Перспективы развития пенсионной системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, а также обосновать перспективы развития НПС Казахстана. Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
- теоретическое обоснование функционирования пенсионной системы Казахстана;
- изучение результатов развития пенсионной системы Казахстана;
-рассмотреть современное состояние пенсионной системы Казахстана;
-на основе проведенного анализа выявить проблемы развития пенсионных фондов Казахстана и разработать пути их преодоления;
-разработать предложение для совершенствования деятельности исследуемого пенсионного фонда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1 Теоретические основы пенсионной системы РК…………………..5
Понятие пенсионной системы……………………………………………….5

Причины реформирования пенсионной системы РК……………………..8

1.3 Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в РК» ……………………………………………………………………………...10
Глава 2 Анализ пенсионной системы РК……………………………………12
2.1 Пенсионные фонды: состояние и функции………………………………...12

2.2 Источники формирования и направления использования
средств пенсионных фондов…………………………………………………….17
Глава 3 Перспективы развития пенсионной системы РК………………..27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

фин курсовая.doc

— 431.00 Кб (Скачать)

       Суть накопительной пенсионной системы – это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными.

       Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственный накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальный код (СИК).

       Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) КУПА, которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.  

       1.2 Причины реформирования пенсионной системы РК

       Старая система — традиционная накопительная, с установленными выплатами.  
— Выплаты определялись формулой на основе заработка и количества лет отчислений.

       — Пенсионные активы не инвестировались.

       Ее характеристики:

       — Большой охват.

       — Низкий пенсионный возраст (55/60).

       — Низкие пенсии (ставка замещения 38%).

       — Льготы по раннему выходу на пенсию для определенных социальных групп привели к несправедливому распределению ресурсов (средний фактический возраст выхода на пенсию — 52 года).

       Реформа в Казахстане вызвана:

       Крайней чувствительностью к экономическим спадам.

       Сокращением занятости в официальном секторе.

       Быстрым старением населения.

       Уклонением от налогов и пенсионных отчислений в неофициальном секторе.

       Отсутствием связи между взносами и выплатами.

       Неизбежным крахом пенсионной системы.  

       Коэффициент демографической нагрузки (численность населения старше 63 лет / население в возрасте 16-63 лет)

       — в 2000 году — 16,5%

       — в 2010 году — 15,9%

       — в 2020 году — 21,7%

       — в 2030 году — 27,1%

         1998-2000 годы являются этапом становления пенсионной реформы и накопительных пенсионных фондов. Пенсионная реформа достигла определенных результатов за эти годы. Можно отметить и сжатые сроки её проведения, и успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, сформировавшуюся законодательную и нормативную базу, а также инфраструктуру рынка. Но всё же, несмотря на издержки реформирования пенсионной системы Казахстана, её преобразование оказывает положительное влияние на финансово-экономический сектор экономики уже сегодня. На финансовом рынке появился новый институциональный инвестор, ресурсы которого уже превысили собственный капитал банков второго уровня, а в не далеком будущем активы пенсионных фондов будут вполне сопоставимы с активами банковского сектора.

       Одним из главных преимуществ данной реформы является то, что бюджетное бремя заметно полегчало, так как теперь каждый работающий сам заботится о своей будущей пенсии. Второе – размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины его пенсионных накоплений, т.е. от того, как он работал и сколько зарабатывал. А при старой системе все, начиная от героев труда и заканчивая тех, кто работал спустя рукава, - в итоге получали примерно одинаковую пенсию. Следующий аспект – раньше было время, когда в стране катастрофически не хватало денег. Сегодня в системе более 1 трлн. 221 млрд. 385 млн. тенге. В Республике созданы крупные институциональные инвесторы, которые могут вкладывать деньги в долгосрочные проекты. И все денежные средства вложены в ценные бумаги.

       Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Все эти деньги инвестируются в государственные ценные бумаги и в облигации крупнейших казахстанских компаний. Они идут на развитие страны, на рост объема производства, а это всегда связанно с занятостью населения. Работники нужны, когда расширяется основное производство, и появляются дополнительные. Новые рабочие места возникают при транспортировке и реализации продукта, при создании и развитии инфраструктуры. Ещё одним немаловажным фактом является то, что благодаря пенсионным накоплениям зависимость экономики Казахстана от иностранных инвестиций значительно сократилась. Все эти преимущества служат результатом реализации одной из стратегических задач, которые ставились перед накопительными пенсионными фондами.

       Но наряду с положительными моментами существуют и отрицательные стороны. Не получили пока должного развития добровольные механизмы пенсионных накоплений. Но здесь фонды сталкиваются с немотивированностью данных видов пенсионных отчислений. Долгое время добровольные пенсионные взносы облагались налогами при перечислении и получении. С января 2008 года проблема двойного налогообложения при внесении добровольного пенсионного взноса вкладчиком в свою пользу решен. Однако добровольные накопления неплохо бы освободить от налогообложения и при выплатах, только в этом случае они станут привлекательными для населения. Пока же люди по-прежнему скептически относятся к данному виду инвестиций на будущее, предпочитая другие инвестиционные инструменты: покупку недвижимости, депозиты в банках, доверительное управление активами, паи инвестиционных фондов 

       1.3. Основные положения действующего Закона

       «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

       Как и при прежней солидарной, так и при накопительной системе пенсионного обеспечения государство оставило за собой право регулирования. Для этого был разработан ныне действующий Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», состоящий из пяти разделов.

