Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:47, курсовая работа
Основной целью работы является исследование механизма и особенностей налогообложения коммерческих банков, его анализа (на примере ВТБ 24 (ЗАО)).
Задачи, которые предстоит решить:
- рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения кредитных организаций в РФ;
- охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;
- изложить порядок формирования доходов, расходов и затрат банков;
- исследовать и проанализировать различные пути совершенствования налогообложения банков в современных условиях функционирования.
Прочие расходы:
Итого расходов: 115803892
Налогооблагаемая прибыль равна:
123029675 – 115803892=7225783
Итого налог на прибыль: 1194025
Проведем расчет налогооблагаемой базы. Она складывается из следующих статей баланса:
Основные средства, нематериальные активы и нематериальные запасы – 10001656
Амортизация основных средств – 434516
Амортизация имущества переданного в лизинг – 0
Амортизация нематериальных активов – 460
Итого амортизация: 434976
Налоговая база по налогу на имущество организаций (в том числе банков) устанавливается как среднегодовая стоимость имущества, определяемая исходя из его остаточной стоимости.
Итак, налогооблагаемая база: 10001656 – 434976=9566680
9566680*2,2%=210466,96
За первый квартал 2011 года были получены доходы в сумме: 123029675
а) облагаемые НДС – 2246405
б) необлагаемые НДС – 120770322
Удельный вес доходов, облагаемых НДС в общей сумме доходов =
= 2246405/(120770322+2246405)= 1,9%
Итак, НДС составляет: 2246405*18% = 406683,54
При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные в натуральной и денежной форме. При исчислении НДФЛ организацией - работодателем учитываются только доходы в виде оплаты труда за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Уплата данного налога ложится на плечи работников банка, но расчет осуществляется бухгалтерией банка, поэтому ниже приведу порядок исчисления данного налога по имеющимся данным о размере фонда оплаты труда в отчетном периоде:
2626995*13% = 341509,35
Для качественной оценки влияния налогов на финансовое состояние организации существует ряд методик. С начала рассмотрим коэффициент налогового бремени, предложенный Департаментом налоговых реформ Минфина РФ, который показывает соотношение суммы уплаченных налогов к доходу организации:
В 2008г этот показатель равен:
1650493/28702834 * 100% = 5,75%
В 2009:
2036932/28549171 * 100% = 7,13%
В 2010г:
5185650/54666220 * 100% = 9,48%
Итак, как видно из диаграммы налоги занимают незначительную долю в совокупном доходе рассматриваемого банка (ВТБ 24). Данный анализ не позволяет проследить динамику налоговых платежей. С каждым годом налоговое бремя увеличивалось, это объясняется в первую очередь тем что банк с каждым годом расширялся, увеличивались доходы и, следовательно увеличивались налоговые платежи.
Построенный график показывает, что прибыль к 2010г резко увеличивается, причем начисленные налоги достаточно малы. Рассматриваемый банк расширял свою сферу деятельности, следовательно были достигнуты рекордные показатели, в том числе по прибыли после налогообложения. Могу предположить, что с 2009 на 2010 год были приняты определенные меры по оптимизации налогообложения.
В российском законодательстве трудно определить, когда компания проводит меры по налоговой оптимизации, а когда уклоняется от налогов. Поэтому следует помнить, что даже если выбранные способы оптимизации укладываются в рамки существующего налогового кодекса, иногда все же могут возникнуть судебные разбирательства со стороны налоговых органов.
Такая ситуация может говорить о положительной тенденции: во-первых, работа организации стала более эффективной, о чем говорит динамика налогового бремени. И, во-вторых, государство в своем лице получает больше доходов в бюджет. Но есть определенные проблемы налогообложения банков, что будет рассмотрено в следующей главе.
Проблемы развития и совершенствования налогообложения как одного из важнейших инструментов государственного воздействия на становление рыночных структур признаются одними из наиболее актуальных в российской экономической науке и практике.
Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является банковский рынок, который базируется в основном на банках и без которого рыночная экономика вообще не может функционировать. Банковская система выступает в качестве важной рыночной составляющей и гибким инструментом для реализации макроэкономических задач. Банки являются центральным звеном рыночного хозяйства. Развитие их деятельности - это необходимое условие создания рыночного хозяйства. Банки играют роль действенного орудия государства в реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности. В то же время банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику микропроцессов.
Немаловажно регулирование, в том числе и налоговое, банковского рынка с точки зрения безопасности и сбалансированности экономики. Взаимосвязь, существующая между функциональной способностью и стабильностью банковской системы и функциональной способностью и стабильностью общественной и политической систем, исторически многократно подтверждена. Более того, эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от ее кредитной системы, а значит, от банков. Особое место, которое отводится банковской системе как связующему звену экономики при проведении экономической политики государства, делает актуальным исследование вопросов налогообложения банков, взаимоотношений банков и налоговых органов, налогового механизма регулирования деятельности коммерческих банков.
В рамках налоговых отношений коммерческие банки могут выступать:
- в качестве субъекта налогообложения (налогоплательщика);
- в качестве агента налогового контроля.
Формирование действующей
налоговой системы привело к
тому, что коммерческие банки и
другие кредитные учреждения как
субъекты предпринимательской
При определении налогооблагаемой
базы по налогу на прибыль одной
из самых серьезных проблем
Особенностью налогообложения налогом на добавленную стоимость по банкам и другим кредитным учреждениям является определение облагаемого оборота, определяемого по операциям, круг которых несколько отличается от облагаемых налогом операций по другим группам налогоплательщиков. У банков и иных кредитных учреждений налогом на добавленную стоимость облагается сравнительно небольшой объем банковских операций.
Исчисление налогооблагаемой базы и уплата налогов и прочих обязательных платежей в бюджет регламентируются наделением субъектов налогообложения и контролирующих органов определенными правами и обязанностями, так или иначе возникающими при исполнении положений и норм налогового законодательства. Данное утверждение в полной мере относится как к банкам и другим кредитным учреждениям, так и к органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в лице его конкретных территориальных органов. Банки и иные кредитные учреждения имеют определенные права и обязанности, как общие для всех налогоплательщиков в Российской Федерации, так и специальные, характерные лишь для данной группы субъектов хозяйствования. Это связано с особенностями места банков и иных кредитных учреждений в системе налоговых взаимоотношений и спецификой банковских операций. При этом главное место в системе ответственности банков и других кредитных учреждений за нарушение положений налогового законодательства принадлежит финансовым санкциям, предусмотренных главой 18 Налогового Кодекса РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».
Банки и иные кредитные учреждения по объему налоговых платежей в бюджет являются одними из крупных среди всех налогоплательщиков - юридических лиц. Однако, кроме функционирования банка или иного кредитного учреждения в качестве налогоплательщика, данные организации выполняют не менее важные функции. Особенность учреждений российской кредитной системы состоит в том, что они участвуют в кассовом исполнении налогового законодательства, то есть они выступают в роли агентов фискального контроля (например, регистрируют счета недоимщиков, осуществляют проведение расчетных операций по перечислению налоговых и прочих обязательных платежей клиентов в бюджет, предоставляют сведения о состоянии счетов предприятий в налоговые органы и т. д.).
Немаловажной проблемой в налогообложении банков является их прозрачность. В процессе поиска информации для данной курсовой, столкнулась с такой ситуацией, что не все банки публикуют некоторые уплаченные налоги (например, в основном указывают налог на прибыль и НДС, но есть еще много других налогов).
Самой запутанной главой Налогового кодекса для банковской деятельности является 25 глава: «Налогообложение прибыли организаций».
Итак, первой
проблемой возникшей перед
Существует два пути решения этой проблемы:
1. Разделить бухгалтерию на два отдела: бухгалтерского учета и налогового. Но на практике это означает не столько разделение, сколько создание нового подразделения. Понятно, что не в каждом банке могут позволить себе увеличение численности служащих, да и где взять специалистов широкого профиля, способных качественно и оперативно вести такого рода учет. Не следует забывать и о документообороте – потребуются дополнительные копии первичных документов.
2. Это создание нового программного продукта, способного одновременно вести как бухгалтерский, так и налоговый учет. И хотя этот метод более приемлемый и менее дорогой, чем первый, однако, сложность его заключается в переподготовке персонала для работы такого рода программах.
Одной из задач дальнейшего
реформирования банковской системы
является совершенствование системы
налогообложения кредитных
При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых серьезных проблем является право коммерческих банков и иных кредитных учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. «В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последнее число отчетного (налогового) периода». Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом.
Налоговое планирование является частью всего финансового планирования предприятия. Оптимизация налоговых выплат как часть налогового планирования компании - это ряд мероприятий по снижению налоговых платежей с целью увеличения денежных потоков компании, проводимый в рамках действующего законодательства.
Информация о работе Особенности налогообложения банков - страховых компаний