Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда РФ в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и основные задачи Пенсионного фонда;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России;
показать изменения, происходящие в 2009 и 2010 гг. в структуре пенсий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ 5
1.1. Теоретические аспекты функционирования Пенсионного фонда РФ 5
1.2. Формирование и использование средств Пенсионного фонда РФ 10
1.3. Теоретические аспекты Пенсионной реформы в РФ 15
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПФ РФ 19
2.1. Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 - 2010гг 19
2.2. Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 – 2009 гг 23
2.3. Закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 г 26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 29
3.1. Изменения в системе индексацией пенсий 29
3.2. Изменение структуры пенсии с 1.01.2010 г. 33
3.3. Социальные программы Южного региона в 2009-2010 гг. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая - копия.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

    Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном законодательством. В настоящее время данный срок не определен, так как федеральный закон, регулирующий выплаты накопительной части пенсии, находится в разработке.

    3.2. Изменение структуры пенсии с  1.01.2010 г.

    В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

    В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу  добавилось по 1%.

    Если  после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему  установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона. 
        Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.С 2010 г., когда ЕСН заменят страховые взносы в Пенсионный фонд, пенсии будут целиком выплачиваться за счет Фонда, необходимость в делении пенсии на страховую и базовую части отпадет. Базовая часть перейдет в страховую в виде фиксированного базового размера.  
        Единый социальный налог заменен на страховые платежи с 1 января 2010 г. Об этом сообщается на сайте Минздравсоцразвития России.  
С учетом взносов на медицинское и социальное страхование общий размер платежа составит 34% от фонда оплаты труда. При этом единая ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 26%, взнос в фонды обязательного медицинского страхования — 5,1%,а в Фонд социального страхования — 2,9%.  
        Средняя трудовая пенсия в РФ к 2010 г. увеличилась до 7946 рублей - почти в два раза по сравнению с 2008 г.  
        Предложения по развитию пенсионной системы предполагают:

  • для лиц старшего поколения – доведение среднего размера трудовой пенсии по старости до «советского уровня», обеспечивающего основные потребности пенсионера, то есть не менее 2,5 минимальных размеров пенсии не позднее 2015-2020 гг. При этом минимальный размер должен обеспечивать пенсионеру прожиточный минимум начиная с 2010 г.;
  • для застрахованных лиц – создание необходимых условий для получения трудовой пенсии по старости на уровне не ниже 40% среднего утраченного заработка за весь период страхования.  
            Для достижения этих целей предусматривается комплекс мер:
  • увеличение денежной оценки пенсионных прав старшего поколения и соответствующее повышение пенсий в зависимости от продолжительности «советского» трудового стажа до 1991 г.;
  • перевод базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет средств страховых взносов;
  • установление единого принципа индексации всей суммы пенсии темпами, опережающими рост цен;
  • после разумного переходного периода установление зависимости размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа в момент ее назначения, в том числе ее повышение за каждый год стажа сверх требуемого;
  • введение полноценных страховых взносов в размере, достаточном для исполнения обязательств по пенсионному страхованию, по единым для всех страхователей нормам в размере 26% с заработка, не превышающего 135% среднемесячной начисленной заработной платы в стране, отказ от начисления страховых взносов на заработок сверх этой ежегодно индексируемой суммы (в 2010 г. эта сумма составит 415 тыс. руб. в год).  
            Также предусматривается совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы, в частности, стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования при софинансировании за счет средств Фонда национального благосостояния.

    3.3. Социальные программы Южного региона в 2009-2010 гг

    Отделение Пенсионного Фонда России по Ростовской области было создано в соответствии с постановлениями Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. №2122-1 и Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 26 марта 1991 года № 62.

    62 управления ОПФР по Ростовской  области обслуживают более 1 млн. 230 тысяч пенсионеров, осуществляют социальные выплаты более 461 тысячи граждан, ведут персональные пенсионные счета более 4 млн. 340 тысяч человек, взаимодействуют с 292 тысячами страхователей.

    На  учете в Отделении ПФР по Ростовской области состоят 292 374 страхователя, в том числе 130 728 юридических лиц и 161 646 страхователей, уплачивающих фиксированные платежи.

    Ежегодно  в Ростовской области назначается  около 100 тыс. пенсий, в том числе  около 10 482 досрочных. Средний размер пенсии по области составляет 7 215 рублей.

    Численность работников составляет 3 168 человек. Практически  все они имеют высшее образование.

В  рамках  оказания  адресной  социальной  помощи  за  счет  средств  ПФР  в 2000-2009 гг. осуществлена  выплата  адресной  помощи  158 023 неработающим пенсионерам  и  инвалидам  области  на  сумму  207,2 млн.руб.,  в  том  числе  на  газификацию  домовладений 14 494  получателям  на  сумму  138,9  млн. руб.

     В соответствии с нормативными документами  Администрации Ростовской области в территориальных образованиях области были созданы межведомственные комиссии по контролю за расходованием средств Пенсионного фонда РФ, в состав которых входили представители районной (городской) администрации, управлений социальной защиты населения, районных управлений Пенсионного фонда РФ, общественных организаций. Районные комиссии рассматривали, представленные пенсионерами заявления с приложением необходимого пакета документов, и выносили решение об оказании или об отказе в оказании адресной социальной помощи. В первоочередном порядке адресная помощь оказывалась одиноким, одиноко проживающим пенсионерам. Решения районных комиссий утверждались протоколами Областной межведомственной комиссии. Сумма адресной помощи перечислялась непосредственно на счет пенсионера.

     В  2000-2009 г.г.  в  рамках  социальных  программ  ПФР  учреждениям  социального  обслуживания  населения  области  были  выделены  средства  на  улучшение  условий  проживания  престарелых  и  инвалидов  в  сумме  246,1 млн.руб.   

     В  реализации   социальных  программ  приняло  участие  62  учреждения  социального  обслуживания  населения  области.  В  результате  проведенной  работы  в  социальные  учреждения  области  было  поставлено  медицинское,  реабилитационное,  банно-прачечное  и  холодильное оборудование,  автотранспорт,  мебель.

     В  42  учреждениях  отремонтированы  жилые,  санитарно-бытовые  помещения,  пищеблоки,  фасады  зданий,  инженерные  коммуникации. 

     Средства, выделенные Пенсионным фондом РФ Ростовской области на реализацию социальных программ, освоены в полном объеме.

     В 2010г. Пенсионным фондом Ростовской области  на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам выделен  лимит в сумме 3,8 млн.руб. Проект постановления  Администрации Ростовской области, утверждающего социальную программу области, находится на согласовании в Администрации области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Пенсионный  фонд Российской Федерации - крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.  
        С 2002 г. в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

    Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Условием назначения пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

    При этом базовая часть каждой из пенсий является фиксированной и устанавливается  государством. Страховая и накопительная  части трудовой пенсии формируются  за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Их размер, в первую очередь, зависит от размера заработной платы застрахованного лица.

    Тарифы  страховых взносов для лиц 1967 г. и моложе распределяются следующим образом: 8% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 г. рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

    С 2010 г. в российской пенсионной системе произошли корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2009 г. Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.  
        В частности, произошла замена единого социального налога на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды – Федеральный и территориальные – обязательного медицинского страхования.  
        Законы вводят ряд механизмов, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидации бедности среди пенсионеров - валоризацию пенсионных прав, установление социальной помощи, если размер пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум в Российской Федерации, назначение пенсии по инвалидности не по степени ограничения способности к трудовой деятельности, а по группе инвалидности.  
        Изменилась структура пенсии - базовая часть трудовой пенсии переводится в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов, и индексируется в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера.

    После изучения данной темы можно сделать  вывод, что Пенсионный фонд РФ динамично развивающаяся структура, которая с каждым последующим годом улучшает уровень жизни пенсионеров. 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
    1. Федеральный закон «О Бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2008 год» от 21.07.2007. №182-ФЗ
    2. Федеральный закон «О Бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год» от 28.04.2009 N 77-ФЗ
    3. Климович В.П.: Финансы, денежное обращение и кредит - М., с 2009 г.
    4. Ковалева А.М.: Финансы. Учебное пособие - М., с 2008 г.
    5. Поляк Г. Б.: Финансы. Учебник для вузов – М., с 2007 г.
    6. Родионова В.М.: Финансы. Учебник - М., с 2007 г.
    7. Романовский М.В: Финансы. Учебник для вузов. - М., с 2006 г.
    8. Сенчагова В.К., Архипова А.И.: Финансы, денежное обращение и кредит -М., с 2007 г.
    9. Соловьев А.К.: Финансовая система государственного пенсионного страхования в России - М., с 2008 г.
    10. Чернова Е.Г.: Финансы, деньги, кредит. Учебное пособие - М., с 2006 г.
    11. Пенсионное обеспечение №3, с 2008 г.
    12. Социальное обеспечение №27, с 2009 г.
    13. Финансы №3, с 2009 г.
    14. Финансы №2, с 2008 г.
    15. http://www.pfrf.ru – Официальный сайт Пенсионного фонда РФ
    16. http://www.pfrf.ru/ot_rostov

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы