нерентабельных предприятий.

Повышение роли косвенных налогов  в ущерб прямым свидетельствует  о снижении уровня демократии общества, отражает тот факт, что при уплате прямых налогов граждане непосредственно  взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируются их более активная позиция относительно контроля использования государством полученных средств. Когда же поступление  налогов обезличено, граждане более  индифферентны в вопросах использования  средств и чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно

В рамках российской налоговой системы  в целом не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов. Тем не менее, их значение очень велико, причем основную роль косвенные налоги играют в формировании доходов федерального бюджета. Косвенные налоги, в отличие  от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета.

В фазе спада, когда объем прибыли  и других доходов обычно снижается  больше, чем ВВП, также резко сокращается  поступление прямых налогов. Что  касается косвенных налогов, то объем  сделок с товарами и услугами снижается  заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет по НДС, акцизам снижаются не в такой  степени, как объем ВВП. Более  того, косвенные налоги уменьшают  и отрицательное воздействие  инфляции на бюджет. Если прямые налоги поступают в основном от тех доходов  и имущества, размеры и цены которых  растут обычно медленнее инфляции, то косвенные базируются на тех товарах  и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс - дефлятор ВВП.

Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы, а  с другой - объективно понижает возможность  контролировать использование этих средств со стороны общества в  целом и его отдельных граждан.

Деление налогов на прямые и косвенные  продолжалось довольно долго. Оно не потеряло своей актуальности и сегодня. Дискуссии шли в двух противоречивых направлениях: «за» и «против». Так, например, сторонники прямого обложения  И. Х. Озеров и М. И. Фридман еще  в 20-х годах ХХ века писали: «По  общему правилу прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соразмеряющийся  с платежностью населения, точнее и  яснее определяет податную обязанность  каждого плательщика, чем косвенные  налоги».

Общепринятое деление налогов  на прямые и косвенные носит условный характер. Граница между ними зависит  от способа обложения и взимания, платежеспособности субъекта и от возможностей переложения. Так, например, прямой по определению налог на прибыль  организаций при условии переложения  его в цену товара становится косвенным, а косвенный по определению НДС  при невозможности включения  его в цену товара становится прямых налогом. Поэтому на практике «чистое» вычленение прямого и косвенного налогообложения не представляется возможным, для их характеристики приходится использовать условное деление.

 

Исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков.

 

ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ

 

2.1 Совершенствование и контроль своевременной уплаты прямых налогов

В настоящее время проблема налогообложения  в России переросла в крупнейшую не только экономическую, но и социально - политическую проблему. Необходимость  ее разрешения представляет собой один из главных стимулов перехода к устойчивому  и качественному экономическому росту

Для мобилизации налоговых поступлений  необходимо, прежде всего, повышение  заинтересованности граждан России в полной и своевременной уплате налогов. Одно из направлений - доведение  налоговыми и финансовыми органами в доступной форме до налогоплательщиков информации о суммах поступлений  и израсходованных налогов и  направлениях их использования, анализ проблем, возникающих при финансировании социальной и иных бюджетных сфер, имеющихся резервов увеличения поступлений. Весьма важным представляется также  введение в образовательные программы  не только в высших учебных заведениях, но и в школах, предметов, раскрывающих вопросы формирования и расходования средств бюджетной системы и  разъяснительной обязанности каждого  члена общества по уплате налогов.

Для создания регулируемого налогового механизма недостаточно рассмотрения общих перспектив реформирования системы  налогообложения в России, следует  уделить внимание отдельным налогам  или их группам, имеющим большое  значение для российской действительности.

Наибольшие трудности, в части  пополнения бюджетов, связаны с уплатой  налога на имущество физических лиц  и земельного налога, уплачиваемого  физическими лицами. Невысокий уровень собираемости земельного налога, уплачиваемого физическими лицами, и налога на имущество физических лиц складывается ввиду некоторых проблем.

Обязанность по исчислению суммы налога на имущество физических лиц и  земельного налога, уплачиваемого физическими  лицами, возложена на налоговый орган. Нормами статьи 52 НК РФ закреплено, что налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа  направляет налогоплательщику налоговое  уведомление, которое может быть передано физическому лицу лично  под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами  налоговое уведомление вручить  невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. При этом налоговые органы сталкиваются с некоторыми трудностями, связанными с отправкой налоговых уведомлений

Кроме того, налоговые органы сталкиваются с финансовыми проблемами при  отправке налоговых уведомлений  по почте заказным письмом, а также  с их возвратом вследствие отсутствия адресата в связи с недостоверными данными о налогоплательщике, имеющимися у налоговых органов.

Информация в базе данных инспекции  может быть устаревшей и не полной, не всегда поступать своевременно, из-за чего налоговые органы часто  не имеют возможность определить налоговую базу соответствующего налога, подлежащего уплате физическим лицом, и самого налогоплательщика.

В результате налоговые органы нередко  направляют налоговые уведомления  и требования об уплате налога налогоплательщикам - физическим лицам по иному адресу, с неправильно указанной фамилией, именем, отчеством и иными неверными  сведениями о налогоплательщике, либо с указанием ошибочной суммы  налога. В некоторых случаях, из-за отсутствия сведений, необходимых для  исчисления налогов, налоговые органы не имеют возможности исчислить  налог на имущество физических лиц  или земельный налог, уплачиваемый физическими лицами.

Наряду с этим, на практике налоговые  органы сталкиваются еще с одной  проблемой. Так, часть налогоплательщиков - физических лиц, даже получая в  срок налоговые уведомления, не исполняют  или ненадлежащим образом исполняют  свои обязанности по уплате соответствующих  налогов.

Информация о работе Порядок начисления и уплаты прямых налогов. Перспективы их развития