Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда РФ в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и основные задачи Пенсионного фонда;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России;
показать изменения, происходящие в 2009 и 2010 гг. в структуре пенсий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ 5
1.1. Теоретические аспекты функционирования Пенсионного фонда РФ 5
1.2. Формирование и использование средств Пенсионного фонда РФ 10
1.3. Теоретические аспекты Пенсионной реформы в РФ 15
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПФ РФ 19
2.1. Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 - 2010гг 19
2.2. Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 – 2009 гг 23
2.3. Закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 г 26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 29
3.1. Изменения в системе индексацией пенсий 29
3.2. Изменение структуры пенсии с 1.01.2010 г. 33
3.3. Социальные программы Южного региона в 2009-2010 гг. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая - копия.doc

— 287.50 Кб (Скачать)
  • передать средства в управление негосударственной управляющей компании;
  • передать средства в управление негосударственному пенсионному фонду;
  • оставить накопления у государства (что равнозначно передаче их в управление государственной управляющей компании — в настоящее время это Внешэкономбанк).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ  ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  СРЕДСТВ ПФ РФ 

    2.1. Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 – 2010 гг.  

     Бюджет  Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

       В составе бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

       Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

     Рассмотрим  формирование доходной части бюджета  Пенсионного фонда в 2008 г.

       Основным нормативно правовым  документом, регулирующим данную  сферу, является федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год ", принятый Государственной Думой 6 июля 2007 г. и одобренный Советом Федерации 11 июля 2007 г.

     Проект  бюджета Фонда в 2008 г. по доходам сформирован: - в сумме 2330632,7 млн. рублей (126,3 % к предыдущему году), в том числе 2107198,3 млн. рублей (122,1 %) - в части распределительной составляющей бюджета Фонда.

     В соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в 2008 г., увеличился тариф страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 % за счет соответствующего уменьшения отчислений на страховую часть. Данные изменения повлекли увеличение плановых поступлений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на сумму около 100 млрд. рублей, или на 89,6 % по отношению к 2007 г. При этом прирост поступления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за этот же период согласно расчетам к Законопроекту уменьшился примерно на 7 % и составил 7,1 %.

     Поступление страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии (более 40 % от доходов бюджета Пенсионного фонда РФ) - 1029290,0 млн. рублей с учетом поступления взносов в виде фиксированного платежа.

     Объем поступлений страховых взносов на страховую часть не обеспечил прогнозируемые расходы на выплату страховой части трудовой пенсии во все больших масштабах в 2008 г. он составил 112087,5 млн. рублей.

     Получение доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда РФ, в 2008 г. 12,0 млн. рублей (в 2,6 раза больше, чем в 2006 и 2007 гг.

     Безвозмездные поступления из федерального бюджета  составили 1284324,4 млн. рублей. Из них на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2008 г. средства из федерального бюджета были предусмотрены в сумме 184580,6 млн. рублей.

       Теперь рассмотрим формирование доходной части бюджета в 2009 г.

     Основным  нормативно правовым документом, регулирующим данную сферу, является федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год ", принятый Государственной Думой 31 октября 2008 г. и одобренный Советом Федерации 12 ноября 2008 г.

    Общий объем доходов бюджета Фонда  составил 3 282 951 083,1 тыс. рублей, из них 2 994 149 643,3 тыс. рублей в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 053 995 672,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 925 427,0 тыс. рублей.

    Предельный  объем профицита бюджета Фонда составил - 241 467 662,6 тыс. рублей и предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составил 4 504 268,9 тыс. рублей.

    Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект о бюджете Пенсионного фонда РФ на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг.

    Законопроект  подготовлен в соответствии с  Бюджетным кодексом Российской Федерации  и с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике на 2010-2012 гг.».

    В соответствии с проектом закона, суммарные  доходы Пенсионного фондаРФ в 2010 г. прогнозируются в сумме 4,7 трлн. рублей, суммарные расходы оцениваются в сумме 4,4 трлн. Превышение доходов над расходами бюджета будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) – 282 млрд. рублей.

    Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  в 2010 г. составят 2 530 млрд. рублей или 54,1% от общего объема доходов (в 2011 году – 40%), данные средства будут направлены, в том числе, на:

  • компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей – 72,8 млрд. рублей;
  • предоставление материнского (семейного) капитала – 102,0 млрд. рублей;
  • осуществление единовременной выплаты ветеранам войны в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне – 10,1 млрд. рублей.

    Для реализации задач по дальнейшему  повышению уровня материального положения более чем 39,5 млн. пенсионеров в бюджете Пенсионного фонда на 2010 г. предусмотрены расходы на следующие мероприятия:

  • валоризацию расчетного пенсионного капитала;
  • индексацию трудовых пенсий на 6,3% (для 37 млн. пенсионеров) и увеличения на 10% размеров ЕДВ (почти для 17 млн. получателей) с 1 апреля 2010 г;
  • индексацию пенсий по государственному пенсионному обеспечению в общей сложности на 15,9%, в том числе, с 1 апреля 2010 г. на 12,0% (для 2,5 млн. пенсионеров);

    Проект  бюджета Пенсионного фонда РФ предусматривает повышение уровня пенсионного обеспечения граждан в 2010-2012 гг. Если средний размер трудовой пенсии по старости на конец 2009 г. составил 6 280 рублей, то на конец 2010 г. – 8107 рублей, на конец 2011 г. – 9 077 рублей, на конец 2012 г. – 9 955 рублей. Средний размер социальной пенсии в 2009 г. составил 4 276 рублей, в 2010 г. – 4 956 рублей, в 2011 г. – 5 412 рублей, в 2012 г. – 6 041 рубль. Соотношение средней трудовой пенсии по старости и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации возрастет в 2010 г. до 39,7%, а в 2011 г. – до 40%.

    С 1 января 2010 г. в России не будет пенсий, которые были бы ниже прожиточного минимума пенсионера в его регионе. Все неработающие пенсионеры, чей совокупный доход сейчас ниже прожиточного минимума, будут получать социальную доплату. На эти цели в бюджете заложено 23,2 млрд. рублей.

    Также в бюджете Пенсионного фонда РФ на 2010-2012 гг. учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2010 год в сумме 2,5 млрд. рублей.

       Таким образом, проанализировав  динамику доходов бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за  2008 и 2009 гг. а так же предполагаемый бюджет на 2010, можно выявить тенденцию увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете Пенсионного фонда РФ являются: возложение на Пенсионный фонд дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный) капитал); низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов; изменение в 2008 г. тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Что касается структуры доходов, то большую часть занимают налоги и взносы на социальные нужды, далее следуют безвозмездные поступления, в основном из федерального бюджета, на третьем месте доходы от размещения пенсионных накоплений.  

     2.2. Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 – 2010 гг.  

       Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

     Рассмотрим  расходную часть бюджета Пенсионного фонда в 2008 г.

       Законопроект бюджета Фонда в 2008 год сформирован по расходам в сумме 2099895,2 млн. рублей.

       Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых Пенсионным фондом на исполнение публичных нормативных обязательств, составил в 2008 г. 2034251,3 млн. рублей (96,9 % от общего объема расходов бюджета Фонда). Общая сумма расходов Пенсионного фонда составила 1638931,4 млн. рублей. Данные показатели соответствуют динамике роста численности пенсионеров. Показатели среднегодовой численности пенсионеров - получателей трудовых пенсий составили в 2008 г. - 36709,4 тыс. человек.

     Среднегодовой рост численности составил 100,7 %. Динамика расходов соответствует динамике роста численности пенсионеров и учитывает индексацию пенсий.

       На выплату базовой части трудовой пенсии  направилось в 2008 г. 707722,2 млн. рублей (33,7%). На выплату страховой части пенсии, 929213,5 млн. рублей (44,2%).

       Общая сумма расходов, предусмотренных в Законопроекте на осуществление ЕДВ составила в 2008 г. 251747,6 млн. рублей (11,9%).

       Расходы на оказание мер социальной поддержки Героев составили 10,7 млн. рублей (0,0005%).

       Расходы на выплату досрочно назначенных пенсий гражданам, признанным безработными, пособий в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Законопроектом составили в 2008 году 1871,8 млн. рублей.

     Расходы на финансирование мероприятий в области социальной политики составили в 2008 г. 500,0 млн. рублей.

     Из  этих средств выделили на финансирование информационно-разъяснительной работы в 2008 году 400,0 млн. рублей, расходы на уплату государственной пошлины, судебные издержки (оплата услуг представителей, проведение экспертизы, возмещение морального вреда) - в сумме 100,0 млн. рублей.

       Расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формированием средств пенсионных накоплений составили 884,9 млн. рублей, или 91,1 %.

     Рассмотрим  расходную часть бюджета Пенсионного  фонда в 2009 г.

       Законопроект бюджета Фонда в 2009 г. сформирован по расходам в сумме 2464817,1 млн. рублей.

       Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых Пенсионным фондом на исполнение публичных нормативных обязательств, составил 2391414,2 млн. рублей (96,7 %). Общая сумма расходов Пенсионного фонда составила 1952634,6 млн. рублей. Показатели среднегодовой численности пенсионеров - получателей трудовых пенсий составили в 2009 г. - 36890,1 тыс. человек.

     Выплата базовой части трудовой пенсии  составила в 2009 г. - 876619,7 млн. рублей (35,5%). Выплата страховой части пенсии, 1073048,0 млн. рублей (43,5%).

       Общая сумма расходов на осуществление ЕДВ составила 266542,3 млн. рублей (10,8%). Расходы на оказание мер социальной поддержки Героев составили 11,9 млн. рублей (0,0004%).

       Расходы на выплату досрочно назначенных пенсий гражданам, признанным безработными, пособий составили 2099,8 млн. рублей.

     Расходы на финансирование мероприятий в области социальной политики составили 527,2 млн. рублей.

     Из  этих средств выделили на финансирование информационно-разъяснительной работы 427,2 млн. рублей, расходы на уплату государственной пошлины, судебные издержки (оплата услуг представителей, проведение экспертизы, возмещение морального вреда) - в сумме 100,0 млн. рублей.

       Расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формированием средств пенсионных накоплений составили 981,3 млн. рублей, или 110,9 %.

    Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год:

    Общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 4 680 038 904,1 тыс. руб., из них 4 263 340 252,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 530 047 432,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 451 818,4 тыс. рублей;

    Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 4 398 037 334,4 тыс. рублей, из них 4 263 340 252,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 79 000,0 тыс. рублей;

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы