Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:10, курс лекций
Финансы — это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств. Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей.
11.БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЯ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ
Слово бюджет происходит от английс. слова budget и означает чемодан или мешочек с деньгами. Финансовые отношения складывающиеся у гос-ва с предприятиями, организациями и населением называются бюджетными. Особенности которых заключаются в следующем: 1)они возникают в распределительном процессе одним из участников которого явл-ся в обязательном порядке гос-во.2)они связаны с образованием и использованием централизованного фонда ден. сре-в для общегосударственных нужд. По своей экономической природе бюдж. отношения очень разнообразны, они охватывают разные отрасли экономики, территории и уровни управления, им присущ объективный характер, они обусловлены и объективно предопределены тем, что для реализации гос-ом своих функций необходима фин-ая база и определенная доля национального дохода. Т.о. бюджет можно рассматривать, с одной стороны, как экономическую категорию, а с другой – как реальный субъективный финансовый инструмент воздействия определенного субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества. Различают бюджет индивида, бюджет коллектива, бюджет гос-ва и бюджет межгос-ой организации. Каждый из них имеет свое назначение, но экономическому содержанию всех бюджетов органически свойственны: необходимость, причины, функции и общая цель функционирования; экономическая основа, функциональная форма, функциональный механизм
12.СТАНОВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА РОССИИ
Принципы построения бюджета.
1. Единство (этот принцип заключается в том, что в бюджете сосредотачиваются все доходы и расходы. Бюджет составляется по единой бюджетной классификации и по единым документам).
2. Полноты (т.е. каждая
статья составляется по
3. Реальности (правдивое отражение в бюджете финансовых операций, соответствие бюджетных сумм их исполнению).
4. Гласности (Правительство обязывает публиковать бюджет. Этот принцип позволяет раскрыть статьи бюджета и предупредить ошибки, которые намечаются в хозяйственной политике).
Реально часто отходят от этих принципов. Например, в России отходят от принципа единства бюджета, так как появляется большое количество специальных и внебюджетных фондов. Утрачивает свое значение и принцип реальности: существуют многочисленные секретные сметные фонды, государство стремиться скрыть реальные расходы и использовать целевые фонды не по назначению.
13.БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Бюджетная система РФ согласно
Бюджетному кодексу РФ представляет
собой основанную на экономических
отношениях и государственном устройстве
РФ, регулируемую нормами права совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
Она состоит из трех уровней:1)федерального
бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов;2)бюджетов субъектов
РФ и бюджетов территориальных
14.ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОС. БЮДЖЕТА
Гос. бюджет создается для финансового обеспечения функций гос-ва. Экономическую базу образования бюджета составляет многообразие форм собственности, а его условиями выступают товарно-денежные отношения общества. Механизм бюджета- это система формирования и использования ден. фонда. Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей эконом. субъектов и ряда спецефических поступлении. Расходы бюджета- это инвестиции ден. средств на финансирование гос-ых нужд. Соотношение доходов и расходов принимает одну из 3 форм: баланса, дефицита, профицита Сущность гос. бюджета проявляется в его функциях. Основная функция бюджета- перераспределение фин. ресурсов от субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам потребителям. Реализуется она через механизм формирования и использования бюджетного фонда. Аккумулируя часть ден. средств субъектов производственной сферы общества, гос. бюджет осуществляет вторичное распределение или перераспределение национального дохода и богатства страны. При этом запросы неимущих субъектов удовлетворяются в определенной последовательности. Сначала производят ассигнования на содержание и нужды гос-го аппарата, органов правопорядка и вооруженных сил, затем на нужды неимущих и нетрудоспособных граждан, далее- нуждающихся сфер производства и регионов и, наконец, непроизводственной сферы.
15.РАСХОДЫ И ДОХОДЫ ГОС. БЮДЖЕТА
Расходы- это экономические
отношения, возникающие в связи с распределением
фонда ден. средств гос-ва и его использованием
по отраслевому, целевому и региональному
назначению. Категория расходов бюджета
РФ проявляется через конкретные виды
расходов:1)качественная характеристика,2)
16.ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью.
Качество самого дефицита
может быть различным: а) дефицит
может быть связан с необходимостью
осуществления крупных
17.ЭЛЕМЕНТЫ БЮДЖЕТНОЙ
Бюджетная классификация представляет собой группировку поступлений и расходов,
основанную на однородных признаках и утвержденную тем или иным органом государственной власти. Научно построенная классификация позволяет четко распределять и учитывать поступления и расходы бюджета, последовательно проводить курс финансовой политики страны. В демократичном обществе бюджетная классификация дает возможность обществу иметь достаточно точное представление и контролировать бюджетную деятельность государства в лице исполнительных органов власти. Современная бюджетная классификация РФ включает: классификацию доходов бюджетов, функциональную классификацию расходов бюджетов; экономическую классификацию расходов бюджетов; классификацию источников внешнего и внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета; классификацию видов государственных внешних и внутренних долгов; ведомственную классификацию расходов бюджета (по целевому назначению). Классификация доходов состоит из статей доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам их получения. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета показывает распределение бюджетных ассигнований по получателям средств из федерального бюджета. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
18.БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности. К механизму регулирования относятся: субсидии; субвенции; регулирующие доходные источники. СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы).Субсидии бывают: целевыми (определяется цель); универсальными (без указаний). СУБВЕНЦИЯ – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов. Регулирующие доходные источники. Доходы делятся на: 1). закрепленные (заранее закреплены); 2) регулирующие (придут позже). Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти). Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.
19.СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Внебюджетные фонды –
совокупность денежных ресурсов, которые
находятся в распоряжении государственных
органов и имеют целевое
Всего в РФ работают на каком - либо производстве порядка 80 млн. чел. 2 – 3 % являются безработными, которых необходимо кормить, пока они ищут подходящую работу. Для этого необходим государственный фонд занятости. Для получения пособия необходимо: причина, независящая от работника (ликвидация или реорганизация предприятия); необходимо находится на учете в государственном фонде занятости и осуществлять поиск работы; обучение. Фонд обязательного медицинского страхования. Создается с целью усиления заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и предприятия, учреж., организации и гос-ва в охране здоровья работника. Сейчас есть у россиянина следующие права в этой области: выбора врача, выбора поликлиники; выбора больницы.
20.ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Это система эконом. отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. С помощью региональных финансов гос-во выравнивает уровни экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Региональная система финансов состоит из 3 частей:1)регион. бюджеты,2)средства субъектов хозяйствования,3)регион. внебюджетн. фонды. Регион. бюджеты явл-ся главной составной частью регион. финансов. Местные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов. Средства субъектов хоз-ия как 2-ая составляющая представляет собой фин-ые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также фин. ресурсы предприятий, фирм, направленные ими на финансирование соц.- культурных и жилищно-коммуникационных объектов. Регион. внебюдж. фонды- важная часть территориальных финансов. Они формируются из добровольных взносов предприятий и населения и специальных сборов. При формировании регион. бюджетов учитывается принцип территор. формирования источника. В соответствии с ним доходы регион. бюдж. формируются за счет закрепленных и регулируемых источников. Закрепленные доходы- средства поступающие в регион. бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Они полностью принадлежат территориям. Регулируемые доходы включают всю совокупность ден. средств, которые передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие. Основная цель передачи- регулирование. т.е. сбалансированность доходов и расходов регион. бюджетов.
21.СТРАХОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ
Страхование- это совокупность
особо замкнутых
Информация о работе Понятие финансов. основные функции финансов