Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа
Поиски эффективной модели пенсионной системы, вызванные старением населения, ведутся во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми. Примерно десять лет назад начала искать новую модель и Россия. За это время российская пенсионная система пережила не один кризис — затяжной период дефицита Пенсионного фонда, ее главного финансового института, хроническое состояние неплатежей, шок после дефолта 1998 года и т. д. Каждый из этих кризисов влиял на формирование подходов к решению проблемы. На рубеже 2001–2002 годов реформа вступила в стадию реализации: было принято новое пенсионное законодательство, которое существенно изменило отношения в пенсионной системе. Решающими новациями стали ее частичное разгосударствление и введение страховых принципов1.
1. Необходимость реформирования пенсионной системы РФ 3
2. Современное состояние пенсионной системы Российской Федерации 14
3. Перспективы дальнейшего реформирования пенсионной системы 23
4. Список использованной литературы: 30
Рост накоплений возможен за счёт перевода накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд, при превышении доходности фонда над инфляцией.
Застрахованное лицо может перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин (за 5 лет до достижения пенсионного возраста).
1
октября 2008 года Председателем
Правительства России В. В.
С
2010 года декларировался переход на
совершенно новую систему пенсионного
обеспечения, предусматривающую замену ЕСН с
Из общей суммы страховых платежей 26 % будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы.
Новый этап реформы, как считают в правительстве, позволит гражданину накопившему 30 лет нового страхового стажа рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ.
Новые страховые взносы, в отличие от старой системы, будут возмездными платежами, которые своими суммами формируют пенсионные права граждан.
В новой системе ликвидируется разделение на базовую и страховую части, пенсия будет состоять только из двух частей — накопительной и страховой.
С 2010 года пенсия для всех категорий граждан должна превышать прожиточный минимум пенсионера, для чего будет утверждён минимальный размер пенсии.
Не позднее 2015—2020 года предполагается довести средний размер трудовой пенсии по старости до так называемого «советского» уровня — в размере не менее 2,5 минимальных пенсий. Экономисты называют этот показатель минимальным воспроизводственным потребительским бюджетом пенсионера.
В новом варианте предполагается следующая схема распределения пенсионных платежей:
обеспечивает текущую выплату пенсий нынешним пенсионерам, а также другие солидарные расходы, которые находятся вне системы накопления пенсионных прав, например, досрочные пенсии, пенсии по инвалидности. Из солидарного компонента также будут финансироваться расходы на выплату старой базовой части пенсии, которая, как уже отмечалось, станет составным элементом страховой части пенсии, но будет устанавливаться по единым для всех застрахованных нормам, не зависящим от объема индивидуального учитываемых пенсионных прав.
Итого, только 16 % из пенсионного тарифа в 26 % будут задавать объем будущих пенсионных прав.
Данная система, сильно отличается в строну ущемления пенсионных прав застрахованных лиц по сравнению, например, с пенсионной системой Швеции, где все 18,5 % процентов пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, формируют объём его пенсионных прав.
С 2001 г. пенсионная система Российской Федерации находится в стадии реформирования. В стране продолжается пенсионная реформа, направленная на совершенствование структуры и механизмов пенсионного обеспечения, которая затрагивает всё население страны, включая пенсионеров, работающих граждан и членов их семей.
Важнейшим этапом пенсионной реформы стало формирование нового института —негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В 1998 году были законодательно определены принципы работы НПФ, сформирована система государственного регулирования и контроля за их деятельностью.
В настоящее время пенсионная система РФ имеет следующую структуру:
В соответствии с новым пенсионным законодательством, вступившим в силу в 2002 году, старая пенсионная система распределительного типа, основанная на принципе солидарности поколений, была преобразована в систему, основанную на страховых принципах и дополненную накопительными элементами.
В 2009 году продолжалась пенсионная реформа, направленная на совершенствование пенсионной системы. Были приняты:
В
соответствии с полученными прогнозными
оценками, численность всех пенсионеров
увеличится с 38,19 млн. человек в 2005 г.
до 39,97 млн. человек в 2012 г., а получателей
трудовых пенсий по старости — с 29,09
до 30,86 млн. человек за тот же период
. При этом численное неравенство
различных демографических
8Таблица 1.
Численность Пенсионеров, получающих пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с принятыми законами единый социальный налог, уплачиваемый работодателями, с 1 января 2010 заменен страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями напрямую в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды - федеральный и территориальные - обязательного медицинского страхования.
В 2010 году ставка страховых взносов составляла: 20% в Пенсионный фонд РФ, 2,9% - в Фонд социального страхования и 3,1% - в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года ставка страховых взносов возросла до 34%: 26% в Пенсионный фонд РФ будет направляться; 2,9% в Фонд социального страхования; 5,1% в фонды - федеральный и территориальный - обязательного медицинского страхования.
С 2010 году произошла переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года (валоризация пенсий).
Валоризация проводится в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 01.01.2002 года и коснется всех нынешних пенсионеров, а также всех россиян, работавших любой период времени до 2002 года, по мере выхода их на пенсию9.
Валоризация с 01.01.2010 года производилась территориальными органами ПФР без истребования заявления на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.
При представлении пенсионером (являвшимся получателем пенсии до 01.01.2010) дополнительных документов до окончания 2010 года , перерасчет размера пенсии с учетом суммы валоризации осуществляется с 01.01.2010 года.
До
2002 года пенсия в Российской Федерации
рассчитывалась, исходя из двух факторов
- из продолжительности общего трудового
стажа и величины среднемесячного
заработка лица, уходящего на пенсию,
который складывался в
В 2002 году состоялся переход на принципиально
новую систему. Это модель, основанная
на том, что величину размера пенсии задает
не стаж и заработок, а объем страховых
взносов, которые перечислены работодателем
за работника на его индивидуальный лицевой
счет. Соответственно, чем больше у вас
зарплата и страховые взносы с нее, тем
большая величина у так называемого расчетного
пенсионного капитала. В свою очередь,
расчетный пенсионный капитал для получения
размера пенсии, делится на ожидаемый
период выплаты.
Очевидно, что граждане, чьи пенсионные
права формируются полностью на страховых
принципах, т.е. те, кто начал трудовую
деятельность после 2002 года, еще не достигли
пенсионного возраста. Между тем, после
пенсионной реформы 2002 года, пенсию по
новым правилам назначают тем гражданам,
чьи пенсионные права уже были сформированы
в старой системе, т.е. измерялись стажем
и заработком. Естественно, что эти права
должны были быть учтены, они должны были
быть соединены с теми страховыми взносами,
которые стали индивидуально учитываться
у людей и влиять на пенсионные права с
2002 года. Для того, чтобы соединить старые
и новые права, чтобы все это вошло в расчетный
пенсионный капитал, в отношении всех
пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002
года, и тех кто начал работать до 2002 года,
была осуществлена конвертация пенсионных
прав.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 производилась исходя из расчетного размера пенсии по старости, определяемого в порядке, аналогичном порядку исчисления размера трудовой пенсии по нормам действовавшего ранее пенсионного законодательства, исходя из заработка и стажа застрахованного лица, выработанного им до начала реформы. Для того, чтобы обеспечить увеличение пенсий граждан старшего поколения, государство приняло решение провести переоценку денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска пенсионной реформы.
Повышение размера пенсий проводится и по средствам индексации.
Индексация размера трудовых пенсий – увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Законодательством Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий) в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.
В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды:
Таблица 2.
Повышение уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации с 1 февраля 2011 года
С учетом проведенных и запланированных мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения, в конце 2010 года средний размер трудовой пенсии составил свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составил 172 %. Это означает, что в 2010 году, как и в 2009 году, был обеспечен как номинальный, так и реальный рост пенсий.
В 2010 году пенсии повышались четыре раза: