Пенсионный фонд РФ,его роль и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является изучение Пенсионного Фонда РФ, его роли в осуществлении пенсионного обеспечения граждан. К задачам работы следует отнести следующие:
- изучение сущности и структуры Пенсионного фонда России;
- изучение целей и основных задач Пенсионного фонда России;
- изучение сущности формирования и расходования средств Пенсионного Фонда;
- изучение основных характеристик Пенсионного фонда России;
- изучение особенностей пенсионной реформы России;
- анализ расходов Пенсионного фонда России в динамике;
- изучение основных проблем Пенсионного фонда и перспектив их решения в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО РОЛЬ И ЗАДАЧИ
1.1 Пенсионная система страны и ее характеристики
1.2 Развитие Пенсионного Фонда РФ
1.3 Структура и задачи Пенсионного фонда РФ
1.4 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
2 РОЛЬ ПЕНСИОННОГО ФОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ
3.1 Характеристика пенсионного обеспечения за рубежом
3.2 Пенсионная реформа России и перспективы развития ПФР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Пенсионный Фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы .doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Далее необходимо определиться с динамикой расходов Пенсионного Фонда России.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год по расходам составил в сумме 1 176 131,3 млн. рублей, из них 1 171 321,0 млн. рублей в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий

Расходы бюджета фонда в 2007 году составили 1770812249,2 тыс. рублей, или 118,9 %. Объем расходов бюджета Фонда в 2008 году составил 2 113 706 514,0 тыс. рублей, из них 2 093 436 876,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации, в сумме 10 700,0 тыс. рублей.

Предельный объем профицита бюджета Фонда в сумме 216 926 145,2 тыс. рублей, из них 13 761 406,6 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Общий объем расходов бюджета Фонда на 2009 год составил в сумме 2 481 441 976,7 тыс. рублей, из них 2 454 709 469,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации, в сумме 11 910,0 тыс. рублей.

Общий объем расходов бюджета Фонда на 2010 год составил в сумме 2 903 463 091,1 тыс. рублей, из них 2 866 737 825,7 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации, в сумме 12 680,0 тыс. рублей.

Предельный объем профицита бюджета Фонда на 2009 год в сумме 188 091 517,8 тыс. рублей, из них предельный объем дефицита бюджета Фонда в сумме 57 187 138,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2010 год в сумме 276 301 109,8 тыс. рублей, из них предельный объем дефицита бюджета Фонда в сумме 9 148 974,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий[8].

 

Рис.4. Динамика расходов ПФР

 

В соответствии с Рисунком 4 можно сделать вывод, что в 2010 году расходы увеличились по сравнению с прошлыми годами.

Рис.5. Структура расходов в 2010 году

 

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

Таблица 2.

Сведения о численности пенсионеров и средних размерах их пенсий в 2009 году[9]

Категории пенсионеров

Численность пенсионеров, тыс.человек

 

Средний размер пенсии, рублей

 

Всего пенсионеров

38650

4741

Получатели трудовых пенсий, из них:

35758

4842

по старости

30236

5104

по инвалидности

3839

3657

по случаю потери кормильца

1683

2841

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, из них:

2892

3483

пенсии военнослужащих и их семей

64

4552

Социальные пенсии

2516

3260

Инвалиды вследствие военной травмы, получающие две пенсии

149

12257

Участники ВОВ, получающие две пенсии

344

12141

Вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, получающие две пенсии

37

9341

Родители погибших военнослужащих, получающие две пенсии

42

8566


 

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произошло увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составил 2 562 рубля к началу 2010 года.

Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии была повышена на 17,5%. А  1 августа 2009 года была проведена ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%[10].

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости,  а ее получают свыше 30 млн. человек, превысил прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достиг величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 млн. россиян.

Итак, подведя итоги работы Пенсионного фонда России, было отмечено, что в 2008 году ПФР реализовал весь комплекс мер по повышению уровня пенсионного обеспечения россиян. В частности, 1 августа базовая часть пенсии была увеличена на 15%; страховая часть повышалась трижды: 1 февраля, 1 апреля и 1 августа. В целом, повышение составило 30%. Таким образом, по состоянию на 1 октября средний размер трудовой пенсии по старости достиг 4 902 рубля.

В 2008 году в России появилась новая категория пенсионеров – отставные военнослужащие, которые после выхода на пенсию работали с отчислением страховых взносов. Эта категория пенсионеров получила законные права на назначение страховой части трудовой пенсии. По состоянию на декабрь, в территориальные органы Пенсионного фонда России за выплатой страховой части трудовой пенсии обратилось более 275 000 военнослужащих.

Помимо выполнения своей главной задачи – реализации законодательства по обязательному пенсионному страхованию – Пенсионный фонд России активно функционировал в области социальной защиты. В первую очередь, речь идет о ежемесячных денежных выплатах ветеранам: в 2008 году они увеличивались дважды – 1 апреля и 1 июля. В итоге в 2008 году средний размер дохода инвалида или участника Великой Отечественной Войны с учетом других выплат составил свыше 15 000 рублей. В 2008 году Пенсионный фонд России продолжал реализацию закона о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. Сформирован и ведется федеральный регистр лиц, которые имеют право на получение «материнского» капитала. По состоянию на начало декабря 2008 года, территориальные органы Пенсионного фонда выдали более 845 000 сертификатов на «материнского» капитал. При этом стоит отметить, что направить средства «материнского» капитала на погашение ипотечных кредитов можно будет уже с января 2009 года. Решение об этом было принято Правительством РФ, в настоящий момент готовятся соответствующие уточнения в бюджет Пенсионного фонда России[11].

Также можно сказать, что на сегодняшний день к Программе государственного софинансирования пенсии, стартовавшей 1 октября 2008 года, присоединилось свыше 650 000 россиян, подавших заявление в адрес Пенсионного фонда. В соответствии с законодательством, уже с 1 января 2009 года государство осуществляет софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан.

Далее необходимо рассмотреть проблемы и перспективы совершенствования Пенсионного фонда РФ.

 


3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ

 

3.1 Характеристика пенсионного обеспечения за рубежом

 

Для России немаловажен опыт зарубежных стран, однако, на практике попытки внедрения в России опыта зарубежной страны обычно заканчивались неудачей. Экономисты определяют разные причины, хотя, возможно, наиболее значимая - недостаточно хорошее изучение новаторами особенностей России и менталитета ее жителей. Дело в том, что нельзя применять в России зарубежный опыт, закрывая глаза на местные реалии. В России, если существует проблема, то наиболее эффективный способ ее решения - поиск собственного решения с учетом зарубежного опыта.

В данном параграфе рассмотрим сравнительную таблицу пенсионного обеспечения за рубежом.

Пенсионное обеспечение в зарубежных странах по состоянию на конец 2010 года представлено в Приложении А.

В соответствии с Приложением А можем сделать вывод, что одной из самых совершенных можно считать пенсионную систему США, которая основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения.

Одной из старейших систем социального страхования в мире (с 1908г) является английская.

Пенсионная система Чили считается одной из самых новаторских в мире. Этот опыт использовался реформаторами в России. Отличие от пенсионной системы России: пенсионные средства перечисляются бухгалтериями работодателей непосредственно в управляющие компании, что значительно снижает транзакционные издержки и возможности возникновения ошибок. (Однако по опыту Казахстана, выбравшего такую же практику, передача накоплений,  минуя ПФ, создает благодатную почву для возникновения разного рода злоупотреблений со стороны  работодателей).

Что касается пенсионной системы Китая, из всех мировых систем социального страхования и пенсионного дела Китай решил ввести пенсионную систему по российскому образцу.

Самая развитая трехуровневая система пенсионного обеспечения, которая состоит из государственного пенсионного обеспечения (базовое), профессиональное пенсионное обеспечение, которое носит обязательный характер и индивидуальное пенсионное обеспечение, является голландская. 

Далее рассмотрим более подробно основы функционирования зарубежных пенсионных фондов.

Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад, в 1889-ом году, в Германии - при канцлере Бисмарке. В Великобритании и Австралии первые государственные пенсии начали выплачивать 20 лет спустя - в 1908-ом году, а в Соединенных Штатах - государственная пенсионная система сложилась в 30-ые годы.

Первый закон об обязательном пенсионном страховании был принят в США только в 1935 году. Пенсии начали выплачивать с 1940 года. Сегодня порядка 90% пенсионеров в Америке получают государственную пенсию.

Обычно пенсия колеблется в пределах от 50 до 80% от зарплаты и составляет в среднем 700 долларов. Для лиц, работающих по найму, взносы в пенсионный фонд составляют 7,5%. Ровно столько же платит за своего наемного рабочего и работодатель. А вот лица свободных профессий: художники, адвокаты, предприниматели обязаны отчислять в пенсионный фонд уже 15% от своих заработков. Если же человек никогда не работал и не имеет пенсии, или же пенсия не превышает 3/4 уровня бедности, то в таком случае государство выплачивает из бюджета пособие 280 долларов.

На пенсию французы в основном уходят в возрасте 60 лет и мужчины, и женщины. Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд составляют 16,35%. Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель. Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты, рассчитываемой за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия около 6,000 евро в год, максимальная в два раза больше.

Принцип немецкой пенсионной системы заключается в том, что деньги, которые переводятся в пенсионный фонд сегодня, обеспечивают безбедную старость ныне здравствующим пенсионерам. Еще совсем недавно пенсионные отчисления составляли 18.6% от заработка, на сегодня этот показатель уже равен 20,3%. Но из этих 20,3% сам работник выплачивает только половину. Вторую половину за него вносит работодатель, это продолжается до 65-летнего возраста, при достижении которого немцы уходят на пенсию.

Однако есть в немецкой пенсионной системе и одно ограничение: пенсионные взносы работники платят только с заработков, не превышающих 6.000 евро или 5,000 долларов в месяц. Если же заработная плата существенно больше, то взносы все равно нужно платить только с 6,000 евро. Остальную сумму обычно помещают в фонды необязательного страхования. Размер немецкой пенсии может доходить до 70% от заработной платы, но это возможно только при наличии минимум 12 лет трудового стажа.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ,его роль и задачи