Пенсионная реформа в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Поиски эффективной модели пенсионной системы, вызванные старением населения, ведутся во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми. Примерно десять лет назад начала искать новую модель и Россия. За это время российская пенсионная система пережила не один кризис — затяжной период дефицита Пенсионного фонда, ее главного финансового института, хроническое состояние неплатежей, шок после дефолта 1998 года и т. д. Каждый из этих кризисов влиял на формирование подходов к решению проблемы. На рубеже 2001–2002 годов реформа вступила в стадию реализации: было принято новое пенсионное законодательство, которое существенно изменило отношения в пенсионной системе. Решающими новациями стали ее частичное разгосударствление и введение страховых принципов1.

Содержание

1. Необходимость реформирования пенсионной системы РФ 3

2. Современное состояние пенсионной системы Российской Федерации 14

3. Перспективы дальнейшего реформирования пенсионной системы 23

4. Список использованной литературы: 30

Работа содержит 1 файл

пенсионная реформа курсовая.docx

— 274.72 Кб (Скачать)

     Ни  один из авторов не приводит данных о функционировании самого Пенсионного  фонда, стоимости имущества, производительности труда его работников, затратах на содержание штата. Я также при  подготовке комментариев нигде не нашел  эту информацию. Оглушительная волна  критики деятельности Пенсионного  фонда была поднята в первой половине 2000-х годов. В этот период шло интенсивное  развитие фонда, формирование его материальной базы. Некоторые средства массовой информации оценивали расходы фонда  на собственное содержание в 20%. Вряд ли в действительности было именно так. Но вопрос о том, какую часть  средств пенсионеров и государства  тратит фонд на свое существование, безусловно, заслуживает анализа.

     То, что пенсионная система России неэффективна, нет никаких сомнений. Но повод  ли это ее менять? Совсем необязательно, и обязательно не всегда. Любые неэффективные экономические институты могут существовать столь долго, сколь государство и общество способны компенсировать их затратность и убыточность. Именно это и демонстрировала российская экономическая практика до осени 2008 г. Сейчас ситуация изменилась – тяжесть пенсионных выплат непосильна для сегодняшнего российского государства. В этом тоже солидарны авторы всех представленных в этом номере статей, и потому вполне обоснованно считают, что перемены в пенсионном обеспечении неизбежны. Не рассматривая подробно текущую и перспективную макроэкономическую и демографическую ситуацию (она изложена достаточно подробно), отмечу только одно обстоятельство, связанное с использованием средств бывшего стабилизационного фонда.

     Формально целям долгосрочного финансирования пенсий служит фонд национального благосостояния. Текущее состояние фонда внешне выглядит приличным, и как будто  пенсионное обеспечение опасений не вызывает. С начала кризиса средства фонда увеличились с 31,9 млрд дол. (сентябрь 2008 г.) до 88,4 млрд дол. (январь 2011 г.). Однако совсем иная ситуация с  Резервным фондом – источником покрытия федерального бюджета. С начала кризиса  объем средств фонда сократился с 142,6 млрд дол. (сентябрь 2008 г.) до 25,4 млрд дол. (январь 2011 г.), то есть в 5,6 раза. Следует  вспомнить, что федеральный бюджет формирует примерно половину доходов  Пенсионного фонда. Из этого понятно, что запаса прочности функционирующей  пенсионной системе хватит, в самом  лучшем случае, лишь на несколько лет.

     Собственно  говоря, на этом согласие авторов статей заканчивается. Несогласия начинаются там, где речь идет о том, что делать дальше. Диапазон предложений, к сожалению, традиционен. Либеральные экономисты считают, что неудача пенсионной реформы заключается не в порочности базовой модели реформирования, а  в непоследовательности и неправильности ее практического применения. Поэтому  необходимы не возврат к распределительной  пенсионной системе, а дальнейшая либерализация  институтов пенсионных накоплений и  развитие страхового рынка. Сторонники укрепления государства – за отход  от рыночных принципов построения социальной сферы и ее государственный патронат. Дискуссия эта показывает, что  деградация российской экономики является следствием слабости как государства, так и бизнес-сообщества.

     Поэтому приходится констатировать, что проблема пенсионного обеспечения в рамках экономической парной оппозиции  «государство и рынок», «дирижизм  и либерализм» не имеет шансов хоть на какое-то разрешение. Правы и те, кто критикует рынок, и те, кто указывает на слабости современного российского государства. А это означает, что решение проблемы пенсионного обеспечения вполне вероятно пойдет по сценарию, который не предусмотрен ни либеральными экономистами, ни их оппонентами, в совершенно иных экономических, социальных и политических координатах.

     Самое сложное в предстоящих преобразованиях  – это массовое осознание того, что сегодняшняя Россия не в состоянии выстроить пенсионную систему, которая характерна для развитых стран. И даже ту систему, которая была в СССР, уже не вернуть. Для такого осознания должна быть значимая общественная сила, которая, с одной стороны, избавлена от иллюзий по поводу реального состояния российской экономики. С другой – она не должна быть заложником выданных в благополучные нулевые годы популистских обещаний. На сегодняшний день такой силы нет. Отсюда – неспособность выхода за рамки отживших свое схем.

     Очевидно, что построение любого экономического института опирается на уже известные  аналоги. Вопрос в том, какие это  аналоги. России в поисках будущей  пенсионной модели нужно смотреть не в сторону богатого Запада или  позднего СССР – для этого нет  никаких экономических оснований. Аналогом пенсионной системы для  сегодняшней отсталой и деградированной  России может быть только пенсионная система модернизирующегося общества.17

 
 
 
 
 
 

 

    1. Список  использованной литературы:
  1. Пенсионная  реформа в России. Под редакцией  М. Ю. Зурабова. – М.:2009.
  2. Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина  – М.: Просвещение, 2008.
  3. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской федерации за 2010 год. http://www.pfrf.ru/userdata/presscenter/docs/2010_godotchet.pdf
  4. Сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации: http://www.pfrf.ru
  5. Сайт Федеральной Службы Государственной статистики: http://www.gks.ru
  6. Т.М. Малева, О.В. Синявская Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. Москва 2009 г.
  7. Аналитический доклад: Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса. От 29.04.2011
  8. Пенсионная реформа в России: о политической экономии популизма. Синявская Оксана, Малева Татьяна. Журнал «Отечественные записки», №3 (24), 2009
  9. Райффайзен. Пенсионный фонд. http://www.npfraiffeisen.ru/pension_system_rf/
  10. А. Соловьев. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы
  11. Внимание. В России грядет очередная Пенсионная реформа. http://www.ypensioner.ru/
  12. Итоги реформирования и перспективы пенсионной системы России: вместо послесловия Д.А. ФОМИН. Всероссийский экономический журнал №3 2011
  13. Соловьев А.К. Право социального обеспечения. – М.:Юнити.– 2009
  14. Соловьев А.К. Комментарий к новому пенсионному законодательству. – М.: Юрайт. – 2010
  15. Азарова Е.Г. Новое в пенсионном обеспечении. – М.: Академия. – 2010

Информация о работе Пенсионная реформа в России