Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:38, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере РФ - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; - раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..стр. 3
Раздел 1 Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь……………стр. 6
Раздел 2 Проблемы развития финансовой системы России на современном этапе…………………………………………………………………………стр. 21
Раздел 3 Основные перспективы развития финансовой системы в ходе рыночных реформ…………………………………………………………..стр. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......стр. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..стр. 37
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.
Важная
роль государственного бюджета не ограничивается
финансированием сферы
Сегодня в России механизм государственного бюджета направлен на финансирование структурной перестройки экономики; наращивание модернизации и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защищенности населения.
Особый статус имеют государственные внебюджетные фонды. Являясь частью государственного бюджета, они образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначены для осуществления важнейших конституционных прав граждан. В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд образован постановлением Верховного совета РФ от 27 декабря 1991г. Основным источником средств Пенсионного фонда является: 1)Страховые взносы работодателей; 2)Страховые взносы граждан; 3)Добровольные взносы граждан; 4)Доходы от капитализации средств дохода. Пенсионный фонд используется на выплату пенсий по возрасту и инвалидности, при потери кормильца, за выслугу лет военнослужащим, выплату пособий на детей от полутора лет до шести, одиноким матерям и др. В условиях рыночной экономики Пенсионный фонд призван гарантировать максимальную реализацию прав личности. Он создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения РФ и является самостоятельным финансово кредитным учреждением.
Фонд социального страхования – был создан на основании указа президента РФ от 26 июля 1992г. Источники формирования ФСС: Страховые взносы организации и работодателя; Страховые взносы физических лиц; Добровольные взносы физических и юридических лиц; Ассигнования из государственного бюджета; Доходы от капитализации временно свободных денежных средств и прочие. Среди приоритетных задач ФСС РФ и его региональных отделений – разработка и реализация государственных программ по укреплению здоровья россиян и совершенствованию всей системы социального страхования; вопросы безопасных условий труда и охраны здоровья трудящихся. Региональные отделения РФСС обладают сводом обязанностей. Функции их состоят в следующем: 1).Исполнение годового бюджета. 2).Выплата пособий 3).Обеспечение социального страхования.
Фонд медицинского страхования – образован согласно закону РФ «О медицинском страховании РСФСР» от 28 июня 1991г. Медицинское страхование это разновидность общего страхования граждан обеспечивающая всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской или лекарственной помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования. Цель медицинского страхования гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств.
Важным средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственный кредит. Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Чаще всего государство выступает как заемщик, когда привлекает денежные средства у кредитных организаций, иностранных государств или частных лиц. Государственный кредит представляет собой важное звено финансовой системы, обслуживающее, прежде всего централизованные фонды денежных средств. Будучи элементом государственных финансов, государственный кредит соединяет в себе черты финансовой и кредитной категорий. Государственный кредит предоставляется на возвратной, платной, срочной основе, имеет целевой характер и материальное обеспечение. Все эти характеристики роднят его с традиционными видами банковского и коммерческого кредита. Однако государственный кредит имеет ряд особенностей. В отличие от банковского кредита государственный кредит:
1) предоставляется главным образом на покрытие дефицита бюджета, в то время как банковский кредит предоставляется для финансирования текущих нужд хозяйствующих субъектов;
2) привлекая
средства хозяйствующих
3) не имеет строго целевого характера использования, тогда как средства, заимствованные у кредитных организаций, могут быть использованы только на определенные цели;
4) сокращает количество денег в обращении. Банковский кредит может, наоборот, быть причиной появления избыточной денежной массы;
5) погашение государственного кредита осуществляется за счет налогов или новых займов. Для банковского кредита источником погашения являются денежные средства хозяйствующих субъектов;
6) находит свое непосредственное выражение в формировании внутреннего и внешнего долга.
Государственный кредит выполняет две основные функции - фискальную и регулирующую. Посредством фискальной функции осуществляется формирование централизованного денежного фонда и в доход государства поступают дополнительные средства. Эти средства могут быть использованы как для финансирования расходов государства, так и для погашения дефицита бюджета. Посредством фискальной функции денежные ресурсы перераспределяются между федеральным бюджетом, международными финансово-кредитными организациями, юридическими и физическими лицами, а также бюджетами разных уровней. Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство тем самым воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость. Высшим органом управления государственным кредитом РФ является Федеральное Собрание РФ, которое устанавливает максимальные размеры, как привлеченных денежных средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитование различных заемщиков за счет средств федерального бюджета.
Финансы предприятий различных форм собственности в совокупности так же являются составным звеном финансовой системы РФ. Здесь формируются финансовые потоки, отражающие созданный ВВП, подлежащий в дальнейшем перераспределению через бюджетную систему в производственную и социальную сферы, сферу домашних хозяйств и другие.
Финансы
предприятий представляют собой
систему экономических
Классифицируем организации по формам собственности:
Хозяйственные товарищества: 1)Полные; 2)На вере.
Хозяйственные общества: 1)Общество с ограниченной ответственностью (ООО) 2)Открытое акционерное общество (ОАО); Закрытое акционерное общество (ЗАО) 3)Общество с дополнительной ответственностью (ОДО),
Производственные кооперативы;
Унитарные предприятия: 1)Государственные; 2)Муниципальные.
В зависимости от выбранной организационно-правовой формы предприятия могут создаваться различными способами, использовать различную величину уставного капитала, неодинаковые способы мобилизации дополнительных ресурсов и гарантии интересов кредиторов. Именно в этом звене создается основная часть доходов, которая в последующем результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а так же внебюджетных фондов.
Финансы
предприятий могут служить
Информация о работе Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений