Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:09, курсовая работа
Цель данной работы является изучение Пенсионного Фонда РФ, его роли в осуществлении пенсионного обеспечения граждан. К задачам работы следует отнести следующие:
- изучение сущности и структуры Пенсионного фонда России;
- изучение целей и основных задач Пенсионного фонда России;
- изучение сущности формирования и расходования средств Пенсионного Фонда;
- изучение основных характеристик Пенсионного фонда России;
- изучение особенностей пенсионной реформы России;
- анализ расходов Пенсионного фонда России в динамике;
- изучение основных проблем Пенсионного фонда и перспектив их решения в России.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО РОЛЬ И ЗАДАЧИ
1.1 Пенсионная система страны и ее характеристики
1.2 Развитие Пенсионного Фонда РФ
1.3 Структура и задачи Пенсионного фонда РФ
1.4 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
2 РОЛЬ ПЕНСИОННОГО ФОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ
3.1 Характеристика пенсионного обеспечения за рубежом
3.2 Пенсионная реформа России и перспективы развития ПФР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- привлечение к реформе негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний;
- контроль инвестиций пенсионных накоплений.
Так, к основные различия между старой пенсионной системой и новой можно отнести следующие[16]:
- в новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;
- новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;
- новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;
- новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;
- в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.
В настоящее время министерство здравоохранения и социального развития РФ разрабатывает проект «Концепции долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года», которая предполагает выработку стратегии и принятие новых законодательных актов.
Бюджет Пенсионного фонда России на 2012-2014 годы сформирован в условиях снижения тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2012 и 2013 годах до 22 процентов, в 2014 году планируется вернуться к действующему тарифу 26 процентов.
Для таких категорий, как сельхозпроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельхозналог, организации, со статусом резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организации, использующие труд инвалидов, средства массовой информации, хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями, организации в области информтехнологий и др., будут действовать пониженные тарифы. Все государственные обязательства по пенсионному страхованию граждан и по выплате трудовых пенсий сохраняются. Это в полной мере касается и обязательств по повышению пенсионных выплат и индексаций. Для компенсации выпадающих доходов предусматриваются дополнительные трансферты из федерального бюджета.
Основная идея законопроекта бюджета ПФ РФ – обеспечение всех социальных обязательств денежными средствами и проведение необходимых индексаций. Общие параметры бюджета на трехлетку таковы: в 2012-м году доходы ПФ с учетом накопительной составляющей – 5,7 трлн. рублей, к 2014-му году эта сумма составит 6,9 трлн. рублей. Особенность при планировании доходов на ближайшие годы состоит в том, что по решению президента и правительства предусмотрено снижение тарифов страховых взносов для организаций за исключением малого бизнеса до 22%, для малого бизнеса – 20%. Есть обширный перечень льготных категорий со ставкой до 8%. Все льготники сохраняются. Расширен перечень льготных категорий, в которые добавлены ИП которые осуществляют свою деятельность в области благотворительности. Предусмотрены средства в 2012 году – 304 млрд. рублей, в 2014-м – 320 млрд. рублей. Расходы составят на 12% больше, чем в 2011-м году.
На 2012 год предусмотрена индексация пенсий с 1 февраля – на 7,% , с 1 апреля – 2,4% . Будут также проиндексированы социальные пособия, и материнский капитал.
По абсолютным показателям трудовая пенсия в 2012 году в среднем составит – 9400 рублей по старости – 9800 рублей, к 2014-му году трудовая пенсия превысит 11230, пенсия по старости достигнет 11800 рублей. В среднем по стране социальные пенсии держатся на уровне прожиточного минимума, в 2012-м году – социальная пенсия составит 5771 рубль, в 2014-м – 7061 руб.
Отдельные категории – инвалиды ВОВ, участники ВОВ и вдовы ВОВ имеют повышенные размеры пенсий от 20 тысяч рублей. Для них прирост составит более семи тыс. рублей.
ПФ РФ осуществляет такие проекты, как выплата федеральных социальных доплат тем, у кого пенсия ниже прожиточного минимума, а это два млн. наших граждан. Предусмотрены выплаты материнского семейного капитала. Также Пенсионный фонд России предусмотрел один млрд. рублей для субсидий на федеральные программы по укреплению материальной базы социальных учреждений. Все программы будут продолжаться и в 2012-2014 годах. Бюджет ПФ даст возможность не только выполнить все обязательства, но и увеличить материальное обеспечение граждан[17].
Итересно отметить, что Средний уровень социальных пенсий в 2012 году составит 5974 рубля (с учетом этих 3000 руб.), к 2014 году он увеличится до 7296 рублей с (опять же с учетам этих 3000 руб.)[18].
В завершении можно отметить, что вообще, пенсионное страхование представляет собой страхование с целью формирования источников финансирования пенсий.
Социально значимые функции ПФР - это:
- назначение и выплата пенсий (для 39,2 млн. пенсионеров);
- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.
- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
- взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
- управление средствами пенсионной системы;
- реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 г., программа «тысяча на тысячу»);
- с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
- с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
Пенсионный фонд Российской Федерации, таким образом, - это крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам, основанная 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I.
В данной курсовой работе определили особенности функционирования Пенсионного фонда России и определили его роль в финансировании социальной среры экономики страны.
В данной курсовой работе необходимо было определить особенности Пенсионного Фонда РФ, его роли в осуществлении пенсионного обеспечения граждан.
Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад, в 1889-ом году в Германии и Великобритании.
Для России немаловажен опыт зарубежных стран.
Выяснили, что пенсионная система Чили считается одной из самых новаторских в мире. Этот опыт использовался реформаторами в России.
Что касается пенсионной системы Китая, из всех мировых систем социального страхования и пенсионного дела Китай решил ввести пенсионную систему по российскому образцу.
Было выяснено, что Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
В качестве выводов важно сказать, что Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является обеспечение заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение. Необходимо постоянное совершенствование деятельности Пенсионного Фонда страны. В ряду наиболее значимых на данный момент преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г.) // СПС «Гарант»
2. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изменениями от 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г.) // СПС «Гарант»
3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995 г.) // СПС «Гарант»
4. Федеральный Закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года // СПС «Гарант»
5. Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // СПС «Гарант»
6. Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования» // СПС «Гарант»
7. Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // СПС «Гарант»
8. Постановление от 22 января 2003 г. № 34 «О назначении Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанка) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений» // СПС «Гарант»
9. В 2014 году пенсия по старости достигнет 11800 рублей // Телеинформ.- 2011.- сентябрь
10. Гвозденко А.А. Основы страхования.- М.: «Финансы и статистика», 2007.- 269 с.
11. Оболонцев Р.Д. Финансы и Кредит.- М.: «Вита-ПРЕСС», 2007.-519 с.
12. Рейтман Л.И.Страховое дело. Учебник.- М.: «Фраза», 2010 - 325 с.
13. Финансы и Кредит: Учебник для вузов, под ред. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Издательство “Перспектива”; издательство «Юрайт».- 2006.- 520 с.
14. Вавулин Р. Пенсионное страхование // Все о страховании.- 2008.- №63
15. Завалин И.Д.Пенсионный фонд России: характеристика // Новости России.- №6 (357).- 2009.- март
16. Малахов Д. Пенсионное страхование // Все о страховании.- 2010.- №91
17. Маралова М. Пенсионная реформа в России // DSR.- 2008.- май
18. О пенсионном обеспечении за рубежом // BelRN.- 2010.- октябрь
19. Щербинин О. Итоги работы Пенсионного фонда в 2008 году // Экономическая Россия.- №27 (246).- 2008.- декабрь
20. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ: http://www.pfrf.ru/job_pensia/ (дата обращения 22.12.2011 г.)
21. Сайт Минздравсоцразвития России -
http://www.minzdravsoc.ru/
22. Электронный ресурс: http://www.baltinfo.ru/2011/
3
[1] Ланская К. Пенсии за рубежом - правда и мифы // Пенсионерская правда.-2010.- 15 сентября
[2] Гвозденко А.А. Основы страхования.- М.: «Финансы и статистика», 2007.- 269 с., с.84
[3] Рейтман Л.И.Страховое дело. Учебник.- М.: «Фраза», 2010 - 325 с., с. 77
[4] Оболонцев Р.Д. Финансы и Кредит.- М: «Вита-ПРЕСС», 2007.-519 с., с. 115
[5] Финансы и Кредит: Учебник для вузов, под ред. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Издательство “Перспектива”; издательство «Юрайт», 2006.- 520 с., с. 325
[6] Вавулин Р. Пенсионное страхование // Все о страховании.- 2008.- №63
[7] Федеральный закон Российской Федерации от 25 ноября 2008 г. N 214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // СПС «Гарант»
[8] Завалин И.Д.Пенсионный фонд России: характеристика // Новости России.- №6 (357).- март 2009
[9] Официальный сайт Пенсионного Фонда России: www. http://www.pfrf.ru (дата обращения 22.12.2011 г.)
[10] Официальный сайт Пенсионного Фонда России: www. http://www.pfrf.ru (дата обращения 22.12.2011 г.)
[11] Щербинин О. Итоги работы Пенсионного фонда в 2008 году // Экономическая Россия.- №27 (246).- 2008.- декабрь
[12] Федеральный Закон N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года // СПС «Гарант»
[13] Маралова М. Пенсионная реформа в России // DSR.-май 2008.- С.3
[14] Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // СПС «Гарант»
[15] Сайт Минздравсоцразвития России - http://www.minzdravsoc.ru/
[16] Маралова М. Пенсионная реформа в России // DSR.- 2008.- май.- С.3
[17] В 2014 году пенсия по старости достигнет 11800 рублей // Телеинформ.- 2011.- сентябрь
[18] Электронный ресурс: http://www.baltinfo.ru/2011/