Порядок начисления и уплаты прямых налогов. Перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Налоги - необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально - экономических отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
1.1 Характеристика и виды прямых налогов
1.2 Порядок начисления и уплаты прямых налогов
1.3 Место прямых налогов в системе налогообложения
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
2.1 Совершенствование и контроль своевременной уплаты прямых налогов
2.2 Перспективы развития начисления и уплаты прямых налогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовик финансы.docx

— 52.28 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОРЯДОК  НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ

1.1 Характеристика и виды прямых  налогов

1.2 Порядок начисления и уплаты  прямых налогов

1.3 Место прямых налогов в  системе налогообложения

ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ

2.1 Совершенствование и контроль своевременной уплаты прямых налогов

2.2 Перспективы развития начисления и уплаты прямых налогов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги - необходимое звено экономических  отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений  обеспечивают формирование доходной части  бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально - экономических  отношений.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Через налоги государство может  проводить энергетическую политику наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов, основой финансово - кредитного механизма  государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построены  взаимоотношения между субъектами хозяйствования и государством по взиманию части дохода через налоги, а в  особенности через механизм налога на прибыль, зависит эффективное  функционирование всего народного  хозяйства.

Не секрет, что налоговая система  России, несмотря на все этапы реформ и постоянные изменения в законодательстве, требует дальнейшего совершенствования. Впрочем, идея создать совершенную  налоговую систему сама по себе относится  к идеям - утопиям. Налоговое законодательство всегда будет не успевать за изменениями  общественных отношений, политическими  и экономическими реформами, и новыми формами хозяйствования. Тем не менее, налоговая система не просто может, а должна совершенствоваться.

Как и в большинстве развитых стран мира в налоговой системе  Российской Федерации огромная роль отводится прямым налогам. В настоящее  время эта тема наиболее актуальна, так как происходит снижение в  доходах бюджета удельного веса прямых налогов. Этот процесс закономерен, поскольку отражает происходящие в  экономике процессы. С 1997 г. в российской налоговой системе преобладает  прямое налогообложение, но дальнейшие реформы, преобразования налогового законодательства вызвали рост косвенного налогообложения за счет снижения ставок налогообложения.

Цель курсовой работы состоит в  изучении развития начисления и уплаты прямых налогов.

Предметом исследования выступают  прямые налоги бюджета Российской Федерации.

Объектом исследования является бюджет Российской Федерации.

При написании курсовой работы были поставлены основные задачи:

1.изучить сущность прямого налогообложения  в Российской Федерации;

2. описать характеристику прямых  налогов, поступивших в бюджет  Российской Федерации;

3. выявить место прямых налогов  в налоговой системе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА И  ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ

1.1 Характеристика и виды  прямых налогов

Налог по своей экономической сущности представляет собой принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих  субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения  задач социально - экономической  политики.

С помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых  целевых программ, имеющих общегосударственное  значение. Прежде всего, это проявляется  в разделении налогов на косвенные  и прямые. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской системе налогообложения могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц, налог на прибыль, земельный налог.

В данном случае основанием для обложения  служат владение и пользование доходами и имуществом.

Прямые налоги непосредственно  связаны с характеристикой налогоплательщика  и взимаются соответственно в  зависимости от уровня его дохода или стоимости принадлежащей  ему собственности (имущества). Они  применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие  попало как можно большее число  объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально - техническую  основу деятельности имущество предприятия, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход.

При прямом налогообложении усиливается  зависимость размера уплаченных налогоплательщиком налогов от эффективности  его деятельности. Сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов создает достаточную устойчивость налоговых поступлений.

Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные  же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле - продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.

По объекту обложения налоги также подразделяются на несколько  видов. Среди прямых налогов выделяют реальные (имущественные) и личные. Реальными (имущественными) налогами облагаются продажа, покупка и владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество.

В отличие же от реальных налогов  при взимании личных налогов учитывается  финансовое положение налогоплательщика  и его платежеспособность. Примером личного обложения могут служить  налог на прибыль организаций, налог  на доходы физических лиц.

 

 

1.2 Порядок начисления  и уплаты прямых налогов

Налог на прибыль организаций - единственный налог, который играет существенную роль в экономике и финансах любого государства.

Налог на прибыль является составным  элементом налоговой системы  России и служит инструментом перераспределения  национального дохода. Он является прямым налогом, т.е. его окончательная  сумма целиком и полностью  зависит от конечного финансового  результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Налог  на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечить стабильность инвестиционных процессов в сфере  производства продукции, а также  законное наращивание капитала.

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно  воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи  этого налога с размером полученного  дохода через механизм представления (отмены) льгот и регулирования  ставки, государство стимулирует (ограничивает) инвестиционную активность в различных  отраслях экономики и регионах. Велика роль в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное (частичное) освобождение от уплаты именно налога на прибыль организаций в первые годы создания и функционирования, малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций. Взимание налога на прибыль осуществляется согласно положениям главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации и разъясняется приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Плательщиками налога на прибыль организаций  являются организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность и имеющие объект налогообложения - прибыль. При этом плательщиками  налога признаются российские организации, а также иностранные организации, как осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянные представительства, так и не осуществляющие в России такую деятельность через  постоянные представительства, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.

К российским организациям относятся  организации, в том числе бюджетные, являющиеся по российскому законодательству юридическими лицами, включая созданные  на территории предприятия с иностранными инвестициями. Плательщиками данного  налога являются также коммерческие банки различных видов, включая  банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Банка России, Банка внешней торговли РФ, а также  кредитные учреждения, получившие лицензию Банка России на осуществление отдельных  видов банковских операций.

Одновременно установлен ряд категорий  предприятий и организаций, которые  не являются плательщиками налога на прибыль.

Не являются плательщиками налога организации, деятельность которых  подпадает под специальные режимы налогообложения, в том числе  уплачиваемые единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный  доход, переведенные на упрощенную систему  налогообложения, а также участвующие  в соглашениях о разделе продукции.

 

Исключены из категории налогоплательщиков налога на прибыль организации, налогообложение  которых осуществляется в соответствии с ФЗ «О налоге на игорный бизнес».

Основная ставка налога на прибыль  организаций, начиная с 2002 года, установлена  в размере 24 %. При этом налоговым  законодательством предусмотрено  разделение этой ставки на 2 составляющие её ставки. Сумма налога, исчисленная  по налоговой ставке в размере 6,5 % - зачисляется в федеральный  бюджет и по ставке 17,5 % - в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и законами субъектов Российской Федерации ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже чем 13,5%.

По доходам, полученным в виде дивидендов:

- 9% - от российских организаций  российским организациям и физическим  лицам - налоговым резидентам  Российской Федерации (ставка  увеличена с 6 до 9% с 1 января 2008 г.);

- 15% - от российских организаций  иностранными организациями или  российскими организациями от  иностранных организаций.

По операциям с отдельными видами долговых обязательств:

- 15% - по доходу в виде процентов  по государственным и муниципальным  ценным бумагам, по облигациям  с ипотечным покрытием, эмитированным  после 1 января 2010 г.;

- 9% - по доходам в виде процентов  по муниципальным ценным бумагам,  эмитированным на срок не менее  трех лет до 1 января 2010 г., по облигациям  с ипотечным покрытием, эмитированным  после 1 января 2010 г.;

- 0% - по доходу в виде процентов  по государственным и муниципальным  облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г.

Ставка налога по прибыли, полученной Банком России от осуществления деятельности, связанной с денежным обращением, - 0%.

По налогу на прибыль организаций  устанавливается следующий порядок  исчисления и уплаты налога и авансовых  платежей.

Сумма налога определяется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы. Она определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам деятельности за каждый отчетный (налоговый) период налогоплательщики  обязаны исчислить сумму авансового платежа исходя из ставки налога и  фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим  итогом с начала налогового периода  до окончания отчетного или налогового периода.

Сумма авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных в  данном отчетном налоговом периоде  сумм авансовых платежей. В течение  отчетного периода налогоплательщики  уплачивают ежемесячные авансовые  платежи равными долями в размере 1/3 подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей. Размер ежемесячных авансовых платежей, причитающихся к уплате в I квартале текущего года, принимается равным размеру ежемесячного авансового платежа, причитающегося к уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего года.

По истечении налогового периода  подлежащий уплате налог должен быть уплачен налогоплательщиком не позднее  срока, установленного для подачи налоговых  деклараций, то есть до 28 марта следующего года.

Авансовые платежи по итогам отчетного  периода должны быть уплачены налогоплательщиком не позднее срока, установленного для  подачи налоговых деклараций, т.е. до 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Все налогоплательщики, вне зависимости  от наличия у них обязанности  по уплате налога, обязаны по истечении  каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые  органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного  подразделения соответствующие  налоговые декларации.

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это  единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.

Информация о работе Порядок начисления и уплаты прямых налогов. Перспективы их развития