Понятие финансов. основные функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:10, курс лекций

Описание работы

Финансы — это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств. Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей.

Работа содержит 1 файл

фин помощь.docx

— 47.45 Кб (Скачать)

11.БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЯ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ

 

Слово бюджет происходит от английс. слова budget и означает чемодан или мешочек с деньгами. Финансовые отношения складывающиеся у гос-ва с предприятиями, организациями и населением называются бюджетными. Особенности которых заключаются в следующем: 1)они возникают в распределительном процессе одним из участников которого явл-ся в обязательном порядке гос-во.2)они связаны с образованием и использованием централизованного фонда ден. сре-в для общегосударственных нужд. По своей экономической природе бюдж. отношения очень разнообразны, они охватывают разные отрасли экономики, территории и уровни управления, им присущ объективный характер, они обусловлены и объективно предопределены тем, что для реализации гос-ом своих функций необходима фин-ая база и определенная доля национального дохода. Т.о. бюджет можно рассматривать, с одной стороны, как экономическую категорию, а с другой – как реальный субъективный финансовый инструмент воздействия определенного субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества. Различают бюджет индивида, бюджет коллектива, бюджет гос-ва и бюджет межгос-ой организации. Каждый из них имеет свое назначение, но экономическому содержанию всех бюджетов органически свойственны: необходимость, причины, функции и общая цель функционирования; экономическая основа, функциональная форма, функциональный механизм

 

12.СТАНОВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА  РОССИИ

 

Принципы построения бюджета.

 

1. Единство (этот принцип заключается в том, что в бюджете сосредотачиваются все доходы и расходы. Бюджет составляется по единой бюджетной классификации и по единым документам).

 

2. Полноты (т.е. каждая  статья составляется по доходам  и расходам).

 

3. Реальности (правдивое отражение  в бюджете финансовых операций, соответствие бюджетных сумм  их исполнению).

 

4. Гласности (Правительство обязывает публиковать бюджет. Этот принцип позволяет раскрыть статьи бюджета и предупредить ошибки, которые намечаются в хозяйственной политике).

 

Реально часто отходят  от этих принципов. Например, в России отходят от принципа единства бюджета, так как появляется большое количество специальных и внебюджетных фондов. Утрачивает свое значение и принцип  реальности: существуют многочисленные секретные сметные фонды, государство  стремиться скрыть реальные расходы  и использовать целевые фонды  не по назначению.

13.БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

 

Бюджетная система РФ согласно Бюджетному кодексу РФ представляет собой основанную на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Она состоит из трех уровней:1)федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;2)бюджетов субъектов  РФ и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов; 3)местных бюджетов. Бюджетная система рф состоит из трех блоков: экономического, юридического и непосредственно бюджетного. Первый объединяет экономические отношения структурных уровней России (федерального, субъектного и местного), второй - юридические положения федерации, субъектов и органов самоуправления, и третий - совокупность бюджетных элементов государства. Чем согласованнее бюджетная система, тем эффективнее она функционирует. Федеральный бюджет - главное звено бюджетной системы РФ, представляющее собой денежный фонд органов федеральной власти РФ. С его помощью власть (представительные и исполнительные органы) сосредоточивает в своих руках значительную часть внутреннего продукта, используемого для осуществления общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных и социально-экономических функций. Субъектные (республиканские, краевые, окружные и областные) бюджеты. В их задачи входят обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функции государственно-национальных и административно-территориальных образований, экономическое воздействие на производственную дея­тельность организаций в рамках их территорий, а также решение социально- экономических и культурных задач. Местные бюджеты Местные бюджеты обеспечивают финансовыми ресурсами органы местного самоуправления, реализацию местных социально экономических задач, а также выполнение ряда функций, делегированных от вышестоящих органов власти в области социально культурных и политических мероприятий. Гос-ые внебюджетные фонды сюда входят федер. Пенсионный фонд РФ, Фонд соц. страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Их задачами явл-ся финансирование конкретных соц.-экономических целевых мероприятий: страхования, пенсионного обеспечения, медиц. страхования. Гос. внебюдж. фонды организационно могут состоять из федеральных и территориальных. Т.о. бюджетн. система РФ представляет собой сложную экономич. категорию, выражающую совокупность эконом. отношений между органами гос. власти, негос-ми экономич. субъектами и физ. лицами по поводу формирования и использования ден. фондов различных органов гос. власти.

 

14.ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОС.  БЮДЖЕТА

 

Гос. бюджет создается для финансового обеспечения функций гос-ва. Экономическую базу образования бюджета составляет многообразие форм собственности, а его условиями выступают товарно-денежные отношения общества. Механизм бюджета- это система формирования и использования ден. фонда. Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей эконом. субъектов и ряда спецефических поступлении. Расходы бюджета- это инвестиции ден. средств на финансирование гос-ых нужд. Соотношение доходов и расходов принимает одну из 3 форм: баланса, дефицита, профицита Сущность гос. бюджета проявляется в его функциях. Основная функция бюджета- перераспределение фин. ресурсов от субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам потребителям. Реализуется она через механизм формирования и использования бюджетного фонда. Аккумулируя часть ден. средств субъектов производственной сферы общества, гос. бюджет осуществляет вторичное распределение или перераспределение национального дохода и богатства страны. При этом запросы неимущих субъектов удовлетворяются в определенной последовательности. Сначала производят ассигнования на содержание и нужды гос-го аппарата, органов правопорядка и вооруженных сил, затем на нужды неимущих и нетрудоспособных граждан, далее- нуждающихся сфер производства и регионов и, наконец, непроизводственной сферы.

15.РАСХОДЫ И ДОХОДЫ ГОС.  БЮДЖЕТА

 

Расходы- это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда ден. средств гос-ва и его использованием по отраслевому, целевому и региональному назначению. Категория расходов бюджета РФ проявляется через конкретные виды расходов:1)качественная характеристика,2)количественная характеристика. Качес. хар-ка определяет экономическую природу и общественное назначение каждого вида расходов. Колич. хар-ка характеризует абсолютную и относительную величину. Т.о. расходы представляют экономические отношения, возникающие в связи с распределением ден. средств гос-ва и их использование по назначению. Расходы бюджетов классифицируются по разным признакам: по назначению в общественном развитии, по общему назначению, по степени влияния на воспроизводственный процесс(по экономическому назначению), по направлению, по отраслевому признаку, по целевому назначению, по территориальному. Расходы бюджета тесно связаны с доходами. Они количественно должны соответствовать, а также оказывать влияние друг на друга. Доходы отражают экономич. отношения , возникающие у гос-ва с предприятиями, организац. и населением в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений явл-ся виды платежей предприятий, организ. и населения в гос. бюджете. Методы формирования ден. средств в бюджете зависят от многих факторов- методов хозяйствования и соц-экономичеких задач. В рыночных условиях хозяйствования система доходных поступлений формируется на базе налоговых и неналоговых платежей. Материальным источником доходов бюджета явл-ся национ. доход, а при его нехватке гос-во привлекает национ. богатство. Перераспределение национ. дохода в целях образования бюдж. доходов осу-ся с помощью налогов, займов и эмиссии денег. Доходы классифиц.: по источникам образования, по видам налогов, по методам взимания.

 

16.ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ  БЮДЖЕТА

 

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, при котором наблюдается  превышение расходной части бюджета  над его доходной частью.

 

Качество самого дефицита может быть различным: а) дефицит  может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики. В  этом случае он отражает не кризисное  течение общественных процессов, а  государственное регулирование  экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в  структуре общественного производства. б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных  стихийных бедствий и т.п.), когда  обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; в) дефицит может  отражать кризисные явления в  экономике, ее развал, неэффективность  финансово - кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. Отсюда ясно, что в условиях динамично  развивающейся экономики с устойчивыми, а главное - эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Последнее время дефицит  стал носить хронический характер. Если доходов больше, чем расходов, образуется остаток. В этом случае излишек  используется на гос-ые потребности.

17.ЭЛЕМЕНТЫ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

 

Бюджетная классификация  представляет собой группировку  поступлений и расходов,

 

основанную на однородных признаках и утвержденную тем или иным органом государственной власти. Научно построенная классификация позволяет четко распределять и учитывать поступления и расходы бюджета, последовательно проводить курс финансовой политики страны. В демократичном обществе бюджетная классификация дает возможность обществу иметь достаточно точное представление и контролировать бюджетную деятельность государства в лице исполнительных органов власти. Современная бюджетная классификация РФ включает: классификацию доходов бюджетов, функциональную классификацию расходов бюджетов; экономическую классификацию расходов бюджетов; классификацию источников внешнего и внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета; классификацию видов государственных внешних и внутренних долгов; ведомственную классификацию расходов бюджета (по целевому назначению). Классификация доходов состоит из статей доходов, которые объе­диняют виды доходов по источникам и способам их получения. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета показывает распределение бюджетных ассигнований по получателям средств из федерального бюджета. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

 

18.БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Бюджетное регулирование  – система перераспределения  денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета  нижестоящему в целях сбалансированности. К механизму регулирования относятся: субсидии; субвенции; регулирующие доходные источники. СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы).Субсидии бывают: целевыми (определяется цель); универсальными (без указаний). СУБВЕНЦИЯ – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов. Регулирующие доходные источники. Доходы делятся на: 1). закрепленные (заранее закреплены); 2) регулирующие (придут позже). Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти). Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.

19.СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ  ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

Внебюджетные фонды –  совокупность денежных ресурсов, которые  находятся в распоряжении государственных  органов и имеют целевое назначение. Порядок их формирования и использования  регламентируется соответствующим  законодательством. В зависимости  от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические  и социальные, а в зависимости  от уровня управления – на государственные  и региональные .Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов. Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне. Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По своей сущности внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. виды внебюджетных фондов: государственное социальное страхование. Этот фонд создается страховыми методами. К созданию этого фонда привлекаются все, кто занимается коммерческой деятельностью. Пенсионный фонд. Задачи пенсионного фонда: сбор средств для выплаты пенсий и пособий, а также организация пенсионного дела, участие в финансировании региональных программ. Государственный фонд занятости.

 

Всего в РФ работают на каком - либо производстве порядка 80 млн. чел. 2 – 3 % являются безработными, которых необходимо кормить, пока они ищут подходящую работу. Для этого необходим государственный фонд занятости. Для получения пособия необходимо: причина, независящая от работника (ликвидация или реорганизация предприятия); необходимо находится на учете в государственном фонде занятости и осуществлять поиск работы; обучение. Фонд обязательного медицинского страхования. Создается с целью усиления заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и предприятия, учреж., организации и гос-ва в охране здоровья работника. Сейчас есть у россиянина следующие права в этой области: выбора врача, выбора поликлиники; выбора больницы.

 

20.ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ  ФИНАНСОВ

 

Это система эконом. отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. С помощью региональных финансов гос-во выравнивает уровни экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Региональная система финансов состоит из 3 частей:1)регион. бюджеты,2)средства субъектов хозяйствования,3)регион. внебюджетн. фонды. Регион. бюджеты явл-ся главной составной частью регион. финансов. Местные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов. Средства субъектов хоз-ия как 2-ая составляющая представляет собой фин-ые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также фин. ресурсы предприятий, фирм, направленные ими на финансирование соц.- культурных и жилищно-коммуникационных объектов. Регион. внебюдж. фонды- важная часть территориальных финансов. Они формируются из добровольных взносов предприятий и населения и специальных сборов. При формировании регион. бюджетов учитывается принцип территор. формирования источника. В соответствии с ним доходы регион. бюдж. формируются за счет закрепленных и регулируемых источников. Закрепленные доходы- средства поступающие в регион. бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Они полностью принадлежат территориям. Регулируемые доходы включают всю совокупность ден. средств, которые передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие. Основная цель передачи- регулирование. т.е. сбалансированность доходов и расходов регион. бюджетов.

 

21.СТРАХОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ,  ВИДЫ, ФУНКЦИИ

 

Страхование- это совокупность особо замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет ден. взносов целового страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования или выравнивание потерь в семейных доходах. Его функции: 1)рисковый – перераспределение риска между участниками страхования ,2)предупредительной – использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая ,3)сберегательной – страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие) ,4)контрольной – контроль за формированием и использованием страховых фондов.

Информация о работе Понятие финансов. основные функции финансов