Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере РФ - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; - раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..стр. 3
Раздел 1 Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь……………стр. 6
Раздел 2 Проблемы развития финансовой системы России на современном этапе…………………………………………………………………………стр. 21
Раздел 3 Основные перспективы развития финансовой системы в ходе рыночных реформ…………………………………………………………..стр. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......стр. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..стр. 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ФДОиК.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     Теперь рассмотрим пример развития финансовой системы за рубежом. В качестве примера я взяла Соединенные штаты Америки.

     Американская  финансовая система сложилась не только за счет заимствования европейского опыта в области строительства  рыночной экономики, сколько путем  активного создания собственных  институтов и методов их деятельности. В США государственное регулирование экономики стало развиваться с начала 1930 гг. 20 в. под влиянием кризиса 1929-1933гг. Одним из главных направлений стало регулирование финансовой сферы. Были приняты законы на основе которых действует мощная система государственного надзора и регулирования. Вместе с тем характерной чертой финансовой системы США является тенденция к возрастанию уровня саморегулирования. Не только государства. Но практически все институты финансовой системы проявляют растущую заинтересованность в обеспечении ее устройства и надежности.

     Финансовая  система США сложна и многообразна, состоит из множества государственных  федеральных и иных органов власти и управления, финансовых и административных ведомств и учреждений, частных банков и корпораций, осуществляющих как  внутренние, так и международные финансовые операции. В силу огромного влияния на всю мировую экономику и мировые финансы финансовая система США более чем какая-либо другая национальная система является частью мировой финансовой системы.

       Государственный бюджет занимает важнейшее место в общей структуре финансовой системы США с точки зрения воздействия государства на состояние финансов, хозяйственную конъюнктуру, характер и направления экономической политики правительства. Он выступает мощным индикатором в определении долгосрочных планов крупных корпораций и банков. Эта роль очевидна уже в силу колоссальных размеров государственных расходов, которые прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние экономики и финансов, деятельность производственных и торговых фирм, реализующих государственные заказы, банки и иные финансовые учреждения, обслуживающие бюджетные программы.

     В финансовой системе США (как и в многих других развитых странах), банки играют повышенную роль. В соответствии с Законом Гласа Сигала банки разделены на: коммерческие и инвестиционные.

       Особую роль играет Центральный банк страны – Федеральная резервная система (ФРС). Роль ФРС непрерывно повышается по мере возрастания макроэкономической ответственности американского правительства в течение всех послевоенных десятилетий. Однако ФРС лишь частично ответственна за надзор за банками и делит эту функцию с особыми федеральными и штатными органами контроля.

     ФРС - это прежде всего банк банков; коммерческие банки держат там свои денежные депозиты и осуществляют взаимные платежи через переводы средств с этих депозитов. Как банк банков, ФРС предоставляет кредиты банкам, испытывающим временный дефицит обязательных резервов, осуществляет операции по системе клиринговых расчетов, надзор за деятельностью банков через предоставление кредитов и практику хранения резервов, разрабатывает и проводит денежную политику страны, контролируя через Бюро по операциям на открытом рынке объемы денежной массы.

       Методы государственного регулирования финансового рынка США носят прямой и косвенный характер. Методы прямого воздействия включают:

  • весь комплекс законотворческой деятельности Конгресса США по этому направлению;
  • постановления и распоряжения органов исполнительной власти по данному вопросу;
  • меры, принимаемые по своим секторам Комиссией по ценным бумагам и биржам и Комиссией по торговле товарными фьючерсами, в том числе принятие новых и изменение старых положений и норм биржевой практики, привлечение к ответственности (по административной линии или через суд) лиц, нарушивших такие нормы и др.

Методы  косвенного государственного регулирования  осуществляют: Совет управляющих  ФРС, Министерство финансов и упомянутые комиссии. Кроме того, эти органы могут оказывать влияние на биржи  с помощью представителей государственных  учреждений (так называемых независимых представителей), входящих в советы директоров некоторых бирж и упомянутых выше корпораций. В систему методов косвенного воздействия входят:

  • контроль за денежной массой в обращении и объемом кредитов с помощью влияния на учетные ставки;
  • налоговая политика государства;
  • гарантии правительства по депозитам, кредитам, займам частного сектора и т.п.;
  • экономические мероприятия государства (регулирование операций с иностранной валютой, золотом, стимулирование экспорта и т.д.);
  • внешнеполитические мероприятия государства (развитие и свертывание внешнеполитических договоров и др.);
  • выход государства на рынки ссудных капиталов (выпуск казначейских векселей, среднесрочных и долгосрочных облигаций, эмиссия обязательств определенных государственных учреждений и т.п.), создающий прямую конкуренцию за кредиты между государством и корпорациями.

