Понятие финансов. основные функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:10, курс лекций

Описание работы

Финансы — это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств. Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей.

Работа содержит 1 файл

фин помощь.docx

— 47.45 Кб (Скачать)

23.ПОНЯТИЕ ГОС-ЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ФИНАНСОВ

 

Это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанного с формированием финансовых ресурсов в распоряжении гос-ва и его предприятий и исп. Гос. Средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления. Гос. финансы включают в себя: федеральный бюджет, гос-ные внебюджетные фонды, бюджеты субъектов РФ. Местные финансы включают в себя: местные бюджеты, которые составляют определенный уровень жизни страны. Финансовыми ресурсами органов местного самоуправления явл. муниципальные доходы, а назначение муниципальных финансов явл. обеспечение деятельности органов местного самоуправления. Государственные финансы включают в себя: 1). Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обороны и государственного управления. 2). Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов. Источники формирования а) специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей; б) субсидии из бюджета; в) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы г) добровольные взносы и пожертвования.

 

Внебюджетные фонды гарантируют  целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и  своевременное финансирование важнейших  социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений. 3). Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов. Формы государственного кредита: государственные займы; казначейские ссуды.

 

Финансы предприятий различных  отраслей также явл. составляющей гос-х и муниц-х финансов и представляют собой совокупность денежных отношении, связанных с созданием и распределением и исп. денежных средств и накоплений и образуются в сфере производства и реализации продукции. Финансовые ресурсы предприятий складываются из:1.собственных и приравненных источников 2.заемных средств 3.ср-в, поступающих в порядке распределения (бюдж. субсидии, субвенции, страх. возмещение).

24.ФУНКЦИИ ГОС-ЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ФИНАНСОВ

 

1. Распределительная функция.  Через распределение и перераспределение  вновь созданной стоимости обеспечивается  общегос-ные потребности и формирование источников финансирования общественного сектора экономики. Вновь созданная стоимость общественного продукт подлежит распределению в целях выполнения финансовых обязательств предприятия перед бюджетом и банками. Её результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств и содержания общественного сектора экономики. 2. контрольная. Способность следить за реальным денежным оборотом, участниками которого явл. гос-во, население и предприятия, а также формирование централизованных фондов ден. ср-в. Эта ф-ция реализуется по след. основным направлениям: 1. контроль за правильным и своевременным перечислением средств в специализированные фонды. 2. контроль за соблюдением конкретных объемов централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производства и соц. развития. 3. контроль за целенаправленным и эффективным исп. фин. ресурсов.

 

25.ГОС-ЫЙ КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ  И ЗНАЧЕНИЕ

 

Дефицит государственного бюджета  приводит к тому, что возникает  необходимость привлечения свободных  финансовых ресурсов населения и  юридических лиц на его покрытие, и главным способом привлечение  этих средств является государственный  кредит. Государственный кредит –  экономические отношения, которые  заключаются в том, что государство  выступает на рынке ссудных капиталов  в нескольких качествах. Это экономические  отношения между государством и  физическими и юридическими лицами. Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов. Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Формы государственного кредита (внутренний): 1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы. 2. казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности. Кредит берется для:1. Финансирования бюджетного дефицита.2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.3. Финансирование предприятий местных органов власти.4. Регулирования денежного обращения страны

 

26.ГОС-ЫЕ ЗАЙМЫ. УПРАВЛЕНИЕ  ГОС-ЫМ ДОЛГОМ

 

Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных  ценных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государственные займы  – кредитные отношения между  государством и юридическими и физическими  лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату. Займы бывают натуральными и денежными. По праву эмиссии – государственные и местные. По месту размещения: внутренние; внешние. По доходности: текущие (1, 3, 6 месяцев); краткосрочные (1 – 3 года); среднесрочные (3 – 10 лет); долгосрочные (10 - 50 лет).По методам размещения: добровольные; принудительные. Займы могут размещаться на фондовом рынке. Функции по распространению государственных займов были закреплены за Центробанком РФ, а не за брокерскими конторами. Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Он становится структурным элементом финансовой системы (существует Департамент государственного долга и ценных бумаг) Обслуживание государственного долга – совокупность отношений по погашению долга и новым займам. В СССР государственный долг существовал в 2-ух формах: 1.внутренний долг правительства перед Центробанком в виде товаров народного потребления (ТНП);2.внешний долг перед странами - кредиторами. Управление государственным долгом: а). государственный долг должен быть вовремя погашен; б). выплата процентов; в). проведение конверсии, консолидации, унификации займов; г).выпуск новых займов; д). проведение денежно -кредитной политики; е). прочее.

 

Налогообложение - более древний  институт, чем деньги. Социально-экономическое  содержание дани, подати, налога заключается  в том, что податные слои общества отдают часть созданного ими продукта тем, кто живет за счет этого. Эволюция налоговых институтов имеет четко  выраженное направление: по мере развития экономик и государств налогоплательщики  стали отдавать меньшую часть  созданного ими продукта, и в обмен  на уплату налогов рядовые налогоплательщики  получили не только жизнь и свободу, но и постепенно расширяемый круг общественных благ по образованию, здравоохранению, развитию науки и других.

 

 С точки зрения выделения обобщающих типов систем налогообложения представляется удобным говорить о феодальном, капиталистическом, социалистическом и смешанном типах. Социально-экономическое содержание налогообложения зависит от того, что служит источником доходов у объекта налогообложения. В феодальном хозяйстве главное податное сословие составляли крестьяне, основным источником доходов которых являлись земледелие и скотоводство. Капиталистическое налогообложение отличается от феодального повышением удельного веса в прямых налогах обложения доходов от капитала. Эволюция налоговой системы происходит таким образом, что прежние институты либо отмирают, либо сохраняются в трансформированном виде. В феодальной системе большая доля изымавшегося продукта расходовалась на нужды государства и "праздного" слоя.

 

 В капиталистическом  хозяйстве "праздный слой" не  исчезает полностью, особенно  в странах третьего мира. Особенностью  капиталистического налогообложения  является увеличение доли налогов  с физических лиц. Социалистическое  налогообложение, как феодальное  и капиталистическое, в чистом  виде не существует. Любая налоговая система содержит в себе элементы разных типов и потому является смешанной Слабым местом социалистической системы было непомерное изъятие продукта сельского хозяйства в годы гражданской войны, социалистической индустриализации, послевоенного восстановления народного хозяйства и т. п.. После ликвидации советской бюджетной и налоговой системы в эволюции экономики и общества России наступил разрыв, то есть мы переживаем сейчас период социально-экономической бифуркации, исход которой неоднозначен. Применительно к российскому государству это означает, что оно может быть ликвидировано, а может и возродиться.

27.СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ  НАЛОГОВ.

 

Сущность налогов характеризует  денежные отношения, кот. складываются у гос-ва с юр. и физ. лицами. Налоги явл. основным методом мобилизации дохода при рыночных отношениях. В организационно-правовом аспекте налог представляет собой обязат. платеж в бюджетный фонд в определенном размере и в обусловленном размере установленным законом. Налоги рассматриваются как финансовая и экономическая категория. Как фин. категория выражают общие св-ва присущие всем финансовым отношениям. Как экономическая категория налоги выполняют 2 функции: 1. эконом-производственную (регулирующая и стимулирующая) 2. фискальную. На основе ф-ции 1 гос-во оказывает влияние на воспроизводство, стимулирование, развитие или наоборот расширяет и сокращает накопленный капитал. С помощью ф-ции 2 формируется бюджетный фонд. Эта ф-ция обеспечивает реально возможное перераспределение части стоимости национального дохода. Налоги и их функции составляют основу налоговой политики, кот. реализует применение таких инструментов как: налоговые ставки, методы обложения, льготы, дифференциация временных интервалов. Эти инструменты представляют комплекс организационных, правовых норм и методов налогооблажения.

