Пенсионная реформа в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Поиски эффективной модели пенсионной системы, вызванные старением населения, ведутся во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми. Примерно десять лет назад начала искать новую модель и Россия. За это время российская пенсионная система пережила не один кризис — затяжной период дефицита Пенсионного фонда, ее главного финансового института, хроническое состояние неплатежей, шок после дефолта 1998 года и т. д. Каждый из этих кризисов влиял на формирование подходов к решению проблемы. На рубеже 2001–2002 годов реформа вступила в стадию реализации: было принято новое пенсионное законодательство, которое существенно изменило отношения в пенсионной системе. Решающими новациями стали ее частичное разгосударствление и введение страховых принципов1.

Содержание

1. Необходимость реформирования пенсионной системы РФ 3

2. Современное состояние пенсионной системы Российской Федерации 14

3. Перспективы дальнейшего реформирования пенсионной системы 23

4. Список использованной литературы: 30

Работа содержит 1 файл

пенсионная реформа курсовая.docx

— 274.72 Кб (Скачать)

     Общее увеличение социальных пенсий за 2010 год  составило 12,51% (с учетом проведенной  с 1 апреля 2010 года индексации).

     И несколько слов о программе Государственного софинансирования пенсии.

     Программа государственного софинансирования пенсий стартовала  в 2008 году. если в течение  года гражданин делает  добровольный взнос на накопительную часть  своей будущей пенсии в 2 000 и более  рублей, государство удваивает эти  деньги:  на лицевой счет гражданина будет перечислена такая же сумма, но не более 12 000 рублей в год.

     
             
     

     Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить  свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации  действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов  в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть  – государство. Программа действует  в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

     Оператором  по реализации Программы государственного софинансирования пенсий является Пенсионный фонд Российской Федерации.

     По  состоянию на 31 декабря 2010 года в  Программу государственного софинансирования пенсий вступили 3 983 885 человек. Это 2,8% от численности граждан, проживающих  в Российской Федерации.  из них  в течение 2010 года в Программу  вступили 1 768 211 граждан. Это более  чем на 427 тысяч человек больше, чем в 2009 году. В 2010 году участники  Программы перечислили в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные страховые взносы на общую сумму 3 603 319 674 рубля (с учетом взносов работодателей). Это на 983,3 млн. рублей больше, чем  в 2009 году. Около 50,5% от общей суммы  дополнительных страховых вносов получено от участников Программы, которые самостоятельно уплатили их через кредитные организации (в основном через ОАО «Сбербанк  России»). При этом 48,5% суммы дополнительных страховых вносов застрахованных лиц  получено через работодателей (путем  удержания из заработной платы согласно заявлениям). взносы работодателей, выступающих  третьей стороной софинансирования, в пользу застрахованных лиц составили 1% от общей суммы взносов. Общая  сумма взносов работодателей в рамках Программы в 2010 году составила 35 857 000 рублей. Средняя сумма дополнительных страховых взносов, уплаченных на одно застрахованное лицо–плательщика взносов, в 2010 году составила 4 404  рубля, что на 933 рубля больше, чем средний взнос в 2009 году (3 471 рубль)10.

     В 2010 году был впервые  произведен расчет и формирование заявки на государственное  софинансирование дополнительных страховых  взносов участников Программы за 2009 год, а также получение этого  софинансирования. В мае 2010 года  Пенсионный фонд Российской Федерации  осуществил передачу в доверительное  управление управляющим компаниям  и негосударственным пенсионным фондам, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств государства  на софинансирование добровольных страховых  взносов по итогам 2009 года на сумму 2 495,02 млн. рублей.

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рис 1. Численность граждан, вступивших в программу государственного софинансирования пенсии.

     В 2010 году Пенсионный фонд Российской Федерации активизировал работу по привлечению к участию в Программе различных категорий граждан России. в частности, совместно с министерством обороны Российской Федерации проводилась работа по привлечению военнослужащих к участию в Программе. Учитывая пожелания военнослужащих, которые проходят службу в гарнизонах, отдаленных от мест расположения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и министерство обороны Российской Федерации определили ряд мероприятий, которые облегчают процедуру вступления в Программу государственного софинансирования пенсий. 

     Кроме того, была обеспечена возможность  подачи гражданами заявлений о вступлении в Программу государственного софинансирования пенсий через единый портал госуслуг. В марте 2010 года начала работу единая федеральная консультационная телефонная служба ПФР по вопросам участия в  Программе государственного софинансирования пенсий. В течение 2010 года  операторы  телефонной службы приняли свыше 370 тыс. звонков граждан – потенциальных  и действующих участников Программы.

     Участники системы обязательного пенсионного  страхования вправе формировать  накопительную часть своей будущей  пенсии через:

  • пенсионный фонд российской федерации, выбрав одну из частных управляющих компаний (Чук), отобранных по результатам конкурса, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, либо один из двух инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК): расширенный инвестиционный портфель или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг;
  • негосударственный пенсионный фонд, выбрав один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

     

     Рис.2 Распределение соглашений о взаимном удостоверении подписей, заключенных ПФР в 2010 году

     С 2009 года, помимо передачи средств пенсионных накоплений, сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования, ПФР передает в УК и НПФ дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в рамках Программы  государственного софинансирования пенсий, а также средства материнского (семейного) капитала, направленные владельцами Материнского Семейного Капитала на формирование накопительной части пенсии.

     Для реализации прав при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу необходимо не позднее 31 декабря текущего года подать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в организацию, с которой у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей, соответствующее заявление, а в случае перехода из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ – заключить с выбранным НПФ оговор об обязательном пенсионном страховании11.

     Россия  на пути реформирования пенсионной системы  добилась значительных результатов. Но все же остается еще множество  вопросов, которые требуют решения.

 

     

    1. Перспективы дальнейшего реформирования пенсионной системы
 

     Исходя из актуарного прогноза факторов и проблем развития пенсионной системы целевые ориентиры повышения уровня пенсионного обеспечения должны предусматривать разные способы повышения уровня благосостояния для различных поколений застрахованных лиц:

  • для пенсионеров, которые сформировали свои пенсионные права преимущественно в условиях предшествующих пенсионных систем (в основном в советской), обоснованным критерием является достижение в течение первых 10 лет трудовой пенсии по старости до 2,5-3 ПМП, т. е. величины, обеспечивающей основные потребности пенсионера (против одного ПМП в настоящее время). Таким образом, основной задачей повышения уровня пенсионного обеспечения в этой группе пенсионеров является борьба с бедностью;
  • для  пенсионеров, которые начинали свою трудовую деятельность в условиях пенсионной реформы 2002 г., созданы условия для индивидуального формирования трудовой пенсии по старости на уровне 40% заработка, с которою уплачивались взносы, за весь период трудовой деятельности12.

     Для обоих поколений пенсионеров устанавливается обязательное правило: уровень пенсионного обеспечения с учетом мер социальной поддержки должен быть не ниже Прожиточного Минимума Пенсионера13.

     Одним из ключевых положений налоговой и пенсионной реформы являлось финансирование базовой части трудовой пенсии за счет единого социального налога (а с 2005 г. - из средств федерального бюджета), что означало ее полный отрыв и независимость от трудового вклада (если не считать ограничение пятилетним минимумом стажа). Нестраховой характер базовой части усиливался механизмом ее индексации без всякой связи с доходами, имеющимися в распоряжении страховщика, исходя из ориентации на темпы инфляции или приближения к прожиточному минимуму пенсионера. При этом размер базовой части не зависит ни от заработка (взносов) застрахованного лица, ни от его стажа (для назначения требуется всего 5 лет страхового стажа), что фактически превратило базовую часть трудовой пенсии в социальное пособие, в то время как по своему удельному весу в составе трудовой пенсии она все более вытесняла собственно страховую ее часть.

