Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда РФ в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и основные задачи Пенсионного фонда;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России;
показать изменения, происходящие в 2009 и 2010 гг. в структуре пенсий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ 5
1.1. Теоретические аспекты функционирования Пенсионного фонда РФ 5
1.2. Формирование и использование средств Пенсионного фонда РФ 10
1.3. Теоретические аспекты Пенсионной реформы в РФ 15
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПФ РФ 19
2.1. Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 - 2010гг 19
2.2. Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 – 2009 гг 23
2.3. Закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 г 26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 29
3.1. Изменения в системе индексацией пенсий 29
3.2. Изменение структуры пенсии с 1.01.2010 г. 33
3.3. Социальные программы Южного региона в 2009-2010 гг. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая - копия.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

    Предельный объем профицита бюджета Фонда в сумме 282 001 569,7 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

     Таким образом, можно сделать вывод, о  том, что в структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части. 

    2.3.Закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 г. 

     13 декабря 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Закон был принят Государственной Думой 24 ноября 2010 года и одобрен Советом Федерации 1 декабря.

     В соответствии с законом, суммарные  доходы ПФР в 2011 г. прогнозируются в  сумме 5,14 трлн. рублей, что составляет 10,2% объема ВВП страны (в 2010 году – 9,87%). Суммарные расходы оцениваются в сумме 4,82 трлн. (в 2010 году – 4,41 трлн. рублей). Превышение доходов над расходами бюджета составит 315 млрд. рублей. Данные средства будут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии* будущих пенсионеров. 

     Из  Федерального бюджета  в бюджет ПФР  в 2011 г. поступит 2,3 трлн. рублей, данные средства будут направлены на: исполнение обязанностей государства по выплате пенсий, пособий и других социальных выплат  - 1396,2 млрд. рублей; компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организации, использующие труд инвалидов, организации средств массовой информации, хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и др.) – 69,55 млрд. рублей.

     А также на покрытие дефицита бюджета  ПФР- 875,93 млрд. рублей (в 2010 году 1166,3 млрд. рублей);

     Для реализации задач по дальнейшему  повышению уровня материального  положения пенсионеров в бюджете Пенсионного фонда на 2011 г. предусмотрены расходы на следующие мероприятия:

  • индексацию трудовых пенсий с 1 февраля 2011 г. на 8% (для 36,6 млн. пенсионеров) и увеличения на 6,5% размеров ЕДВ с 1 апреля 2011 г (для 17 млн. человек);
  • индексацию пенсий по государственному пенсионному обеспечению в общей сложности на 9,1%, в том числе с 1 апреля 2011 г. на 8% (для 3,3 млн. пенсионеров).

     Минимальный уровень пенсионного обеспечения  с учетом предоставляемых мер  социальной поддержки, и установления социальной доплаты к пенсии у неработающих пенсионеров будет равен величине прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

     Также в бюджете ПФР на 2011-1013 год учтены средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала  на 2011 год в сумме 120,8 млрд. рублей (в 2010 году – 102 млрд. рублей). Размер материнского капитала будет проиндексирован с 1 января 2011 года на 6,5% и составит 365698,42 рублей.

     В бюджете ПФР учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2011год в сумме 5 млрд. рублей(в 2010 году – 2,5 млрд. рублей). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ  РФ 

    3.1. Изменения в системе индексацией пенсий 

    Индексация  размера трудовых пенсий – увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Законодательством Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий) в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации

    В 2009 г. были произведены четыре повышения  пенсий. Базовая часть трудовой пенсии по старости 1 марта была проиндексирована на 8,7%, а с первого декабря повысилась еще на 31,4%. Страховая часть трудовой пенсии с 1 апреля была проиндексирована на 17,5% , а  с первого августа – на 7,5%. В результате четырех индексаций в 2009 г. среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, которую в России получают свыше 30 млн. человек, превысил прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и составляет 5 641 руб.

    Размер социальной пенсии, которую получают 2,5 млн. россиян, достигло величины прожиточного минимума пенсионера – 4 294 рубля (25,3% сверх роста цен).

    Размер  базовой части трудовой пенсии индексируется  с учетом темпов роста инфляции в  пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год. Размеры индексации базовой части пенсии устанавливаются отдельными федеральными законами.  
Коэффициент и периодичность индексации определяются Правительством Российской Федерации.
 

Дата  индексации Коэффициент   индексации
1 апреля 2010 года 1,063 (коэффициент дополнительного увеличения)
1 августа 2009 года 1,075
1 апреля 2009 года 1,175 (коэффициент  дополнительного увеличения)
1 августа  2008 года 1,08
1 апреля 2008 года 1,075   (коэффициент дополнительного увеличения)
1 февраля  2008 года 1,12
1 апреля 2007 года 1,092   (коэффициент дополнительного увеличения)
1 августа  2006 года 1,062
1 апреля 2006 года 1,063
1 августа 2005 года 1,06
1 апреля 2005 года 1,048   (коэффициент дополнительного увеличения)
1 августа  2004 года 1,0628
1 апреля 2004 года 1,09
1 августа  2003 года 1,08
1 апреля 2003 года 1,126
1 августа  2002 года 1,09
 

Таблица1.Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии. 

     Перерасчет  размера базовой части трудовой пенсии по старости,  инвалидности или по случаю потери кормильца производится по пяти основаниям.

     Первое основание - достижение пенсионером возраста 80 лет. Следует отметить, что данное основание применимо только к пенсии по старости - оно позволяет установить повышенный размер базовой части, который становится в два раза больше общего. В остальных видах пенсий данный перерасчет не производится.  

     Второе основание - изменение степени ограничения способности к трудовой деятельности  Данное основание применимо как к пенсии по старости, так и к пенсии по инвалидности. В частности, при установлении пенсионеру 3-й степени ограничения способности к трудовой деятельности размер базовой части его трудовой пенсии по старости или по инвалидности подлежит перерасчету в сторону увеличения. Однако если указанная степень будет снижена или вообще снята, повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости или по инвалидности подлежит перерасчету в сторону снижения.

     Третье основание - изменение числа нетрудоспособных членов семьи. Данное основание применимо к пенсии по старости и к пенсии по инвалидности. Появление у пенсионера иждивенцев влечет за собой установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии, а увеличение их числа в пределах трех человек позволяет увеличить и этот повышенный размер. Вместе с тем сокращение числа нетрудоспособных членов семьи пенсионера приводит к уменьшению повышенного размера базовой части пенсии. Размер базовой части пенсии по случаю потери кормильца не зависит от числа нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, так как каждому такому члену семьи устанавливается своя пенсия.

     Четвертое основание - изменение категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Данное основание применимо только к этому виду пенсии. В случае если ребенок, которому назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в связи со смертью одного из родителей, потеряет и второго родителя, ему вместо общего размера базовой части пенсии устанавливается повышенный размер, равный двум общим. Перерасчет размера базовой части в сторону снижения в этом случае может быть произведен, только если сирота утратит свой правовой статус, например, его родители или один из родителей объявлены судом умершими или безвестно отсутствующими, а затем оказались в живых.  

     Пятое основание - смена постоянного места жительства и переезд в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, либо выезд с указанных территорий, либо переезд в районы, где установлены более высокие коэффициенты. Данное основание применимо к базовой части трудовой пенсии. В случае если гражданин выезжает за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо в северные регионы, где районные коэффициенты установлены в более высоких или более низких размерах, это влечет за собой осуществление перерасчета базовой части трудовой пенсии, либо в сторону уменьшения, либо в сторону увеличения.

    Индексация  страховой части трудовой пенсии производится:

  • при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября;
  • при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля;
  • в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов - один раз в год с 1 февраля.

    Коэффициент индексации размера страховой части  трудовой пенсии определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период. В случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии в этом же году, с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом.

    Размер  накопительной части трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 июля года, следующего за годом, на который  приходится ее назначение. Размер зависит  от инвестиционного дохода, полученного  выбранной гражданином управляющей компанией. Лицам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости один раз в три года производится перерасчет размера указанной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения указанной части указанной пенсии, либо со дня последнего перерасчета ее размера.

    Перерасчет  размера накопительной части  трудовой пенсии производится по формуле:

    НЧ = НЧп + ПНп / Т,   (1)

    где:

    НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;

    НЧп - установленный размер накопительной части трудовой пенсии по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

    ПНп - сумма дополнительных пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд РФ и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии, либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии, произведенного в соответствии с настоящим пунктом;

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы