Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:38, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере РФ - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; - раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..стр. 3
Раздел 1 Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь……………стр. 6
Раздел 2 Проблемы развития финансовой системы России на современном этапе…………………………………………………………………………стр. 21
Раздел 3 Основные перспективы развития финансовой системы в ходе рыночных реформ…………………………………………………………..стр. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......стр. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..стр. 37
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
В условиях рынка финансы субъектов хозяйствования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.). Известна точка зрения, что финансовые отношения возникают при распределении выручки предприятий. Приверженцы этого подхода считают, что финансы предприятий опосредуют процессы деления выручки на составные части, имеющие специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость и др.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
В
условиях рыночной экономики на основе
хозяйственной и финансовой независимости
предприятия осуществляют свою деятельность
на началах коммерческого расчета,
целью которого является обязательное
получение прибыли. Они самостоятельно
распределяют выручку от реализации продукции,
формируют и используют фонды производственного
и социального назначения, изыскивают
необходимые им средства для расширения
производства продукции, используя кредитные
ресурсы и возможности финансового рынка.
Развитие предпринимательской деятельности
способствует расширению самостоятельности
предприятий, освобождению их от мелочной
опеки со стороны государства и вместе
с тем повышению ответственности за фактические
результаты работы.
Раздел
3 ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РФ В ХОДЕ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Финансы в государстве есть политическая форма совокупной экономической категории, которая воплощает себе всеобщность существования денег, бюджета, налогов и кредита на всех стадиях воспроизводственного процесса.
Финансы – связывающее звено между созданием и использованием национального дохода. Они носят объективных характер, выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Они имеют свое характеризующее свойство, отличающее их от других экономических категорий. Оно состоит в том, что финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости. Еще финансы во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.
Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль.
Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.
Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов.
Цели финансового управления на уровне государства делятся на бюджетные и внебюджетные. Бюджетные цели связаны с формированием и использованием бюджетов всех звеньев бюджетной системы, а также бюджетных фондов, входящих в состав бюджета государства. Внебюджетные цели имеют ярко выраженную социальную направленность, или связаны с процессами создания и развития инфраструктуры экономики.
Задачи финансовой политики:
1)
обеспечение условий для
2)
установление рационального с
точки зрения государства
3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4)
выработка финансового
5) создание эффективной системы управления финансами.
Государственная финансовая политика – понятие многоплановое. И если в целом её сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на исторических этапах развития общества теоретических концепций, дифференциация её по элементам стоимостных отношений зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных её звеньев.
Всё
большее значение в конце XX века
приобретает международная
Финансовая
политика международных финансовых
организаций направлена на оказание
финансовой помощи государствам, переживающим
финансовые трудности. Помощь, как правило,
оказывается в форме
Вся
система управления финансами базируется
на финансовой политике государства. В
разработке финансовой политики участвуют
законодательная и
Финансовая политика включает в себя:
Бюджетную политику
Налоговую политику
Денежную политику
Кредитную политику
Ценовую политику
Таможенную политику.
В свою очередь финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, то есть выполняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направления государственной политики – национальное, геопологическое, военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета.
Финансовая политика как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на 2007-2010 годы, ориентированные на создание более благоприятных условий для достижения стратегических целей развития страны: устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение масштабов бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Ключевым условием достижения стратегических целей, усиления экономической роли России в мировом сообществе является обеспечение неуклонного роста конкурентоспособности страны. В современном мире, который быстро и неотвратимо идет по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к международной конкуренции становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное продолжение курса на устойчивое социально-экономическое развитие страны.
С 2007года впервые в России начнут реализовываться общенациональные приоритетные проекты в сфере здравоохранения, образования, обеспечения населения жильем и развития агропромышленного комплекса. Именно эти сферы в значительной степени определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для приумножения человеческого капитала. Российская Федерация полностью поддерживает основные программные положения и практические подходы Международной организации труда в сфере повышения качества жизни, определяющие достойный труд как важную цель для действий на национальном уровне, охватывающую понятия полной занятости, социальной защиты, основополагающих прав в сфере труда и социального диалога.
Хотелось бы подвести предварительные итоги развития финансовой системы на сегодняшний день.
Основные тенденции экономического развития.
Особенностью экономической ситуации в первом квартале 2007 г. является тенденция к ускорению темпов экономического роста. В январе-феврале 2007 г. темп роста ВВП, по оценке Минэкономразвития России, составил 8,4% к соответствующему периоду прошлого года против 5,1% в январе-феврале 2006 года. С исключением сезонного и календарного факторов среднемесячный темп роста ВВП стабилизировался на уровне 0,7 процента.
Информация о работе Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений