Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа
Поиски эффективной модели пенсионной системы, вызванные старением населения, ведутся во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми. Примерно десять лет назад начала искать новую модель и Россия. За это время российская пенсионная система пережила не один кризис — затяжной период дефицита Пенсионного фонда, ее главного финансового института, хроническое состояние неплатежей, шок после дефолта 1998 года и т. д. Каждый из этих кризисов влиял на формирование подходов к решению проблемы. На рубеже 2001–2002 годов реформа вступила в стадию реализации: было принято новое пенсионное законодательство, которое существенно изменило отношения в пенсионной системе. Решающими новациями стали ее частичное разгосударствление и введение страховых принципов1.
1. Необходимость реформирования пенсионной системы РФ 3
2. Современное состояние пенсионной системы Российской Федерации 14
3. Перспективы дальнейшего реформирования пенсионной системы 23
4. Список использованной литературы: 30
Общее увеличение социальных пенсий за 2010 год составило 12,51% (с учетом проведенной с 1 апреля 2010 года индексации).
И несколько слов о программе Государственного софинансирования пенсии.
Программа государственного софинансирования пенсий стартовала в 2008 году. если в течение года гражданин делает добровольный взнос на накопительную часть своей будущей пенсии в 2 000 и более рублей, государство удваивает эти деньги: на лицевой счет гражданина будет перечислена такая же сумма, но не более 12 000 рублей в год.
Начиная
с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить
свою будущую трудовую пенсию с участием
государства. В Российской Федерации
действует Программа
Оператором по реализации Программы государственного софинансирования пенсий является Пенсионный фонд Российской Федерации.
По
состоянию на 31 декабря 2010 года в
Программу государственного софинансирования
пенсий вступили 3 983 885 человек. Это 2,8%
от численности граждан, проживающих
в Российской Федерации. из них
в течение 2010 года в Программу
вступили 1 768 211 граждан. Это более
чем на 427 тысяч человек больше,
чем в 2009 году. В 2010 году участники
Программы перечислили в
В 2010 году был впервые произведен расчет и формирование заявки на государственное софинансирование дополнительных страховых взносов участников Программы за 2009 год, а также получение этого софинансирования. В мае 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации осуществил передачу в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств государства на софинансирование добровольных страховых взносов по итогам 2009 года на сумму 2 495,02 млн. рублей.
Рис 1. Численность граждан, вступивших в программу государственного софинансирования пенсии.
В 2010 году Пенсионный фонд Российской Федерации активизировал работу по привлечению к участию в Программе различных категорий граждан России. в частности, совместно с министерством обороны Российской Федерации проводилась работа по привлечению военнослужащих к участию в Программе. Учитывая пожелания военнослужащих, которые проходят службу в гарнизонах, отдаленных от мест расположения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и министерство обороны Российской Федерации определили ряд мероприятий, которые облегчают процедуру вступления в Программу государственного софинансирования пенсий.
Кроме
того, была обеспечена возможность
подачи гражданами заявлений о вступлении
в Программу государственного софинансирования
пенсий через единый портал госуслуг.
В марте 2010 года начала работу единая
федеральная консультационная телефонная
служба ПФР по вопросам участия в
Программе государственного софинансирования
пенсий. В течение 2010 года операторы
телефонной службы приняли свыше 370
тыс. звонков граждан –
Участники
системы обязательного
Рис.2 Распределение соглашений о взаимном удостоверении подписей, заключенных ПФР в 2010 году
С
2009 года, помимо передачи средств пенсионных
накоплений, сформированных в рамках
обязательного пенсионного
Для реализации прав при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу необходимо не позднее 31 декабря текущего года подать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в организацию, с которой у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей, соответствующее заявление, а в случае перехода из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ – заключить с выбранным НПФ оговор об обязательном пенсионном страховании11.
Россия на пути реформирования пенсионной системы добилась значительных результатов. Но все же остается еще множество вопросов, которые требуют решения.
Исходя из актуарного прогноза факторов и проблем развития пенсионной системы целевые ориентиры повышения уровня пенсионного обеспечения должны предусматривать разные способы повышения уровня благосостояния для различных поколений застрахованных лиц:
Для обоих поколений пенсионеров устанавливается обязательное правило: уровень пенсионного обеспечения с учетом мер социальной поддержки должен быть не ниже Прожиточного Минимума Пенсионера13.
Одним из ключевых положений налоговой и пенсионной реформы являлось финансирование базовой части трудовой пенсии за счет единого социального налога (а с 2005 г. - из средств федерального бюджета), что означало ее полный отрыв и независимость от трудового вклада (если не считать ограничение пятилетним минимумом стажа). Нестраховой характер базовой части усиливался механизмом ее индексации без всякой связи с доходами, имеющимися в распоряжении страховщика, исходя из ориентации на темпы инфляции или приближения к прожиточному минимуму пенсионера. При этом размер базовой части не зависит ни от заработка (взносов) застрахованного лица, ни от его стажа (для назначения требуется всего 5 лет страхового стажа), что фактически превратило базовую часть трудовой пенсии в социальное пособие, в то время как по своему удельному весу в составе трудовой пенсии она все более вытесняла собственно страховую ее часть.
14Таблица 3.
Прогноз демографических характеристик развития страны до 2025 г
По данным Гос.Ком.Стата, макроэкономические показатели в целом будут расти в период до 2025 года.
Основной акцент реформирования пенсионной системы был сделан на механизме формирования средств. В процессе реформ предполагалось заменить распределительный советский принцип накопительным. Страховая система должна была снизить участие государственного бюджета в формировании пенсионных доходов за счет расширенных пенсионных накоплений. Удалось ли этого добиться? Нет, все последние годы основным источником доходов Пенсионного фонда были средства федерального бюджета.
15Таблица 4
Удельный вес федеральных
Запланированное с 2011 г. сокращение удельного веса государственных финансовых трансфертов, во-первых, не является кардинальным и, во-вторых, нет уверенности в том, что данные показатели удастся выдержать. Повышение размеров отчислений в Пенсионный фонд с 20 до 26% наверняка приведет к расширению масштабов теневых выплат. Кроме того, не способствует росту отчислений и массовая раздача государством преференций и льгот.
Следующий важный вопрос – эффективность использования пенсионных средств. В настоящее время пенсионные накопительные вклады размещаются в государственной управляющей компании (ВЭБ) и частных компаниях (их было 60 на конец 2010 г.). В государственной компании сосредоточена подавляющая часть пенсионных средств (97,5% по состоянию на III квартал 2010 г.). Сопоставим доходность пенсионных инвестиций и размер инфляции, выраженный через официальный индекс прироста цен на потребительские товары и услуги.
Как
видно, капитализация средств
16Таблица 5.
Эффективность использования пенсионных накоплений РФ в 2004-2010г.
Не удалось в рамках пенсионной реформы создать крупные и эффективные независимые пенсионные фонды. В 2009 г. численность участников таких фондов составила 6757 тыс. человек, или 17,5% от общей численности пенсионеров. Итог для системы, которая функционирует уже 17 лет, – более чем скромный. По сути, частному сектору страхового пенсионного страхования не удалось доказать свою эффективность и завоевать доверие населения.
Разумеется, проблема использования пенсионных финансовых ресурсов далеко выходит за пределы пенсионной системы. Это общеэкономическая проблема, связанная с несостоятельностью государства и бизнеса в реализации крупных инвестиционных программ и неумением эффективно распоряжаться долговременными финансовыми активами. Достаточно указать, что кредиты банков занимают крайне низкий уровень в структуре источников инвестиций в основной капитал экономики России. Все последние годы этот показатель колебался в диапазоне от 9,5 до 10,4%. Отсутствие доступных финансовых ресурсов вынуждает экономические субъекты концентрировать свои усилия главным образом на краткосрочных вложениях, общая доля которых в структуре финансовых вложений в эти же годы находилась на уровне от 76,4 до 82,8%.
Еще
одно яркое свидетельство низкой
эффективности пенсионной системы
– соотношение доходов