Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:44, курсовая работа
Расходы бюджетов представляют собой процесс планирования, выделения и использования финансовых средств, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы в соответствии с законодательством о бюджетах на очередной финансовый год. Главное звено в бюджетной системе — это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации.
Введение……………………………………………………………………………...…3
1. Планирование, финансирование расходов на образование, подготовку кадров, культуру……………………………………………………………………..……...…..5
1.1.Понятие расходов бюджета на образование, подготовку кадров, культуру…...................................................................................................................................5
1.2. Планирование и финансирование расходов на образование………….....6
1.3. Планирование и финансирование расходов на подготовку кадров……..9
1.4. Планирование и финансирование расходов на культуру…………….....12
2. Обоснование проекта бюджета муниципального образования……………........16
2.1.Задание, исходные данные для расчета…………...…..…………..…...…16
2.2.Анализ, планирование бюджетных показателей……………………..…..18
2.3.Выводы и предложения…………………………………………………....29
Заключение…………………………………………………………………………....32
Список использованной литературы………………………………………………...35
по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
на тему: «Планирование, финансирование расходов на образование, подготовку кадров, культуру»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.1.Понятие расходов бюджета на образование, подготовку кадров, культуру….....................
1.2. Планирование и финансирование расходов на образование………….....6
1.3. Планирование и финансирование расходов на подготовку кадров……..9
1.4. Планирование и финансирование расходов на культуру…………….....12
2. Обоснование проекта бюджета муниципального образования……………........16
2.1.Задание, исходные данные для расчета…………...…..…………..…...…16
2.2.Анализ, планирование бюджетных показателей……………………..…..18
2.3.Выводы и предложения…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера как важнейший фактор развития производительных сил общества. Социальная инфраструктура занимает важное место в жизни человека, в которую входят учреждения образования, здравоохранения, культуры, искусства, СМИ, социального обеспечения. В данной сфере в России занято около 25% работников, основные фонды социальной инфраструктуры составляют до 30% основных фондов народного хозяйства. На их содержание и развитие выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований [10, с. 15].
Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования расходов на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, образование, подготовку кадров, социальное страхование [10, с. 16].
Данная тема является актуальной в настоящее время, так как ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм финансовой системы общества, главным звеном которого является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функции.
Проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным процессам, оказывают влияние на финансирование учреждений культуры и образовательных учреждений. Эта проблема является актуальной и на сегодняшний день, так как федеральный бюджет испытывает недостаток средств для полного финансирования выше перечисленных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат [3, с 26].
Цель курсовой работы - исследование проблемы финансирования расходов на образование, культуру и переподготовку кадров в Российской Федерации в настоящее время, изучение существующих источников финансирования этих расходов и поиск путей их совершенствования.
Задачами курсовой работы являются:
-изучить особенности финансирования расходов на образовательные учреждения и их планирование;
-изучить особенности финансирование расходов на подготовку кадров в РФ;
-изучить особенности финансирование расходов на культуру в РФ;
-раскрыть содержания изучаемых финансовых категорий;
-проанализировать соответствующие финансово – экономические расчеты;
-выработать предложения по совершенствованию системы финансирования расходов на образование, подготовку кадров, культуру;
-рассмотреть возможные источники финансирования расходов на образование, подготовку кадров, культуру.
Также, в курсовой работе будут рассчитаны два варианта проекта бюджета муниципального образования для того, чтобы выявить какой из вариантов будет эффективнее и разработать мероприятия по решение проблемы дефицита бюджета муниципального образования.
Полученные результаты значимы для практики планирования бюджета муниципального образования и положительные результаты расчетов могут быть применены в практической деятельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ, ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ, ПОДГОТОВКУ КАДРОВ, КУЛЬТУРУ
1.1. Понятие расходов бюджета на образование, подготовку кадров, культуру.
Расходы бюджетов представляют собой процесс планирования, выделения и использования финансовых средств, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы в соответствии с законодательством о бюджетах на очередной финансовый год. Главное звено в бюджетной системе — это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации.
Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства [3, с. 184].
Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач [4, с. 101].
Все более важное место в настоящее время занимает система образования, переподготовки кадров, проблемы культуры, исходя из требований рыночной экономики.
Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно - просветительную работу, подготовку кадров.
Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов[9, с. 28].
1.2. Планирование и финансирование расходов на образование
Образование - одна из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образование согласно Закону РФ «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации.
Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включает затраты:
• на общее образование;
• на воспитание детей и подростков;
• на культурно-просветительскую работу;
• на содержание учреждений образования.
Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления 5, с. 599.
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования без каких - либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного среднего, среднего общего) образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Реализация государственных гарантий прав граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие системы образования трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию социальных функций образования: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты, образовательные программы; ресурсное обеспечение - кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; организация сотрудничества с другими социальными и образовательными системами; управление [11].
Государство гарантирует ежегодное выделение бюджетных средств на нужды образования в размере не менее 10 % национального дохода, а также защищенность расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3 % расходной части федерального бюджета. Установлено, что финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование по всей территории России на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом одновременно с законом о бюджете [8, с. 22].
На содержание учреждений образования в 2009 году выделялось примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Причем, из федерального бюджета направляется около 4% его расходов и около 20% расходов – из бюджетов субъектов Федерации.
В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составили примерно 15%, на общее среднее образование — 41%, школы-интернаты — 8%, среднее специальное образование — 10%, на высшее образование — 12% (в соответствии с рисунком 1) [8, с. 25].
Структура расходов на образование в 2009 г., %
Рисунок 1. Расходы на образование в 2009г.
Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов Федерации и только на 1% из федерального бюджета. В то же время высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов [8, с. 28].
Схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливается типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения. В соответствии с федеральным законом "Об образовании" бюджетное финансирование должны получать и негосударственные образовательные учреждения по нормативам, аналогично для государственных и муниципальных образовательных учреждений с момента их государственной аккредитации.
Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения государственных нормативов и абсолютных размеров финансирования за счет бюджетных средств. К дополнительным платежным услугам относятся:
• обучение по дополнительным образовательным программам;
• преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
• репетиторство;
• углубленное изучение отдельных предметов и т. д. [3, с. 204]
Доходы от дополнительной образовательной деятельности направляются на развитие уставной деятельности учреждения и заработную плату сотрудников, и такая деятельность согласно законодательству не является предпринимательской.
Негосударственные образовательные учреждения взимают плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Их деятельность не рассматривается как предпринимательская, если полученный доход идет на возмещение затрат по обеспечению учебного процесса, развитие учебного процесса и выплату заработной платы сотрудникам учреждения [3, с. 209].
Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы [12].