       В нем предусмотрены меры по обеспечению сохранности пенсионных накоплений, порядок пенсионного обеспечения из Центра, а также из накопительных пенсионных фондов.

       Обратимся к некоторым статьям данного Закона.

       В соответствии со статьёй 27, вкладчик накопительных пенсионных фондов имеют право выбирать накопительный фонд, получать информацию о состоянии пенсионных накоплений, осуществлять добровольные пенсионные взносы в пользу третьих лиц, обжаловать в судебном порядке действия накопительного фонда. Но вместе с этим вкладчик должен вносить обязательные пенсионные взносы только в один из накопительных пенсионных фондов, сообщать в накопительные пенсионные фонды о всех изменениях, влияющих на выполнение обязательств фондом, в течение 10 дней с момента изменений.

       Получатель в свою очередь имеет право получать пенсионные выплаты из накопительных фондов по достижении пенсионного возраста и в иных случаях, предусмотренных в Законе, переводить свои пенсионные накопления из одного накопительного пенсионного фонда в другой не чаще чем два раза в календарном году, завещать свои накопления, а также имеет право изъять их при выезде на постоянное жительство за пределы Казахстана.

       В соответствии с Законом граждане имеют право на назначение пенсий:

       с 1 января 1998г – мужчинам по достижении 61 года, женщинам – 56 лет;

       с 1 июля 1998г – мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам – 56,5 лет;

       с 1 июля 1999г – мужчинам по достижении 62 лет, женщинам – 57 лет;

       с 1 июля 2000г – мужчинам по достижении 62,5 года, женщинам – 57,5 лет;

       c 1 июля 2001г – мужчинам по достижении 63 лет, женщинам – 58 лет.

       Граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года имеют право на назначение пенсии:

       мужчинам – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет;

       женщинам – по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет.

       Выплата пенсий осуществляется следующим образом: если трудовая деятельность началась после 1 января 1998 года, то по достижении пенсионного возраста будут получать пенсионные выплаты только за счет собственных пенсионных накоплений из своего накопительного пенсионного фонда. Для тех, кто на этот срок имели 6 месяцев или больше, согласно закону, их пенсия состоит из двух частей. Первая часть из ГЦВП. Её размер рассчитывается пропорционально трудовому стажу. Вторая часть выплачивается из накопительного пенсионного фонда, и её размер прямо зависит от величины пенсионных накоплений. Все кто получал пенсию до 1 января 1998 года (т.е. те граждане, которые достигли пенсионного возраста и имеющие трудовой стаж 20 и 25 лет) продолжают получать пенсионные выплаты из Государственного центра по выплате пенсий параллельно с выплатами из накопительной системы.

       Исчисление пенсионных выплат в полном объёме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчета 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан. Доход для исчисления пенсионных выплат из Государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются и выплачиваются пожизненно.

       Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий, в конечном счете единый – средства республиканского и местных бюджетов. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ пенсионной системы РК 

       2.1 Пенсионные фонды: состояние и функции

       В казахстанской структуре накопительной пенсионной системы действует три основных элемента: пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) и банки-кастодианы.

       Пенсионные фонды привлекают пенсионные взносы, осуществляют пенсионные выплаты и ведут учет индивидуальных счетов вкладчиков. Они работают как операторы ваших отчислений. ООИУПА, как следует из их названия, управляют пенсионными активами, инвестируя их в различные инструменты, разрешенные законодательством. Пенсионный фонд заключает договор с управляющей компанией, и та, исходя из собственного опыта и собственной стратегии, заставляет пенсионные накопления работать за счет покупки и продажи финансовых инструментов.

       Несколько лет назад государство разрешило пенсионным фондам получать лицензии на самостоятельное управление пенсионными активами. И на сегодняшний день 9 из 14 фондов имеют такие лицензии. За свою работу НПФ получают комиссионное вознаграждение, которое состоит из двух пунктов:

       1) не более 15% от инвестиционного дохода (эта сумма распределяется между НПФ и ООИУПА согласно двустороннему договору между ними или полностью взимается НПФ в случае, если он сам осуществляет инвестиционное управление пенсионными активами);

       2) еще 0,05% в месяц финансовый институт получает от пенсионных активов.

       Третий элемент системы – банк-кастодиан, который не может быть аффинированным с НПФ либо ООУИПА, хранит пенсионные деньги и контролирует их целевое размещение. У управляющей компании есть счет в банке. Совершая покупку ЦБ, она дает поручение банку-кастодиану оформить сделку и перечислить деньги на определенный счет. Набор финансовых инструментов строго регламентирован, и вне этого списка банк-кастодиан не имеет права переводить средства вкладчиков, что сводит возможность нецелевого использования пенсионных отчислений к нулю. Это система независимых элементов позволяет поддерживать высокий уровень надежности работы пенсионного капитала.

Информация о работе Перспективы развития пенсионной системы РК