Особенности налогообложения банков - страховых компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является исследование механизма и особенностей налогообложения коммерческих банков, его анализа (на примере ВТБ 24 (ЗАО)).
Задачи, которые предстоит решить:
- рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения кредитных организаций в РФ;
- охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;
- изложить порядок формирования доходов, расходов и затрат банков;
- исследовать и проанализировать различные пути совершенствования налогообложения банков в современных условиях функционирования.

Работа содержит 1 файл

курсач финансы 1.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Прочие расходы:

  • Прочие расходы – 699263

Итого расходов: 115803892

Налогооблагаемая прибыль  равна:

123029675 – 115803892=7225783

 

Итого налог на прибыль: 1194025

 

    1. Налог на имущество

Проведем расчет налогооблагаемой базы. Она складывается из следующих  статей баланса:

Основные средства, нематериальные активы и нематериальные запасы – 10001656

Амортизация основных средств  – 434516

Амортизация имущества  переданного в лизинг – 0

Амортизация нематериальных активов – 460

Итого амортизация: 434976

Налоговая база по налогу на имущество организаций (в том числе банков) устанавливается как среднегодовая стоимость имущества, определяемая исходя из его остаточной стоимости.

Итак, налогооблагаемая база: 10001656 – 434976=9566680

9566680*2,2%=210466,96

 

    1. Налог на добавленную стоимость.

За первый квартал 2011 года были получены доходы в сумме: 123029675

а) облагаемые НДС – 2246405

б) необлагаемые НДС – 120770322

Удельный вес доходов, облагаемых НДС в общей сумме  доходов =

= 2246405/(120770322+2246405)= 1,9%

Итак, НДС составляет: 2246405*18% = 406683,54

 

    1. Налог на доходы физических лиц

При определении  налоговой базы учитываются все  доходы плательщика, полученные в натуральной  и денежной форме. При исчислении НДФЛ организацией - работодателем  учитываются только доходы в виде оплаты труда за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Уплата данного налога ложится на плечи работников банка, но расчет осуществляется бухгалтерией банка, поэтому ниже приведу порядок исчисления данного налога по имеющимся данным о размере фонда оплаты труда в отчетном периоде:

2626995*13% = 341509,35

Для качественной оценки влияния налогов на финансовое состояние  организации существует ряд методик. С начала рассмотрим коэффициент  налогового бремени, предложенный Департаментом  налоговых реформ Минфина РФ, который показывает соотношение суммы уплаченных налогов к доходу организации:

В 2008г этот показатель равен:

 

1650493/28702834 * 100% = 5,75%

В 2009:

 

2036932/28549171 * 100% = 7,13%

В 2010г:

 

5185650/54666220 * 100% = 9,48%

Итак, как видно из диаграммы налоги занимают незначительную долю в совокупном доходе рассматриваемого банка (ВТБ 24). Данный анализ не позволяет проследить динамику налоговых платежей. С каждым годом налоговое бремя увеличивалось, это объясняется в первую очередь тем что банк с каждым годом расширялся, увеличивались доходы и, следовательно увеличивались налоговые платежи.

Построенный график показывает, что прибыль к 2010г резко увеличивается, причем начисленные налоги достаточно малы. Рассматриваемый банк расширял свою сферу деятельности, следовательно были достигнуты рекордные показатели, в том числе по прибыли после налогообложения. Могу предположить, что с 2009 на 2010 год были приняты определенные меры по оптимизации налогообложения.

В российском законодательстве трудно определить, когда компания проводит меры по налоговой оптимизации, а когда уклоняется от налогов. Поэтому следует помнить, что даже если выбранные способы оптимизации укладываются в рамки существующего налогового кодекса, иногда все же могут возникнуть судебные разбирательства со стороны налоговых органов.

Такая ситуация может говорить о положительной тенденции: во-первых, работа организации стала более эффективной, о чем говорит динамика налогового бремени. И, во-вторых, государство в своем лице получает больше доходов в бюджет. Но есть определенные проблемы налогообложения банков, что будет рассмотрено в следующей главе.

 

 

Глава 3. Основные направления совершенствования  налогообложения банков.

3.1. Проблемы налогообложения.

 

Проблемы развития и  совершенствования налогообложения как одного из важнейших инструментов государственного воздействия на становление рыночных структур признаются одними из наиболее актуальных в российской экономической науке и практике.

Налоговая система и  налоговая политика государства  затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является банковский рынок, который базируется в основном на банках и без которого рыночная экономика вообще не может функционировать. Банковская система выступает в качестве важной рыночной составляющей и гибким инструментом для реализации макроэкономических задач. Банки являются центральным звеном рыночного хозяйства. Развитие их деятельности - это необходимое условие создания рыночного хозяйства. Банки играют роль действенного орудия государства в реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности. В то же время банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику микропроцессов.

Немаловажно регулирование, в том числе и налоговое, банковского  рынка с точки зрения безопасности и сбалансированности экономики. Взаимосвязь, существующая между функциональной способностью и стабильностью банковской системы и функциональной способностью и стабильностью общественной и политической систем, исторически многократно подтверждена. Более того, эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от ее кредитной системы, а значит, от банков. Особое место, которое отводится банковской системе как связующему звену экономики при проведении экономической политики государства, делает актуальным исследование вопросов налогообложения банков, взаимоотношений банков и налоговых органов, налогового механизма регулирования деятельности коммерческих банков.

В рамках налоговых отношений  коммерческие банки могут выступать:

- в качестве субъекта налогообложения (налогоплательщика);

- в качестве агента налогового контроля.

Формирование действующей  налоговой системы привело к  тому, что коммерческие банки и  другие кредитные учреждения как  субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налог на прибыль; налог  на добавленную стоимость; налог на имущество; налог на операции с ценными бумагами; налоги, зачисляемые в дорожные фонды; транспортный налог; ряд местных налогов, среди которых выделяются земельный налог, налог на рекламу. Помимо вышеперечисленных налогов, банки и иные кредитные учреждения являются сборщиками подоходного налога, а также отчисляют взносы в государственные внебюджетные фонды.

При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной  из самых серьезных проблем является право коммерческих банков и иных кредитных учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом.

Особенностью налогообложения  налогом на добавленную стоимость  по банкам и другим кредитным учреждениям  является определение облагаемого  оборота, определяемого по операциям, круг которых несколько отличается от облагаемых налогом операций по другим группам налогоплательщиков. У банков и иных кредитных учреждений налогом на добавленную стоимость облагается сравнительно небольшой объем банковских операций.

Исчисление налогооблагаемой базы и уплата налогов и прочих обязательных платежей в бюджет регламентируются наделением субъектов налогообложения и контролирующих органов определенными правами и обязанностями, так или иначе возникающими при исполнении положений и норм налогового законодательства. Данное утверждение в полной мере относится как к банкам и другим кредитным учреждениям, так и к органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в лице его конкретных территориальных органов. Банки и иные кредитные учреждения имеют определенные права и обязанности, как общие для всех налогоплательщиков в Российской Федерации, так и специальные, характерные лишь для данной группы субъектов хозяйствования. Это связано с особенностями места банков и иных кредитных учреждений в системе налоговых взаимоотношений и спецификой банковских операций. При этом главное место в системе ответственности банков и других кредитных учреждений за нарушение положений налогового законодательства принадлежит финансовым санкциям, предусмотренных главой 18 Налогового Кодекса РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Банки и иные кредитные  учреждения по объему налоговых платежей в бюджет являются одними из крупных  среди всех налогоплательщиков - юридических лиц. Однако, кроме функционирования банка или иного кредитного учреждения в качестве налогоплательщика, данные организации выполняют не менее важные функции. Особенность учреждений российской кредитной системы состоит в том, что они участвуют в кассовом исполнении налогового законодательства, то есть они выступают в роли агентов фискального контроля (например, регистрируют счета недоимщиков, осуществляют проведение расчетных операций по перечислению налоговых и прочих обязательных платежей клиентов в бюджет, предоставляют сведения о состоянии счетов предприятий в налоговые органы и т. д.).

Немаловажной проблемой  в налогообложении банков является их прозрачность. В процессе поиска информации для данной курсовой, столкнулась с такой ситуацией, что не все банки публикуют некоторые уплаченные налоги (например, в основном указывают налог на прибыль и НДС, но есть еще много других налогов).

3.2. Пути совершенствования налогообложения  банков

Самой запутанной главой Налогового кодекса для банковской деятельности является 25 глава: «Налогообложение прибыли организаций».

Итак, первой проблемой возникшей перед кредитными организациями – является введение налогового учета. Но так как бухгалтерский  учет в этих организациях не был  изменен, следовательно, налоговый учет вестись отдельно от бухгалтерского учета почти по всем видам доходов и большинству видов расходов.

Существует  два пути решения этой проблемы:

1. Разделить бухгалтерию на два отдела: бухгалтерского учета и налогового. Но на практике это означает не столько разделение, сколько создание нового подразделения. Понятно, что не в каждом банке могут позволить себе увеличение численности служащих, да и где взять специалистов широкого профиля, способных качественно и оперативно вести такого рода учет. Не следует забывать и о документообороте – потребуются дополнительные копии первичных документов.

2. Это создание нового программного продукта, способного одновременно вести как бухгалтерский, так и налоговый учет. И хотя этот метод более приемлемый и менее дорогой, чем первый, однако, сложность его заключается в переподготовке персонала для работы такого рода программах.

Одной из задач дальнейшего  реформирования банковской системы  является совершенствование системы  налогообложения кредитных организаций. Для банков и других кредитных учреждений Российской Федерации взаимоотношения с налоговыми органами России являются одним из наиболее проблемных вопросов, требующих принятия оптимальных решений, причем как для налоговых органов, так и для учреждений кредитной системы РФ. При этом банки испытывают на себе все трудности неразрешенности и противоречивости многих положений налогового законодательства, влияющих на всех субъектов хозяйствования и на многие аспекты функционирования хозяйственного механизма.

При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых серьезных проблем является право коммерческих банков и иных кредитных учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. «В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последнее число отчетного (налогового) периода». Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом.

Налоговое планирование является частью всего финансового  планирования предприятия. Оптимизация налоговых выплат как часть налогового планирования компании - это ряд мероприятий по снижению налоговых платежей с целью увеличения денежных потоков компании, проводимый в рамках действующего законодательства.

Информация о работе Особенности налогообложения банков - страховых компаний