Положение о Министерстве финансов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:43, лекция

Описание работы

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Работа содержит 1 файл

финансовое право (2).docx

— 144.06 Кб (Скачать)

 г) Аудиторский  (независимый) контроль

Это новый вид  финансового контроля, возникший  в Российской Федерации с конца 80-х годов XX века. С переходом к  рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также  к объективности при оценке их финансового состояния.

Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению  независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных  хозяйственных операций, налоговых  деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов  на договорной основе.*

 Основные задачи  аудиторского контроля - установление  достоверности бухгалтерской и  финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской  отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной  деятельности; обучение работников бухгалтерских  служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских  проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ oт 7 декабря 1994г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России), страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных  и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные  Правительством РФ. Обязательная аудиторская  проверка может быть проведена и  по поручению государственных органов  — прокуратуры, казначейства, налоговой  службы. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской  проверки либо препятствовать ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные  граждане, прошедшие государственную  аттестацию и зарегистрированные в  качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в  том числе, иностранные). Они могут  иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого  акционерного общества. После получения  лицензии на право осуществления  аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов  и аудиторских фирм. Аудиторские  фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской  деятельностью.

Специалистов по аудиту в разных странах называют по-разному: в США - общественными  бухгалтерами, в Великобритании и  англосаксонских странах - ревизорами или присяжными бухгалтерами, во Франции - бухгалтерами-экспертами или комиссарами  по счетам, в Германии - контролерами хозяйства или контролерами книги  и т. д. Несмотря на различия в названии, все аудиторы занимаются одним и  тем же делом: проверкой бухгалтерской  и финансовой отчетности хозяйствующих  субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Аудитор, являясь незаинтересованным лицом, выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты и задачи. Вместе с тем, у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель - укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются, в основном, централизованные финансы, аудита - преимущественно децентрализованные финансы.

Все аудиторские  услуги платные. Отношения аудиторской  фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой  услуг по договорным ценам. Если аудиторская  проверка производится на основе поручения  судебных органов при наличии  уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации  по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности  — зa счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с  Временными правилами аудиторской  деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г, результат аудиторской  Проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

1) заключение без  замечаний — аудитор подтверждает  достоверность показателей финансовой  и бухгалтерской отчетности;

2) заключение с  замечаниями (оговорками), свидетельствующее  об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

3) отрицательное  заключение составляется в тех  случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии  не соответствует требованиям  законодательства, а финансовая  отчетность недостоверна и не  дает представления о реальном  состоянии финансов; 
 

4) заключение не  составляется в том случае, если  аудитору не была предоставлена  возможность получить необходимую  информацию о проверяемом объекте.

Сфера действия аудиторского финансового контроля в России расширяется  по мере развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к  качеству аудита и профессиональному  уровню аудиторов. 

Методы  финансового контроля.

Для осуществления  контроля могут использоваться различные  методы, к числу которых относятся:

а) проверки, которые  подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

в) экономический  анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной  части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и  противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку  бюджетная система является одним  из важнейших инструментов регулирования  социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние  на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки  стратегии экономической политики государства на перспективу;

г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов  по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах  государственной власти и их отдельных  структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в  организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для  принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной  сфере.

В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно  выделить следующие их виды: 
 

комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид  проверок. Он охватывает все стороны  деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность  использования ресурсов, расчеты  с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета  и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты  в предметной области;

тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный  анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

Все нарушения, которые  были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие  управленческие решения. Ответственность  за точность его составления несет  ревизор. В акте ревизии должно содержаться  описание фактов нарушений, указано  время их совершения, стоимостная  оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и  предположения ревизора. Ревизоры также  не имеют права вмешиваться в  управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение  по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также  направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений  – в следственные органы.2

Финансовая  экспертиза

Мониторинг

6 Проблемы финансового  контроля в России.

Чингиз Иванов. Системы  государственного финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и  перспективы 

В настоящее время  работа органов государственного финансового  контроля в России характеризуется  несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь  с несформированностью целостной системы контроля за государственными финансами. «Сейчас финансовый контроль – это, скорее, набор госорганов, ведомств и служб, выполняющих определенные контрольные функции. Более 260 законов, указов, постановлений регулируют их контрольную деятельность, что не только не облегчает взаимоотношения между ними, но зачастую вносит элементы хаоса и дезорганизации» (Ляпунова Г. Деньги Всемирного Банка любят счет // Коммерсантъ. – 2002. – 15 февраля). Статус и полномочия контрольных органов определяются многочисленными правовыми актами, зачастую допускающими дублирование и параллелизм при выполнении некоторых функций.

Кроме того, действия органов финансового контроля не скоординированы. Принципиальные полномочия по проведению проверок целевого и  эффективного использования государственных  средств ряда федеральных государственных  органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная палата, финансово-надзорные  органы Минфина РФ, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, повторяют друг друга.

Между тем абсолютное большинство контрольных органов  имеют достаточно специфические  задачи, и поэтому их сфера деятельности ограничена. Подобной спецификой характеризуются  налоговые и таможенные органы, органы валютного контроля. Главное контрольное  управление Президента Российской Федерации  также, правда достаточно условно, можно  отнести к органам финансового  контроля, поскольку в его задачи входит контроль за исполнением указов и распоряжений Президента Российской Федерации, которые, как известно, касаются не только финансовых вопросов. Предельно ясны и контрольные функции Центрального банка Российской Федерации и его территориальных органов. Основная проблема заключается главным образом в распределении контрольных полномочий при организации последующего контроля между Счетной палатой, финансово-надзорными органами Минфина России, ревизионными аппаратами главных распорядителей бюджетных средств и в определенной степени – органами Федерального казначейства, которые в настоящее время наделены и полномочиями последующего контроля.

Информация о работе Положение о Министерстве финансов Российской Федерации