Понятие финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие финансового контроля……………………………………..6
§1. Сущность, виды, функции финансового контроля…………………………………………………………………6
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый
контроль…………………………………………………………….……11
§1. Органы, осуществляющие независимый аудиторский финансовый контроль……………………………………………………….…………11
§2. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль.…………………………………………………………………27
§3. Органы, осуществляющие, внутрихозяйственный финансовый контроль……………………………………………………………….....39
§4. Финансовый контроль со стороны специализированных
органов………………………………………………………………......41

Заключение…………………………………………………………………... 45
Библиографический список ……………………………..…………………47

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

2) непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;

3) непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

4) непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами  источников финансирования дефицита  федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;

5) соответствием содержания проводимой  операции коду бюджетной классификации  Российской Федерации, указанному  в платежном документе, представленном  в Федеральное казначейство получателем  средств федерального бюджета;

6) наличием у получателя средств  федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии  с порядком санкционирования  расходов, установленным Министерством  финансов Российской Федерации,  возникновение у него денежных  обязательств.

  10Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

   Федеральная служба финансово-бюджетного  надзора осуществляет контроль  за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной  власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

11Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета

Главные распорядители бюджетных средств  осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств  в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств  осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и  целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.

Главные распорядители бюджетных средств  вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных  средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

   Главные администраторы доходов  бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.

  Главные администраторы источников  финансирования дефицита бюджета  осуществляют финансовый контроль  за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета.

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета вправе проводить  проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

12Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

13Органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Таким образом, финансовый контроль государства  обеспечивает необходимую в экономике  обратную связь, систематическую сверку планов и фактических результатов, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Государственный контроль во многом помогает избежать ошибок, которые очень дорого обходятся в финансово-экономической сфере. Кроме того, хорошо поставленная система государственного финансового контроля способствует и достижению принципов социальной справедливости, без чего нельзя сформировать доверие людей к центральным и региональным властям.Однако деятельность существующих сегодня в Российской Федерации органов государственного финансового контроля нельзя признать наиболее эффективной и полностью совершенной, и потому имеется настоятельная необходимость в их улучшении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§3. Органы, осуществляющие, внутрихозяйственный  финансовый контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми  службами предприятий, учреждений и  организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами и т.д.)

Внутрихозяйственный контроль (внутренний аудит) - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Важнейшей его формой является бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

14Основными задачами бухгалтерского учета являются:

1) формирование  полной и достоверной информации  о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности. 
Внутренними пользователями являются руководители, учредители, участники и собственники имущества организации. Внешние пользователи - инвесторы, кредиторы, государственная налоговая инспекция; другие государственные органы, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности.

2) обеспечение  информацией, необходимой внутренним  и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной  деятельности организации и выявление  внутрихозяйственных резервов обеспечения  ее финансовой устойчивости.

Внутренний  контроль за деятельностью предприятий  осуществляют также ревизионные  комиссии, а в случаях, если они  не предусмотрены уставом предприятия, то в нем должно быть оговорено, кто  из работников предприятия, каким образом  и в какие сроки проводит текущую и внеочередную проверку деятельности предприятия. Ревизионная комиссия реализует свои полномочия согласно уставу и является его органом. К ее задачам относятся контроль за соблюдением финансового законодательства, целевым и эффективным использованием ресурсов, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей, принятием мер по возмещению материального ущерба, а также контроль за состоянием бухгалтерского учета, правильностью и своевременностью документального оформления хозяйственных операций, достоверностью отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности. Члены ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц предприятия представления всех необходимых документов и личные объяснения. При отсутствии аудиторов ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам. Таким образом, внутрихозяйственный финансовый контроль необходим для существования организаций в целях учета поступления, распределения и рационального использования денежных средств.

§4.  Финансовый контроль со стороны специализированных органов.

      Помимо  рассмотренных выше органов финансового  контроля, в России существует ряд  специализированных органов финансового  контроля, сферой деятельности которых  является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.

      В связи с повышением роли налогов  в доходах государства при  переходе к рыночной экономике стало  необходимо выделение органов налоговой  службы в особую систему. 15Главная задача налоговых органов – обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

      Система налоговых органов, подчиняющаяся  Президенту РФ, включает Федеральную  налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено – городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учёт налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

      Налоговые органы имеют право, в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них соответствующие справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

      Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной  дисциплины в области налоговой  дисциплины созданы органы налоговой  полиции, её территориальные и местные  подразделения.

      Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:

    • Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
    • Защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
    • Выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах.

      Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 года «О государственном страховом  надзоре РФ» была организована Федеральная  служба страхового надзора (Росстрахнадзор). 16Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 года. В 1996 году Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций.

      Департамент страхового надзора и территориальные  органы, помимо лицензирования страховой  деятельности и регулирования единого  страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов  и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платёжеспособности. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчёта соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учёта страховых операций и формы отчётности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

      17Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделённый властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. 18При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБР, в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала, выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более жёстких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера – отзыв лицензии и ликвидация банка.

Информация о работе Понятие финансового контроля