     14Таблица 3.

     Прогноз демографических характеристик развития страны до 2025 г

       
 

     По  данным Гос.Ком.Стата, макроэкономические показатели в целом будут расти  в период до 2025 года.

     Основной  акцент реформирования пенсионной системы  был сделан на механизме формирования средств. В процессе реформ предполагалось заменить распределительный советский принцип накопительным. Страховая система должна была снизить участие государственного бюджета в формировании пенсионных доходов за счет расширенных пенсионных накоплений. Удалось ли этого добиться? Нет, все последние годы основным источником доходов Пенсионного фонда были средства федерального бюджета.

     15Таблица 4

      Удельный вес федеральных субвенций  в доходах Пенсионного Фонда  РФ 2005-2013г.

     Запланированное с 2011 г. сокращение удельного веса государственных  финансовых трансфертов, во-первых, не является кардинальным и, во-вторых, нет  уверенности в том, что данные показатели удастся выдержать. Повышение  размеров отчислений в Пенсионный фонд с 20 до 26% наверняка приведет к расширению масштабов теневых выплат. Кроме того, не способствует росту отчислений и массовая раздача государством преференций и льгот.

     Следующий важный вопрос – эффективность использования пенсионных средств. В настоящее время пенсионные накопительные вклады размещаются в государственной управляющей компании (ВЭБ) и частных компаниях (их было 60 на конец 2010 г.). В государственной компании сосредоточена подавляющая часть пенсионных средств (97,5% по состоянию на III квартал 2010 г.). Сопоставим доходность пенсионных инвестиций и размер инфляции, выраженный через официальный индекс прироста цен на потребительские товары и услуги.

     Как видно, капитализация средств пенсионных накоплений значительно ниже уровня инфляции. Приумножить или хотя бы сохранить пенсионные накопления не удалось ни государственной компании, ни частным. В реальном выражении пенсионные накопления в государственной компании с 2004 г. по 2010 г. сократились на 21,8%; в частных – на 8,4%. 

     16Таблица 5.

      Эффективность использования пенсионных накоплений РФ в 2004-2010г.

     Не  удалось в рамках пенсионной реформы  создать крупные и эффективные  независимые пенсионные фонды. В 2009 г. численность участников таких фондов составила 6757 тыс. человек, или 17,5% от общей численности пенсионеров. Итог для системы, которая функционирует уже 17 лет, – более чем скромный. По сути, частному сектору страхового пенсионного страхования не удалось доказать свою эффективность и завоевать доверие населения.

     Разумеется, проблема использования пенсионных финансовых ресурсов далеко выходит  за пределы пенсионной системы. Это  общеэкономическая проблема, связанная  с несостоятельностью государства  и бизнеса в реализации крупных  инвестиционных программ и неумением  эффективно распоряжаться долговременными  финансовыми активами. Достаточно указать, что кредиты банков занимают крайне низкий уровень в структуре источников инвестиций в основной капитал экономики  России. Все последние годы этот показатель колебался в диапазоне  от 9,5 до 10,4%. Отсутствие доступных финансовых ресурсов вынуждает экономические  субъекты концентрировать свои усилия главным образом на краткосрочных вложениях, общая доля которых в структуре финансовых вложений в эти же годы находилась на уровне от 76,4 до 82,8%.

     Еще одно яркое свидетельство низкой эффективности пенсионной системы  – соотношение доходов работающих и неработающих. В 2004–2009 гг. средняя величина коэффициента замещения составила 26,0%. Этот показатель ниже не только уровня развитых стран, но и позднего советского государства. В СССР в 1980-е годы коэффициент неуклонно повышался с 33,9% (1980 г.) до 38,5% (1987 г.). По уровню замещения среднего заработка пенсией СССР имел достаточно высокие по мировым меркам стандарты, чего нельзя сказать о современной России.

Информация о работе Пенсионная реформа в России