Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:09, курсовая работа
Цель данной работы является изучение Пенсионного Фонда РФ, его роли в осуществлении пенсионного обеспечения граждан. К задачам работы следует отнести следующие:
- изучение сущности и структуры Пенсионного фонда России;
- изучение целей и основных задач Пенсионного фонда России;
- изучение сущности формирования и расходования средств Пенсионного Фонда;
- изучение основных характеристик Пенсионного фонда России;
- изучение особенностей пенсионной реформы России;
- анализ расходов Пенсионного фонда России в динамике;
- изучение основных проблем Пенсионного фонда и перспектив их решения в России.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО РОЛЬ И ЗАДАЧИ
1.1 Пенсионная система страны и ее характеристики
1.2 Развитие Пенсионного Фонда РФ
1.3 Структура и задачи Пенсионного фонда РФ
1.4 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
2 РОЛЬ ПЕНСИОННОГО ФОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ
3.1 Характеристика пенсионного обеспечения за рубежом
3.2 Пенсионная реформа России и перспективы развития ПФР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В Великобритании пенсионный возраст для мужчин 65 лет, для женщин 60 лет. Взносы в пенсионный фонд составляют со стороны работника 10%, но только с заработка, не превышающего 23,660.00 фунтов в год. Соединенное Королевство гарантирует своим гражданам минимальную пенсию и не принуждает их вносить колоссальные взносы в пенсионный фонд. Это личное дело каждого. В конце концов, можно открыть счет в негосударственном пенсионном фонде.
Работодатели также платят взносы в пенсионный фонд. Но эти суммы уже отличаются в диапазоне от 3% до 10,2% от заработка. В британской пенсионной системе при назначении пенсии учитывается такое огромное количество факторов, что даже не всякий работник социальной сферы способен правильно рассчитать пенсию.
Израиль, к примеру, славится своей «полусоциалистической» системой социального страхования. Однако государственного пенсионного фонда здесь не существует. Его заменяет фонд обязательного социального страхования, откуда выплачиваются не только пенсии, но и, например, пособия по безработице или старости. Последние выплачиваются всем лицам, достигшим пенсионного возраста, для мужчин это 65 лет, а для женщин 60, в размере от 16 до 24% средней заработной платы в зависимости от семейного положения. Но сами по себе эти суммы не в состоянии покрыть расходы на проживание в Израиле. Поэтому многие наемные работники предпочитают становиться членами пенсионных фондов, куда и отчисляют 5.5% от своих заработков. Кроме этих взносов работодатель также платит за своего наемного работника, но уже 12% от зарплаты. И если работник имеет достаточно большой стаж, то его пенсия может составить до 75% от заработка на последнем рабочем месте. И это притом, что сами пенсии налогом не облагаются.
Большинство пенсионных систем основывается на двух фундаментальных принципах. Первый - добровольное пенсионное накопительное страхование, позволяющее планировать свою пенсию с учетом личных потребностей. Пенсия в этом случае выплачивается из средств, откладываемых Вами на протяжении трудовой деятельности. Второй-солидарность. Пенсии выплачиваются старикам из отчислений ныне работающих. Во всем мире очень популярны негосударственные пенсионные фонды, позволяющие пенсионерам существенно улучшить свое материальное положение и удовлетворить страсть к развлечениям и путешествиям, не слишком обременяя свой кошелек. Многие американские корпорации отчисляют в негосударственные пенсионные фонды часть прибыли, тем самым, стимулируя работников фирмы держаться за место. Это выгодно еще и тем, что подобные выплаты не только не облагаются налогом, но и уменьшают налогооблагаемую базу работодателя.
Сущность пенсионной реформы в РФ Федерации заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-
Распределительная схема представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределние между пенсионным населением.Распределительно-
Так, пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Таким образом, Государство стремится обеспечить финансовое благополучие будущих пенсионеров.
C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.
С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.
С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.
Также с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Как сказано в законе «Об обязательном пенсионном страховании», страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе смогут принимать участие негосударственные пенсионные фонды – туда можно будет переводить накопления из ПФР. Одной из основных задач, которую должна решить реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала[12].
Так, основные различия между старой пенсионной системой и новой можно отнести следующие[13]:
- в новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;
- новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;
- новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд РФ и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;
- новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;
- в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.
В завершении можно отметить, что вообще, пенсионное страхование представляет собой страхование с целью формирования источников финансирования пенсий.
Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 год и на плановый период 2010-2011 гг. Ранее этот закон был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации[14].
В бюджете ПФР на 2009–2011 гг. учтены доходы, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. В 2009 г. эта цифра составила 8,2 млрд. рублей, в к 2011 г. прогнозируются ее увеличение более чем в 3 раза до 27,2 млрд. рублей.
Рис.6. Перспективы динамики расходной составляющей бюджета ПФР
Средства федерального бюджета выделяются на предоставление материнского капитала в 2010 г. в размере 72,8 млрд. рублей. В 2011 году предполагается свыше 100,0 млрд. рублей.
Рис.7. Структура расходов в 2013 году
При рассмотрении дальнейших перспектив ПФР нельзя не сказать о реформировании ЕСН. Единая ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит в 2011 году 26% (до реформы базовая ставка для взносов на обязательное пенсионное страхование составляла 14%, еще 6% единого социального налога (далее ЕСН) поступало в федеральный бюджет, а затем перечислилось в бюджет Пенсионного фонда для выплаты базовой части трудовой пенсии).
С учетом взносов на медицинское и социальное страхование общий размер платежа составит в 2011 г. 34% от фонда оплаты труда. При этом взнос в фонды обязательного медицинского страхования достигнет 5,1% (в настоящее время 3,1%), а ставка для Фонда социального страхования не изменится и будет на уровне 2,9%.
Кроме того, планируется перейти к двуступенчатой системе обложения. Будет установлена предельная величина налогооблагаемой базы (415 тыс. руб. в год, или примерно 135% от средней заработной платы). С заработной платы, не превышающей 415 тыс. руб. в год, будут взиматься страховые платежи по ставке 34%, а с суммы заработной платы, превышающей данную величину, – 0%. Одновременно планируется установить единый для всех организаций и работодателей тариф страховых взносов, независимо от отраслевой принадлежности[15].
Следует отметить, что реформа ЕСН, согласно которой уже установлена предельная величина налогооблагаемой базы, больше соответствует международной практике взимания социальных платежей, чем существующая шкала ЕСН.
Принятое решение по отмене ЕСН существенно отличается от предложений Минфина России. В проекте Бюджетной стратегии до 2023 г. предлагается восстановить с 1 января 2010 г. эффективную ставку ЕСН на уровне 2005 г. при дальнейшей ежегодной индексации на темп роста заработной платы.
Таблица 3.
Сравнительная характеристика налоговой нагрузки при сохранении действующей шкалы ЕСН, индексации действующей шкалы по темпам роста заработной платы (предложение Минфина России) и повышении базовой ставки страховых взносов до 34% с установлением предельной величины налогооблагаемой базы (предложение Минздравсоцразвития России)
| Краткая характеристика | Эффективная ставка в 2010 г.* | Поступления в 2010 г, % ВВП* |
Инерционный сценарий (сохранение действующей шкалы ЕСН) |
| 18,8-19,1 | 4,3-4,6 |
Минфин России | Индексация действующих шедулей ЕСН по темам роста заработной платы с целью повышения эффективной ставки ЕСН до уровня 2005 г.: 1-й шедуль – до 1100 тыс. руб. (26%); 2-й шедуль – от 1100 до 2300 тыс. руб. (10%); 3-й шедуль – свыше 2300 тыс. руб. (2%) | 24,6-24,7 | 5,6-5,9 |
Минздравсоцразвития России | Введение предельной величины налогооблагаемой базы: 1-й шедуль – до 415 тыс. рублей (34%); 2-й шедуль – свыше 415 тыс. рублей (0%) | 25,6-26,1 | 5,9-6,3 |
* Эффективная ставка ЕСН и, следовательно, объем поступлений в значительной степени зависят от темпа роста номинальной заработной платы. Прогнозы данного показателя, осуществляемые Минэкономразвития России, существенно отличаются в зависимости от сценария развития страны. Поэтому нами принимается диапазон значений эффективной ставки ЕСН, где верхняя граница соответствует инновационному сценарию развития при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре – вариант 2а (наименьшей темп роста заработной платы обусловливает наибольшую эффективную ставку), а нижняя – инновационному сценарию развития при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре – вариант 2с. – см. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.
Из представленных в Таблице 3 данных видно, что предложенные Минздравсоцразвития России меры приведут к росту налоговой нагрузки на экономику на 1,94% ВВП, или более 1 трлн. руб. Такой рост поступлений обусловлен тем, что в 2010 г. лишь 17% работников будут получать заработную плату в размере более 415 тыс. руб. Следовательно, для 83% занятого населения налоговая нагрузка возрастет с 26% от фонда оплаты труда до 34%. Таким образом, налоговая нагрузка возрастет на заработную плату всех работников, которые получают меньше 2415 тыс. руб. в год.
В целом, соглашаясь с необходимостью индексации шкалы ЕСН, необходимо отметить, что предложенный Минздравсоцразвития России вариант приводит к чрезмерному увеличению налоговой нагрузки, что способно иметь достаточно болезненные для экономики страны последствия.
Отметим, что с помощью проведения пенсионной реформы в стране государство преследует следующие цели:
- совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;
- обеспечить достойную старость пенсионерам;
- стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;
- искоренить «черные» заработные платы;
- привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.
- Проведение пенсионной реформы имеет ряд задач:
- введение новой системы трудовой пенсии, состоящей из базовой, трудовой и накопительной частей;
- предоставление индивидуального выбора управляющей компании, прошедших конкурсный отбор;
- сохранение прав граждан на пенсионное обеспечение всех видов трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца);
- нормативное обеспечение проведение реформы пенсионных накоплений;