Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа
Поиски эффективной модели пенсионной системы, вызванные старением населения, ведутся во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми. Примерно десять лет назад начала искать новую модель и Россия. За это время российская пенсионная система пережила не один кризис — затяжной период дефицита Пенсионного фонда, ее главного финансового института, хроническое состояние неплатежей, шок после дефолта 1998 года и т. д. Каждый из этих кризисов влиял на формирование подходов к решению проблемы. На рубеже 2001–2002 годов реформа вступила в стадию реализации: было принято новое пенсионное законодательство, которое существенно изменило отношения в пенсионной системе. Решающими новациями стали ее частичное разгосударствление и введение страховых принципов1.
1. Необходимость реформирования пенсионной системы РФ 3
2. Современное состояние пенсионной системы Российской Федерации 14
3. Перспективы дальнейшего реформирования пенсионной системы 23
4. Список использованной литературы: 30
Содержание
1. Необходимость реформирования пенсионной системы РФ 3
2. Современное состояние пенсионной системы Российской Федерации 14
3. Перспективы дальнейшего реформирования пенсионной системы 23
4. Список
использованной литературы: 30
Поиски
эффективной модели пенсионной системы,
вызванные старением населения,
ведутся во всех цивилизованных странах,
где сложилась традиция социальной
ответственности государства
Глобальный
процесс старения населения принципиально
меняет демографическую структуру
населения планеты и
В
России этот вопрос во всей остроте
встал в середине 1990 х гг. Российская
Федерация вступила в период экономических
реформ с развитой пенсионной системой,
которая формировалась на протяжении
десятилетий и базировалась на так
называемом принципе солидарности поколений,
означающим перераспределение
1.
Низкий уровень пенсионных
2.
Низкая дифференциация пенсий
как продолжение и
3.
Относительно ранний возраст
выхода на пенсию (60 лет для
мужчин и 55 лет для женщин),
что по мере старения
4.
Широко распространенная
Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста. Так, в 1992–1993 гг. по сравнению с 1991 г. число ранних пенсионеров увеличилось не менее чем на 30%3.
Главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. В результате состав населения старше трудоспособного возраста стал практически однородным: пенсию стали получать почти все пожилые граждане, независимо от прежних трудовых заслуг.
Все
упомянутые нормы привели к резкому
увеличению объема социальных обязательств
государства по пенсионному обеспечению
своих граждан. Далее в первую
половину 1990 х гг. в сложных
Вне пенсионной системы оставались лишь никогда не работавшие женщины в возрасте 55–59 лет и мужчины в возрасте 60–64 лет, так как для назначения социальных пенсий требовался возраст, на 5 лет превышающий официальный пенсионный возраст. Уже в самые первые годы реформ события в пенсионной сфере начали приобретать драматические черты. Либерализация цен 1992 г. вызвала падение реальных доходов всех социальных групп, в том числе и пенсионеров. Реальный размер пенсионных выплат уже в первые месяцы 1992 г. упал более чем в 2 раза. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 гг. привели к стремительному обесценению реальной покупательной способности пенсий, когда впервые с начала радикальной экономической реформы средний размер пенсии опустился ниже прожиточного уровня пенсионера. Естественно, это потребовало срочного повышения уровня пенсий.
В результате Пенсионный фонд оказался не в состоянии выполнить свои обязательства, и 1995 г. стал началом кризиса задолженности ПФ. По состоянию на конец 1996 г. долг ПФ перед реципиентами составлял 12% от его годового бюджета.
ПФ
и правительство, с одной стороны,
предпринимали попытки погасить
сформировавшуюся задолженность, а
с другой, — продолжали сложный
процесс индексаций. К концу 1995 г.
объем задолженности удалось
сократить, однако уже с самого начала
1996 г. она вновь стала интенсивно
нарастать. Кризис принял откровенно хронический
характер. Однако правительство (как, впрочем,
и большинство экспертов по пенсионным
вопросам) не считало возможным говорить
о кризисе собственно пенсионной
системы, признавая лишь временный
характер проблем. Однако уже в те
годы экспертные оценки, основанные на
макроэкономических и демографических
прогнозах, показывали, что даже в
самых благоприятных
Все вышеизложенные события подтвердили, что проблема носит системный характер, и выдвинули пенсионный вопрос на первый план среди задач, стоящих перед российской экономикой. Стало очевидным, что речь должна идти не о частных неудачах, не об эпизодическом явлении и не о досадном недоразумении, а о процессах глобального характера. Проблема приобрела принципиально иное звучание и переросла в масштабную общественно-политическую и научную дискуссию о направлениях и перспективах реформирования пенсионной сферы России в целом.
Новый этап пенсионной реформы в России начался в 2002 году. Основная ее цель — достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, в качестве образца которой была взята пенсионная система Швеции.
Необходимость
в пенсионной реформе возникла из-за
ухудшения демографической ситу
Для
возможности перехода к накопительной
системе с 1995 года в России внедрялся
персонифицированный пенсионный учёт.
Впервые этот термин появился в концепции
внедрения персонифицированного учета,
принятой Правлением Пенсионного фонда
России, затем в федеральном законе
«Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе
К 2005 году согласно данным персонифицированного учёта производился перерасчёт пенсий более 6 млн граждан РФ.
Пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации.
В СССР и в России до 2002 года действовала распределительная система. Она была основана на принципе солидарности поколений: пенсия пенсионеров формировалась только за счет пенсионных отчислений работающей части населения.
Эта
система нормально работала, когда
5 работающих кормили 1 пенсионера. Так,
для формирования пенсии 3000 рублей,
за каждого работника работодатель
отчислял по 600 рублей в пенсионный
фонд (3000/5=600). При существующей в
настоящее время
Накопительная система обеспечения пенсией состоит в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором формируется накопительная часть пенсии6.
Работник
выбирает частную управляющую компанию
или негосударственный
С
2002 года государственная трудовая пенсия
граждан формируется в системе
обязательного пенсионного
Работодатель платит ЕСН = 26 % (единый социальный налог) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование — 6 %, а в пенсионный фонд — 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % — базовая, 10 % — страховая и 4 % — накопительная часть.
С 2008 года накопительная часть составляет 6 %, а страховая часть — 8 % от заработной платы.
Индивидуальный
С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию (ЧУК)7.
Сейчас
накопительная часть пенсии по умолчанию
находится в Пенсионном фонде
РФ (ПФР) под управлением