 

28.ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ

 

1.Однократное обложение  2.универсализация налогооблажения 3.рациональное сочетание 4.дифференциация ставок 5.стабилизация ставок налогооблажения 6.исп. Налоговых льгот, стимулирование инвестиции и соц. Защищенности 7.четкая дифференциация налогов по бюджетам разных уровней 8.научная обоснованности ставок налогов 9.строгий порядок ведения и отнесение налогов, их ставок. Налоговая система имеет след. особенности: 1.основывается на юридических и правовых нормах 2.становиться более стабильной 3.включает новые налоги 4.соблюдает четкую последовательность при уплате 5.строится по единому принципу 6.обеспечивает единый налоговый контроль 7.учитывает и отражает мировую практику. Налоговая система классифицируется по след. признакам: 1. по характеру и содержанию 2. по их использованию 3. по уровню управления

30.РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Это рынок на котором совершаются реальные и спекулятивные сделки с ц.б. и производными ценными бумагами. Его назначение – вовлечение доп. инвестиционных ресурсов в хоз. оборот, обеспечение перелива денежных средств. Первичный рынок – это рынок 1 или повторных эмиссий ц.б. на котором осуществляется начальное размещение ц.б. среди инвесторов. Размещение производится через спец. финансовые институты (инвестиционные банки, брокерские фирмы, дилерские агентства, клиринговые компании) или через фондовые биржи. Цель – привлечение дополнительных фин. ресурсов, необходимых для инвестирования производства и др. виды затрат. Вторичный рынок – это рынок на кот. обращаются ранее выпущенные на первичном рынке ценные бумаги. Создает механизм ликвидности, формирования доверия к инвестору и спрос на ц. б., предназначен для перераспределения между субъектами хозяйствования фин. ресурсов в соответствии с потребностями расширения производства и др. нуждами общ-ва.

 

Фондовая биржа – это  место где происходит купля-продажа  ц.б., хотя может осуществляться и первичное распределение. Бывает:

 

1.замкнутая – на её торгах учавствуют только члены биржи. 2.со свободным допуском – сделки совершаются только маклерами.

 

Функции: 1.осущ. операций с  ц.б. 2.предоставление эмитентам ц.б. доп. фин. ресурсов. 3.предоставление возможности сберегателям накопления денежных средств с макс. эффектом 4.осущ. перераспределение фин. ресурсов, позволяющие изменить структуру и пропорции общ-го производства.

 

31.ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Принципами организации  финансов являются:

 

1.принцип хозяйственной  самостоятельности в определении  расходов, источников финансирования, направлений деятельности и инвестиций  с целью получения прибыли;  принцип самофинансирования, означающий  полную окупаемость затрат; 2,принцип  материальной заинтересованности, в основе которого достойная  оплата труда, оптимальная налоговая  политика и пропорции в распределении  прибыли;

 

3,принцип материальной  ответственности, реализуемый через  пени, неустойки, штрафы, объявление  банкротом, увольнение с работы;

 

4,принцип обеспечения  финансовых результатов реализуется  путем создания фондов будущих  финансовых затрат, страховых и  резервных фондов, залогов под  получаемые кредиты.

31.ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Любое управленческое мероприятие  требует соответствующей организационной  работы. Финансовая деятельность организаций  строится на основе коммерческого расчета. Коммерческий расчет – это метод  хозяйствования организаций в рыночных условиях. Его цель заключается в  максимизации получаемой прибыли, т.е. улучшения материального благосостояния ее владельцев. Основные принципы коммерческого  расчета: 1) свобода выбора предпринимательской  деятельности в рамках законодательства; 2) конкуренция; 3) полная экономическая  и оперативная самостоятельность  организаций; 4) рентабельность; 5) материальная ответственность и заинтересованность; 6) финансовый контроль. Свобода выбора предпринимательской деятельности означает, что организации вправе приобретать ресурсы, организовывать производство товаров (услуг) по собственному выбору и продавать этот товар (услуги) на рынках. Конкуренция – это  соперничество физических и юридических  лиц в сфере и процессе получения  личной выгоды. Рентабельность (прибыльность) – главное требование коммерческого  расчета, ибо только прибыль служит основой благосостояния собственника организации, а также источником расширенного воспроизводства. Финансовый контроль является обязательным условием работы организаций на коммерческом расчете. Его основные формы: 1) внутренний контроль со стороны собственников; 2) контроль со стороны государственных  и местных контрольных служб; 3) контроль финансово-кредитных организаций; 4) независимый аудиторский контроль. Финансовую работу выполняют финансовые отделы организаций, финансовые дирекции или финансовый менеджер в зависимости  от размера организации и объема финансовой работы. Содержание финансовой работы складывается из трех участков: финансового планирования,; оперативного регулирования; учета, контроля и анализа.

Информация о работе Понятие финансов. основные функции финансов