Особенности налогообложения банков - страховых компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является исследование механизма и особенностей налогообложения коммерческих банков, его анализа (на примере ВТБ 24 (ЗАО)).
Задачи, которые предстоит решить:
- рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения кредитных организаций в РФ;
- охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;
- изложить порядок формирования доходов, расходов и затрат банков;
- исследовать и проанализировать различные пути совершенствования налогообложения банков в современных условиях функционирования.

Работа содержит 1 файл

курсач финансы 1.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

В российском законодательстве трудно определить, когда компания проводит меры по налоговой оптимизации, а когда уклоняется от налогов. Поэтому следует помнить, что даже если выбранные способы оптимизации укладываются в рамки существующего налогового кодекса, иногда все же могут возникнуть судебные разбирательства со стороны налоговых органов.

Способы налоговой оптимизации

1. Смена  места регистрации.

Существуют  территории, где нет местной составляющей налогов. Например, на Алтае налог  на имущество – 0 %. Однако следует  тщательно изучить систему налогообложения такого региона, потому что в подобных областях могут быть установлены дополнительные сборы, перекрывающие нулевую ставку некоторых налогов.

Существуют  территории, в пределах которых действуют  налоговые льготы - так называемые оффшорные зоны. В этих зонах действуют определенные льготы. Но и риск потерять предприятие также велик, поскольку политика таких территорий может меняться совершенно непредсказуемо.

2. Смена  состава учредителей. Если в составе учредителей есть государство, это может повлечь запрет на некоторые виды деятельности - реструктуризацию, передачу имущества, распределение доходов и некоторые другие. Идеальная ситуация, когда учредитель - головная компания, доли, в уставном капитале которой принадлежат владельцам бизнеса - резидентам нашей страны. Поскольку, например, к учредителю-иностранцу, в отношении которого принято решение о нежелательности его нахождения на территории РФ, со стороны налоговых органов будет проявлен повышенный интерес.

Существуют  исключительные случаи, когда единственным учредителем является некая организация инвалидов. В этом случае НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество выпадают из схемы налогообложения компании. Однако стоимость такой компании достаточно высока. Стоит отметить, что при таком раскладе компания сильно ограничивает круг своих контрагентов, так как с ней, скорее всего, не будут иметь дело компании - плательщики НДС.

3. Влияние учетной политики на сроки уплаты налогов, в том числе перенос уплаты налогов на более поздний срок.

4. Переоценка  имущества. Приглашенный независимый эксперт за отдельную плату переоценивает отдельную дорогостоящую группу основных средств. Это становится возможным благодаря износу, или, в специальной терминологии, амортизации основных средств. Однако уменьшить стоимость средств на процент износа невозможно без переоценки. Сокращается стоимость основных средств - сокращается налог на имущество.

5. Создание  дочерних предприятий с целью  ведения параллельной деятельности.

На  балансе базового предприятия остаются основные фонды, прибыль базового предприятия поддерживается на минимальном уровне. Происходит перераспределение деятельности и фондов между этими компаниями. Например, сделки отдаются в ведение дочерней компании. Согласно российскому законодательству, налоговую ответственность будет нести основное предприятие, на котором практически не ведется никакая деятельность или нет имущества, облагаемого налогом.

6. Возвратный  лизинг.5

Некоторые организации выбирают для себя этот способ оптимизации налога на прибыль в части учета основных средств. Их выгода состоит в том, что за довольно короткий срок можно списать расходы по стоимости производственных фондов. Ко всему прочему, нет необходимости платить налог на имущество. Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.

Смысл лизинговой сделки заключается в  том, что фирма покупает дорогостоящее  имущество через лизинговую компанию. Сумму его стоимости передают лизингодателю, после чего последний производит покупку. Цена покупки будет немного выше, так как придется заплатить комиссионное вознаграждение лизингодателю. Но, несмотря на это, данный способ выгоден компании. Тем более что по окончании договора фирма может выкупить основное средство за ничтожно малую стоимость, которую стороны в нем установили. А увеличить лизинговые платежи законодательство не запрещает. Средства, передаваемые лизингодателю на покупку имущества, можно оформить договором займа. В нем не следует указывать, на что именно предоставляют деньги.

В исследуемой  кредитной организации ввиду  прозрачности ее отчетности и полного  подчинения и контроля Инструкциям  Центрального Банка РФ оптимизация  налогообложения возможна легальными способами.

По  большому счету, уменьшить саму сумму налогов не удастся. Однако удастся отсрочить их уплату, что может дать ощутимый экономический эффект.

Он  основан на давно установленной  особенности уменьшения покупательной  способности денег с течением времени, т.е. покупательная способность  одной и той же суммы денег  в предыдущий момент времени, как  правило, больше, чем в последующий. Следовательно, чем позже организация перечисляет свои средства в виде налогов в бюджет, тем меньше она несет реальных финансовых потерь.

Относительно  легальные способы оптимизации  включают:

  • Использование скрытых аффинированных лиц (имущество передается лицу, имеющему льготы по налогу на имущество или взыскать налог с которого нереально – иностранная фирма, а затем берется у него же в аренду или лизинг);
  • Использование оффшорной компании;

Анализ налогообложения  коммерческих банков и других кредитных  учреждений в Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости детального изучения правовых основ банковской деятельности и налогового права за рубежом. Банковский сектор не должен иметь каких-либо льгот и привилегий по линии налогообложения. Вместе с тем, условия налогообложения в отношении кредитных организаций не могут быть хуже, чем для других юридических лиц. Принципиальное значение для кредитных организаций имеет адекватное определение доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы.

Развитие банковского  дела в России и совершенствование  налоговой системы - два параллельных и взаимосвязанных пути. С помощью  государственного регулирования налогообложения  кредитных организаций, проявления стимулирующей функции налогов  можно достичь значительных успехов в уменьшении финансового дисбаланса и стабилизации экономики.

 

Заключение.

 

Налоги в банковской системе занимают важное место как  инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства  и призваны наилучшим образом обеспечить:

1. Фискальную политику, накопление централизованных финансовых  ресурсов в банках на разных  уровнях управления (федеральном,  республиканском, краевом, областном,  местном), необходимых для финансирования  различных мероприятий, осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;

2. Взаимоотношения предприятий  с бюджетом. Переход к налоговым  методам регулирования финансовых  взаимоотношений государства с  предприятиями предполагает единство  калькулирования затрат на производство  и реализацию продукции и исчисления прибыли;

3. Защиту коммерческих  интересов предпринимателя и  покупателей в условиях рыночной  экономики;

4. Создание мотивации  в связи со стремлением получить  прибыль для внедрения новых  технологий, обеспечивающих выпуск  высококачественной, конкурентоспособной продукции;

5. Формирование косвенных  методов регулирования перераспределения  финансовых ресурсов для обеспечения  приоритетного развития отдельных  отраслей, регионов, важнейших научно-технических  программ, экспорта и импорта  товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения.

6. Проведение антимонопольной  политики, ограничение экономически  необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России;

7. Приближение методов  распределения доходов к системе  налогообложения стран с развитой  рыночной экономикой, что является  одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях.

Российская налоговая  система далека от совершенства в  своей законодательной основе, «пробелами»  в Налоговом кодексе злоупотребляет большинство хозяйствующих субъектов  страны. Необходима тщательная проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, особенно в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – залог экономического процветания любого государства.

Для достижения этой цели следует принимать срочные  меры. В современных российских условиях целесообразно было бы ввести дифференцированный подход к налогообложению коммерческих банков. В частности, целесообразно применять более низкую ставку налога на прибыль в том случае, если банк систематически направляет прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение капитала банка, кредитование реального сектора экономики, развитие деятельности за рубежом.

Курсовая работа разделена на три главы. В первой главе данного исследования рассмотрены теоретические основы налогообложения кредитных организаций, отличия от исчисления налогов в организациях, не относящихся к сфере банковских услуг, особенности определения налоговой базы по некоторым видам налогов, ставка и порядок начисления каждого налога, подлежащего уплате. Вторая глава имеет практический характер и раскрывает процесс налогового учета в банке «ВТБ 24» (ЗАО). Методологической и теоретической базой курсового исследования являются законодательные и нормативные акты, данные консолидированной финансовой отчетности, бухгалтерского баланса и сведений для акционеров выбранной организации, публикации российской финансовой и экономической прессы, электронные ресурсы по выбранной тематике, материалы семинаров, учебные пособия, а также результаты исследований. Информационную основу работы составили отчеты о прибылях и убытках ЗАО «ВТБ 24», сводные оборотные ведомости, годовой баланс и прочая отчетность банка.

 

Список использованной литературы.

    1. Налоговый кодекс РФ части первая и  вторая по состоянию. Текст с изменениями и дополнениями на 15 марта 2011 г. – Москва: ЭКСМО, 2011. – 654 с.
    2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395 – 1 – ФЗ / ЦБ РФ // Вестник Банка России. – 2008. - № 12. – с. 26 – 57.
    3. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г., №50, ст.4859
    4. Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (по состоянию на 01.01.2011г.).// Справочная система «Консультант Плюс»
    5. Положение ЦБ РФ от 29.03.2004 № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
    6. Указание ЦБ РФ от 15.06.2004г. № 1451-У (в ред. От 04.05.2005г.) «Об упорядочении отдельных активов Банка России» //Вестник Банка России №35 17.06.2004г.
    7. Годовой отчет «ВТБ 24» 2010г.
    8. Бухгалтерский баланс по форме 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации» и отчет о прибылях и убытках по форме 0409102 банка ВТБ 24 (ЗАО) по состоянию на 01.04.2011г.
    9. Анищенко Е. В. Основные направления совершенствования налогообложения коммерческих банков // Налоги. – 2009. - №4 – Справочно-правовая система ГАРАНТ. Платформа
    10. Артемова П.В. Уклонение от уплаты налогов: причины, сущность и исторический аспект/ П.В. Артемова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2009. – С. 90-93
    11. Борисов О.М. Роль налогообложения в деятельности банков / Банковское дело. – 2008. - № 1. – с. 87 – 92.
    12. Гусев В.В. Новые направления реформирования налоговой системы России// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». – 2002. – № 7. – с. 55
    13. Ичникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Б. Банковские операции. – М. – 2010.
    14. Кацаев М.А. Методические основы расчеты налоговой нагрузки коммерческого банка/ М.А. Кацаев //Финансы и кредит, № 18, 2009.
    15. Кухто Е. Налоговая оптимизация. Справочная информация/ Е. Кухто// Отечественные записки. - № 4-5. – 2009 – С. 23
    16. Оганян К. И. о некоторых проблемах налогообложения банков/ К.И. Оганян// Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. – 2010 - №2 с. 37-39.
    17. Пансков В.Г. О некоторых проблемах формирования российской налоговой системы / Финансы. - 2007. - № 3. – с. 28 – 33.
    18. Салькова О.С. О налогообложении предприятий / Финансы. - 2007. - № 4. – с. 37 – 40.
    19. Трофимов К. Т. Банковское право – Москва, Контракт, Волтерс Клувер, 2010г. – 320с.
    20. Цыганкова Ю. С. Определение величины налоговой нагрузки на макроэкономическом уровне/ Ю.С. Цыганкова// Межвузовский сборник науч. Статей: Актуальные проблемы экономических наук. Часть 2. Под. Ред. М.М. Горбунова. – Саратов: научная книга, 2008.
    21. Щербакова Г. Н. Анализ и оценка банковской деятельности. – М., 2010.
    22. Официальный сайт банка «ВТБ 24» (ЗАО) www.vtb24.ru 
    23. http://www.klerk.ru//data2017/3905tex17.htm
    24. Сайт Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru

 

 

 

1 Налоговый кодекс РФ части первая и  вторая по состоянию. Текст с изменениями и дополнениями на 15 марта 2011 г. – Москва: ЭКСМО, 2011. – 654 с.

2 О банках и банковской деятельности : Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395 – 1 – ФЗ / ЦБ РФ // Вестник Банка России. – 2008. - № 12. – с. 26 – 57.

3 Салькова, О.С. О налогообложении предприятий / Финансы. - 2007. - № 4. – с. 37 – 40.

4 http://www.klerk.ru//data2017/3905tex17.htm.

5 http://www.klerk.ru//data2017/3905tex17.htm.




Информация о работе Особенности налогообложения банков - страховых компаний