Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие финансового контроля……………………………………..6
§1. Сущность, виды, функции финансового контроля…………………………………………………………………6
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый
контроль…………………………………………………………….……11
§1. Органы, осуществляющие независимый аудиторский финансовый контроль……………………………………………………….…………11
§2. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль.…………………………………………………………………27
§3. Органы, осуществляющие, внутрихозяйственный финансовый контроль……………………………………………………………….....39
§4. Финансовый контроль со стороны специализированных
органов………………………………………………………………......41
Заключение…………………………………………………………………... 45
Библиографический список ……………………………..…………………47
Введение.
Контроль
за состоянием экономики, развитием
социально-экономических
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.
Роль финансового
контроля в условиях рыночной экономики
многократно возрастает. Экономические
и политические преобразования в Российской
Федерации в начале 90-х гг. привели к существенной
перестройке действовавшей в стране системы
финансового контроля, постепенному приближению
ее к западной модели. Была преобразована
система контрольных органов. В частности,
в 1990 г. были упразднены органы народного
контроля. Новая система политической
власти во главе с Президентом вызвала
к жизни президентский контроль. Появились
новые органы финансового контроля: Федеральное
казначейство, Государственная налоговая
служба, Счетная палата, Федеральная служба
страхового надзора, Федеральная служба
налоговой полиции и др. Перестроена структура
Министерства финансов России, изменились
его функции. Возник аудиторский контроль.
Новые формы приобрел общественный финансовый
контроль. Разгосударствление банковской
системы и появление коммерческих банков
и других кредитных организаций вызвали
к жизни новые методы финансового контроля
как со стороны коммерческих банков за
финансовым состоянием предприятий-клиентов
и за деятельностью самих коммерческих
банков со стороны Центрального Банка
России (ЦБР), так и за деятельностью самого
ЦБР со стороны законодательных органов.
Развитие демократии и парламентаризма
в России, повышение профессионального
уровня депутатов обеих палат приводят
к более тщательному контролю за финансовой
деятельностью исполнительной власти
и углубленному анализу целесообразности
и экономической эффективности расходования
средств при утверждении проектов государственного
бюджета и внебюджетных фондов. Этому
способствует и создание специальных
контролирующих органов представительной
власти. На уровне отдельных хозяйствующих
субъектов происходит усиление внимания
к финансовому обследованию инвестиционных
проектов с привлечением специализированных
консультационных фирм, инвестиционных
банков и финансовых корпораций. Основы
финансового контроля закреплены в Конституции
Российской Федерации, в конституциях
республик в составе федерации, а также
в основных законах и правовых актах представительных
органов местного самоуправления и органов
исполнительной власти.
Глава 1. Понятие финансового контроля.
§1. Сущность, виды, функции финансового контроля.
1Финансовый контроль – часть деятельности государственных полномочных органов, направленная на защиту интересов как государства в целом и его экономических интересов и безопасности, так и на защиту субъектов экономической деятельности.
Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.
В практической деятельности финансовый контроль может быть классифицирован по следующим признакам:
1) контроль
на уровне верховной власти, т.е.
по показателям, отражающим
2) контроль
на уровне центральной
3) контроль
на уровне отрасли - здесь система
показателей центральной
4) контроль
на уровне региона
5) контроль
на уровне предприятия и
Особое место в системе финансового контроля занимает государственный финансовый контроль. Он имеет более узкий спектр действия и должен распространяться во-первых, на сферу формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и государственной собственности. В этой связи государственный финансовый контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.). Кроме того, государство должно следить и за финансовой, кредитной и эмиссионной деятельностью государственного банка. Существует также классификация финансового контроля в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:
Финансовый контроль можно классифицировать по времени проведения:
1) текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
2) предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.
3) последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и тд.
Основная функция финансового
контроля – это контрольно-ревизионная,
основу которой составляют: выявление
нарушений в исполнении законов
по использованию финансовых ресурсов,
анализ причин нарушений, разработка предложений
по их устранению и последующие действия
с целью недопущения новых противоправных
действий. Общепринятыми в мировой практике
функциями государственного финансового
контроля являются:
1) контроль
источников поступления
2) контроль
расходования бюджетных
3) контроль
эффективности использования
4) контроль
за использованием
5) контроль
за обращением средств бюджета,
6) контроль
за эффективностью
Степень
использования функций
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Таким
образом, контроль за состоянием экономики,
развитием социально-
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.
§1. Аудиторский финансовый контроль.
2Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.
3Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Основные
показатели (содержание, объем и
формы) принятой в Российской Федерации
бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная - по решению экономического субъекта.
Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов, определенных настоящими Временными правилами.
Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции: штрафа с экономического субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда; штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда. Суммы взыскиваемых штрафов зачисляются в доход республиканского бюджета Российской Федерации.
Аудиторской
деятельностью имеют право
Аудиторские
фирмы регистрируются как предприятия,
создаваемые в целях