Регулирование деятельности бирж осуществляется через  довольно сложную сеть государственных  и полугосударственных органов. Определенное противоречие, заложенное в главном принципе такого регулирования, - минимальный уровень вмешательства в практику фондовой торговли в сочетании с довольно жестким отстаиванием непосредственных интересов государства и защитой потребителя (инвестора) прямо сказывается на всей системе государственного регулирования.

     Коммерческие, инвестиционные банки  США и другие финансовые институты. Огромную роль в финансово-экономическом мире США играют коммерческие банки. Главным финансовым центром остается Нью-Йорк, в котором размещаются штаб-квартиры наиболее крупных банков, имеющих глобальные сети. Деятельность большинства менее крупных из них (от Нью-Йорка, Калифорнии, Техаса до Мичигана и Арканзаса) распространяется на глубинку. Помимо коммерческих банков финансовые институты США включают: депозитные учреждения (сберегательные и кредитные организации), страховые компании (по страхованию жизни, имущества) и другие. Эти институты имеют важнейшее значение, поскольку на них приходится более 40% финансовых активов, которые направляются на производственные цели. Они при этом играют ключевую роль на рынке краткосрочного капитала. В финансовой системе большую роль играют инвестиционные банки-корпорации, обеспечивающие хозяйствующих агентов кредитными ресурсами. Инвестиционные банки концентрируют огромную финансовую мощь, которая используется как в целях влияния на собственно американскую экономическую конъюнктуру, так и в осуществлении крупных международных финансовых операций.

Современная система государственных финансов состоит из:

  • Финансовой системы федерации;
  • Финансовых систем 50 штатов;
  • Финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно - предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);
  • специальных фондов;

Такая система организации государственных  финансов характеризуется отсутствием  единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов. Центральное место в системе государственных финансов США занимает финансовая система федерации и федеральный бюджет. О чем свидетельствуют сложившиеся в последние три десятилетия параметры распределения и перераспределения средств между бюджетами трех уровней: около 65% совокупных расходов консолидированного бюджета проходят через федеральный бюджет и 35% - доля остальных двух уровней, которая делится между штатами и местными органами власти в пропорции 2/1. За федеральными органами закреплены расходы общенационального значения (на военные цели, международные дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти – поимущественные налоги.

     В США бюджеты регулируются через  систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам: из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами.

     В базе собственных доходов властей штатов и местных властей наблюдается неуклонно растущая зависимость от федеральных дотаций. Федеральная помощь штатам (23%) и местным властям (6%) носит ярко-выраженный  программно - целевой характер. Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая зависимость от федеральных дотаций дает основание утверждать, что “федеральная помощь” (29% общей суммы доходов штатов и местных органов) превратилось в средство прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти. 
 

Раздел 2: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

     Какова  роль финансов в общественном воспроизводстве, или в экономическом процессе, который, как известно, включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление? В воспроизводстве, как в экономическом процессе, действуют различные экономические субъекты (экономические единицы):

1)домашние  хозяйства;

2)хозяйствующие  субъекты (фирмы)

3)государство.

Все они  потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения. Основными доходами домашних хозяйств является оплата труда в форме заработной платы и ряд других доходов. Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг. Хозяйствующие субъекты( фирмы) получают доходы от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим фирмам, получая определенную экономическую выгоду в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящую к росту собственного капитала. Одновременно они несут определенные расходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов(денежных средств, иного имущества).

     Разница между всеми доходами и всеми  расходами предприятия формирует  прибыль до налогообложения, а после  уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление. Соответствен государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ. То есть несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд, содержание армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д.

     Таким образом, доходы и расходы имеются  у всех экономических субъектов  воспроизводственного процесса, т.е. все  они имеют своеобразные «бюджеты», состоящих из доходной и расходной части. При этом у одних участников возникает «профицит» этих бюджетов, у других – «дефицит»; это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина.

     Процессы  формирования и использования доходов  субъектов воспроизводственного процесса сопровождаются процессами распределения  и перераспределения этих доходов, необходимым для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Упомянутый выше «профицит бюджетов», возникающий у отдельных экономических субъектов, перераспределяются с помощью:

  • Государственных финансов(часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах форме налогов и сборов)
  • Финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний) на основе добровольного взаимовыгодного перераспределения средств.
  • Финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы, приносящие доходы.

Таким образом, в процессе перераспределения  участвуют как государственные  финансы, финансовые посредники, так и не посредственно хозяйствующие субъекты, вкладывая свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяйствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета». В воспроизводственном процессе, процессе распределения и перераспределения денежные. Кредитные и финансовые отношения тесно переплетаются. При этом на макроуровне процесс властного перераспределения осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией.

     Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Информация о работе Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений