Пенсионная реформа в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Поиски эффективной модели пенсионной системы, вызванные старением населения, ведутся во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми. Примерно десять лет назад начала искать новую модель и Россия. За это время российская пенсионная система пережила не один кризис — затяжной период дефицита Пенсионного фонда, ее главного финансового института, хроническое состояние неплатежей, шок после дефолта 1998 года и т. д. Каждый из этих кризисов влиял на формирование подходов к решению проблемы. На рубеже 2001–2002 годов реформа вступила в стадию реализации: было принято новое пенсионное законодательство, которое существенно изменило отношения в пенсионной системе. Решающими новациями стали ее частичное разгосударствление и введение страховых принципов1.

Содержание

1. Необходимость реформирования пенсионной системы РФ 3

2. Современное состояние пенсионной системы Российской Федерации 14

3. Перспективы дальнейшего реформирования пенсионной системы 23

4. Список использованной литературы: 30

Работа содержит 1 файл

пенсионная реформа курсовая.docx

— 274.72 Кб (Скачать)

Содержание

1. Необходимость реформирования пенсионной системы РФ 3

2. Современное состояние  пенсионной системы  Российской Федерации 14

3. Перспективы дальнейшего реформирования пенсионной системы 23

4. Список использованной литературы: 30 

       

  1. Необходимость реформирования пенсионной системы РФ
 

     Поиски  эффективной модели пенсионной системы, вызванные старением населения, ведутся во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед  пожилыми людьми. Примерно десять лет  назад начала искать новую модель и Россия. За это время российская пенсионная система пережила не один кризис — затяжной период дефицита Пенсионного фонда, ее главного финансового  института, хроническое состояние  неплатежей, шок после дефолта 1998 года и т. д. Каждый из этих кризисов влиял на формирование подходов к  решению проблемы. На рубеже 2001–2002 годов реформа вступила в стадию реализации: было принято новое пенсионное законодательство, которое существенно  изменило отношения в пенсионной системе. Решающими новациями стали  ее частичное разгосударствление и  введение страховых принципов1.

     Глобальный  процесс старения населения принципиально  меняет демографическую структуру  населения планеты и социальноэкономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всем мире.

     В России этот вопрос во всей остроте  встал в середине 1990 х гг. Российская Федерация вступила в период экономических  реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на так  называемом принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических  ресурсов от работающего поколения  в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Наряду с серьезными социальными  достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы  пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие2.

     1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в  случае повышения стоимости жизни  или опережающего роста заработной  платы. Поэтому работники, вышедшие  на пенсию 20–30 лет назад, получали  меньше «новых» пенсионеров, имеющих  такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же  производственных условиях. По данным  исследований уровня жизни, проведенных  в 1980е гг., до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов

     2. Низкая дифференциация пенсий  как продолжение и естественное  следствие уравнительной политики  в сфере доходов населения.  Это означало крайне слабую  зависимость размера пенсии от  трудового вклада работника во  время его трудовой жизни.

     3. Относительно ранний возраст  выхода на пенсию (60 лет для  мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения  увеличивало нагрузку на пенсионную  систему.

     4. Широко распространенная практика  досрочного выхода на пенсию  для различных категорий работников, что на практике служило фактором  снижения реального пенсионного  возраста.

     Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста. Так, в 1992–1993 гг. по сравнению с 1991 г. число ранних пенсионеров увеличилось не менее чем на 30%3.

     Главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного  размера пенсии всем работающим пенсионерам  без исключения. В результате состав населения старше трудоспособного  возраста стал практически однородным: пенсию стали получать почти все  пожилые граждане, независимо от прежних  трудовых заслуг.

     Все упомянутые нормы привели к резкому  увеличению объема социальных обязательств государства по пенсионному обеспечению  своих граждан. Далее в первую половину 1990 х гг. в сложных социальноэкономических условиях трансформационного периода, сопровождавшихся падением реальных доходов многих социальных групп, на пенсионное обеспечение были возложены функции, имманентно ему несвойственные, — например, функция поддержания доходов некоторых категорий занятого населения в форме выплат пенсий «за выслугу лет» с сохранением права трудиться на том же рабочем месте, выплата пенсии работающим пенсионерам, назначение пенсий лицам, досрочно покинувшим рынок труда в связи с ростом открытой безработицы и пр4.

     Вне пенсионной системы оставались лишь никогда не работавшие женщины в  возрасте 55–59 лет и мужчины в  возрасте 60–64 лет, так как для  назначения социальных пенсий требовался возраст, на 5 лет превышающий официальный  пенсионный возраст. Уже в самые  первые годы реформ события в пенсионной сфере начали приобретать драматические  черты. Либерализация цен 1992 г. вызвала  падение реальных доходов всех социальных групп, в том числе и пенсионеров. Реальный размер пенсионных выплат уже  в первые месяцы 1992 г. упал более  чем в 2 раза. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 гг. привели к стремительному обесценению реальной покупательной способности пенсий, когда впервые с начала радикальной экономической реформы средний размер пенсии опустился ниже прожиточного уровня пенсионера. Естественно, это потребовало срочного повышения уровня пенсий.

     В результате Пенсионный фонд оказался не в состоянии выполнить свои обязательства, и 1995 г. стал началом  кризиса задолженности ПФ. По состоянию  на конец 1996 г. долг ПФ перед реципиентами составлял 12% от его годового бюджета.

     ПФ  и правительство, с одной стороны, предпринимали попытки погасить сформировавшуюся задолженность, а  с другой, — продолжали сложный  процесс индексаций. К концу 1995 г. объем задолженности удалось  сократить, однако уже с самого начала 1996 г. она вновь стала интенсивно нарастать. Кризис принял откровенно хронический  характер. Однако правительство (как, впрочем, и большинство экспертов по пенсионным вопросам) не считало возможным говорить о кризисе собственно пенсионной системы, признавая лишь временный  характер проблем. Однако уже в те годы экспертные оценки, основанные на макроэкономических и демографических  прогнозах, показывали, что даже в  самых благоприятных экономических  условиях и подавления дефицита ПФ средний уровень реальной пенсии составит не более 120–140% от уровня прожиточного минимума пенсионера. Это означало, что задача поддержания достойного уровня жизни российских пенсионеров  не втискивалась в рамки действовавшей  пенсионной системы5.

     Все вышеизложенные  события подтвердили, что проблема носит системный  характер, и выдвинули пенсионный вопрос на первый план среди задач, стоящих перед российской экономикой. Стало очевидным, что речь должна идти не о частных неудачах, не об эпизодическом явлении и не о  досадном недоразумении, а о процессах  глобального характера. Проблема приобрела  принципиально иное звучание и переросла  в масштабную общественно-политическую и научную дискуссию о направлениях и перспективах реформирования пенсионной сферы России в целом.

     Новый этап пенсионной реформы в  России  начался в 2002 году. Основная ее цель — достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, в качестве образца которой была взята пенсионная система Швеции.

     Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.

     Для возможности перехода к накопительной  системе с 1995 года в России внедрялся  персонифицированный пенсионный учёт. Впервые этот термин появился в концепции  внедрения персонифицированного учета, принятой Правлением Пенсионного фонда  России, затем в федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

     К 2005 году согласно данным персонифицированного учёта производился перерасчёт пенсий более 6 млн граждан РФ.

     Пенсионная  реформа базируется на действующих  с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации.

     В СССР и в России до 2002 года действовала распределительная система. Она была основана на принципе солидарности поколений: пенсия пенсионеров формировалась только за счет пенсионных отчислений работающей части населения.

     Эта система нормально работала, когда 5 работающих кормили 1 пенсионера. Так, для формирования пенсии 3000 рублей, за каждого работника работодатель отчислял по 600 рублей в пенсионный фонд (3000/5=600). При существующей в  настоящее время демографической  ситуации одного пенсионера должны обеспечивать 3 работающих (тот же размер пенсии в 3000 рублей формируют отчислениями по 1000 рублей), а по прогнозам уже  в 2015 году соотношение упадёт до 2 к 1, а к 2030 году — до 1 к 1. В результате этой тенденции пенсия должна уменьшаться вместе с уменьшением соотношения работающих к количеству пенсионеров.

     Накопительная система обеспечения пенсией  состоит в том, что у каждого  работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором формируется накопительная часть пенсии6.

     Работник  выбирает частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд для управления своей накопительной  частью пенсии. Тогда поступающие  в фонд средства инвестируются и  приносят инвестиционный доход, который  предохраняет накопления от инфляции и позволяет увеличить размер будущей пенсии работника. Сумма, хранящаяся на накопительной части работника  увеличивается за счет перечислений работодателя (единый социальный налог) и инвестиционного дохода, который работнику приносит негосударственный пенсионный фонд, который он выберет.

     С 2002 года государственная трудовая пенсия граждан формируется в системе  обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей.

     Работодатель  платит ЕСН = 26 % (единый социальный налог) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование — 6 %, а в пенсионный фонд — 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % — базовая, 10 % — страховая и 4 % — накопительная часть.

     С 2008 года накопительная часть составляет 6 %, а страховая часть — 8 % от заработной платы.

     Индивидуальный предприниматель платит фиксированную ставку ежемесячно. Организации, пользующиеся упрощённой системой налогообложения, не платят ЕСН, а платят только 10 % как страховой взнос и 4 % как накопительный.

     С 2002 года граждане России получили возможность  самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право  перевести свою накопительную часть  в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую  компанию (ЧУК)7.

     Сейчас  накопительная часть пенсии по умолчанию  находится в Пенсионном фонде  РФ (ПФР) под управлением Государственной  управляющей компании (ГУК, которой  является Внешэкономбанк), инвестиционный доход в ГУК, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность.

Информация о работе Пенсионная реформа в России