Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:38, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере РФ - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; - раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..стр. 3
Раздел 1 Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь……………стр. 6
Раздел 2 Проблемы развития финансовой системы России на современном этапе…………………………………………………………………………стр. 21
Раздел 3 Основные перспективы развития финансовой системы в ходе рыночных реформ…………………………………………………………..стр. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......стр. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..стр. 37
Теперь рассмотрим пример развития финансовой системы за рубежом. В качестве примера я взяла Соединенные штаты Америки.
Американская
финансовая система сложилась не
только за счет заимствования европейского
опыта в области строительства
рыночной экономики, сколько путем
активного создания собственных
институтов и методов их деятельности.
В США государственное
Финансовая система США сложна и многообразна, состоит из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления, финансовых и административных ведомств и учреждений, частных банков и корпораций, осуществляющих как внутренние, так и международные финансовые операции. В силу огромного влияния на всю мировую экономику и мировые финансы финансовая система США более чем какая-либо другая национальная система является частью мировой финансовой системы.
Государственный бюджет занимает важнейшее место в общей структуре финансовой системы США с точки зрения воздействия государства на состояние финансов, хозяйственную конъюнктуру, характер и направления экономической политики правительства. Он выступает мощным индикатором в определении долгосрочных планов крупных корпораций и банков. Эта роль очевидна уже в силу колоссальных размеров государственных расходов, которые прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние экономики и финансов, деятельность производственных и торговых фирм, реализующих государственные заказы, банки и иные финансовые учреждения, обслуживающие бюджетные программы.
В финансовой системе США (как и в многих других развитых странах), банки играют повышенную роль. В соответствии с Законом Гласа Сигала банки разделены на: коммерческие и инвестиционные.
Особую роль играет Центральный банк страны – Федеральная резервная система (ФРС). Роль ФРС непрерывно повышается по мере возрастания макроэкономической ответственности американского правительства в течение всех послевоенных десятилетий. Однако ФРС лишь частично ответственна за надзор за банками и делит эту функцию с особыми федеральными и штатными органами контроля.
ФРС - это прежде всего банк банков; коммерческие банки держат там свои денежные депозиты и осуществляют взаимные платежи через переводы средств с этих депозитов. Как банк банков, ФРС предоставляет кредиты банкам, испытывающим временный дефицит обязательных резервов, осуществляет операции по системе клиринговых расчетов, надзор за деятельностью банков через предоставление кредитов и практику хранения резервов, разрабатывает и проводит денежную политику страны, контролируя через Бюро по операциям на открытом рынке объемы денежной массы.
Методы государственного регулирования финансового рынка США носят прямой и косвенный характер. Методы прямого воздействия включают:
Методы косвенного государственного регулирования осуществляют: Совет управляющих ФРС, Министерство финансов и упомянутые комиссии. Кроме того, эти органы могут оказывать влияние на биржи с помощью представителей государственных учреждений (так называемых независимых представителей), входящих в советы директоров некоторых бирж и упомянутых выше корпораций. В систему методов косвенного воздействия входят:
Регулирование деятельности бирж осуществляется через довольно сложную сеть государственных и полугосударственных органов. Определенное противоречие, заложенное в главном принципе такого регулирования, - минимальный уровень вмешательства в практику фондовой торговли в сочетании с довольно жестким отстаиванием непосредственных интересов государства и защитой потребителя (инвестора) прямо сказывается на всей системе государственного регулирования.
Коммерческие, инвестиционные банки США и другие финансовые институты. Огромную роль в финансово-экономическом мире США играют коммерческие банки. Главным финансовым центром остается Нью-Йорк, в котором размещаются штаб-квартиры наиболее крупных банков, имеющих глобальные сети. Деятельность большинства менее крупных из них (от Нью-Йорка, Калифорнии, Техаса до Мичигана и Арканзаса) распространяется на глубинку. Помимо коммерческих банков финансовые институты США включают: депозитные учреждения (сберегательные и кредитные организации), страховые компании (по страхованию жизни, имущества) и другие. Эти институты имеют важнейшее значение, поскольку на них приходится более 40% финансовых активов, которые направляются на производственные цели. Они при этом играют ключевую роль на рынке краткосрочного капитала. В финансовой системе большую роль играют инвестиционные банки-корпорации, обеспечивающие хозяйствующих агентов кредитными ресурсами. Инвестиционные банки концентрируют огромную финансовую мощь, которая используется как в целях влияния на собственно американскую экономическую конъюнктуру, так и в осуществлении крупных международных финансовых операций.
Современная
система государственных
Такая
система организации
В США бюджеты регулируются через систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам: из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами.
В
базе собственных доходов властей
штатов и местных властей наблюдается
неуклонно растущая зависимость от федеральных
дотаций. Федеральная помощь штатам (23%)
и местным властям (6%) носит ярко-выраженный программно
- целевой характер. Дотации и субсидии
в США распределяются неравномерно. С
их помощью на уровне штатов реализуется
более 500 целевых программ. Такая растущая
зависимость от федеральных дотаций дает
основание утверждать, что “федеральная
помощь” (29% общей суммы доходов штатов
и местных органов) превратилось в средство
прямого контроля федерации за финансовой
политикой штатов и местных органов власти.
Раздел 2: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Какова роль финансов в общественном воспроизводстве, или в экономическом процессе, который, как известно, включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление? В воспроизводстве, как в экономическом процессе, действуют различные экономические субъекты (экономические единицы):
1)домашние хозяйства;
2)хозяйствующие субъекты (фирмы)
3)государство.
Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения. Основными доходами домашних хозяйств является оплата труда в форме заработной платы и ряд других доходов. Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг. Хозяйствующие субъекты( фирмы) получают доходы от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим фирмам, получая определенную экономическую выгоду в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящую к росту собственного капитала. Одновременно они несут определенные расходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов(денежных средств, иного имущества).
Разница
между всеми доходами и всеми
расходами предприятия
Таким образом, доходы и расходы имеются у всех экономических субъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеобразные «бюджеты», состоящих из доходной и расходной части. При этом у одних участников возникает «профицит» этих бюджетов, у других – «дефицит»; это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина.
Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождаются процессами распределения и перераспределения этих доходов, необходимым для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Упомянутый выше «профицит бюджетов», возникающий у отдельных экономических субъектов, перераспределяются с помощью:
Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как государственные финансы, финансовые посредники, так и не посредственно хозяйствующие субъекты, вкладывая свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяйствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета». В воспроизводственном процессе, процессе распределения и перераспределения денежные. Кредитные и финансовые отношения тесно переплетаются. При этом на макроуровне процесс властного перераспределения осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Информация о работе Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений