Особенности государственного социального страхования в России

Автор: 7**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

Содержание

Теоретико-методологические аспекты функционирования системы социального страхования в России
Сущность социального страхования …………………………………………………
История развития социального страхования …………………………………..
Система государственных внебюджетных фондов в РФ.
НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Роль государства в развитии системы социального страхования…………………………………………………………………………..
Основные проблемы действующей системы обязательного социального страхования………………………………………..........................................................
Перспективы реформирования системы страхования в РФ………………...

Работа содержит 1 файл

ВСОДЕРЖАНИЕ.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

     С 01.01.2010 года вступил в силу новый  Федеральный закон Российской Федерации  от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

     Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и  уплатой (перечислением) страховых  взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования  Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также  отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением  и уплатой (перечислением) страховых  взносов и привлечения к ответственности  за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

     В связи с этим, статьей 24 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ "О  внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования" в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены  изменения, а именно, глава 24 «Единый  социальный налог» признана утратившей силу.

     Соответственно  с 01.01.2010 работодатели-страхователи уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование непосредственно в  Фонд социального страхования РФ.

     В соответствии с указанным Федеральным  законом, в 2010 предусмотрен тариф страховых  взносов, подлежащий уплате в Фонд социального  страхования РФ в размере 2,9% от базы для начисления страховых взносов, которая устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Выплаты в пользу работника свыше этой суммы облагаться взносами уже не будут.

     Для страхователей, применяющих специальные  налоговые режимы, в 2010 году сохраняется  действующий механизм налогообложения.

     В связи с переходом с 1 января 2010 года на уплату страховых взносов  на обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством расчёты  по единому социальному налогу должны были быть завершены до конца 2009 года. Для этого организациям необходимо было провести сверку данных о наличии  и размере задолженности по единому  социальному налогу в части, зачисляемой  в Фонд социального страхования  РФ, с данными территориальных  налоговых органов по итогам первого  полугодия 2009 года. Особое внимание следует  обратить на переплату единого социального  налога, допущенную страхователем при  перечислении денежных средств. По итогам сверки необходимо выяснить причины  расхождений, внести соответствующие  изменения.

     По  задолженности за Фондом социального  страхования РФ, сложившейся в  результате превышения расходов над  начисленным единым социальным налогом, организациям необходимо своевременно обратиться за возмещением средств  в отделение Фонда, по возврату допущенной переплаты по единому социальному  налогу в налоговый орган по месту  регистрации.

     По  задолженности за страхователями организациям необходимо произвести перечисления задолженности  и ежемесячно до конца года уплачивать текущие платежи.

     Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О  страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования" установлен единый тариф страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет Фонда социального страхования РФ страхователями — плательщиками страховых взносов (2,9%), и предельная величина базы для начисления страховых взносов (415 000 рублей за календарный год), которая подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. При этом, в отличие от прежнего порядка, база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчётного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Уплата страховых взносов страхователями производится на соответствующие счета Федерального казначейства.

     Законом о страховых взносах предусмотрено, что в 2010 году не уплачивают страховые  взносы организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, уплачивающих единый налог на вменённый доход для отдельных  видов деятельности. Указанные страхователи уплачивают в 2010 году налоги в порядке, действующем по состоянию на 2010 год. Однако, поскольку Федеральный закон  от 31.12.2002 №190-ФЗ утратил силу с 01.01.2010 года, назначение и выплата пособия  по временной нетрудоспособности застрахованным лицам будет осуществляться вышеуказанными категориями страхователей в  общем порядке, то есть, за первые два  дня временной нетрудоспособности — за счёт средств работодателя, с третьего дня — за счёт средств  Фонда социального страхования  РФ.

     Предусмотрено предоставление плательщиками страховых  взносов расчётов по начисленным  и уплаченным страховым взносам  по установленным форматам в электронной  форме с электронной цифровой подписью: для плательщиков, у которых  среднесписочная численность за предшествующий расчётный период превышает 100 человек — с 01.01.2010 года; для  плательщиков, у которых среднесписочная  численность превышает 50 человек  — с 01.01.2011 года.

     Установлены состав правонарушений и меры ответственности (штрафы), применяемые за нарушение  плательщиками страховых взносов  законодательства по обязательному  социальному страхованию.

     Кроме того, Законом № 213-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон  от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обеспечении  пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному  страхованию".

     Во-первых, изменилось само название закона. В  новой редакции закон называется "Об обязательном социальном страховании  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

     Во-вторых, в Закон № 255-ФЗ включены нормы, определяющие условия, размеры и порядок обеспечения  ежемесячным пособием по уходу за ребёнком лиц, подлежащих обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством.

     В-третьих, изменён состав заработка, из которого будут исчисляться пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие  по уходу за ребёнком застрахованным лицам. Так, введена норма об исчислении пособий из фактического заработка  застрахованного лица, на который  начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование  с учётом установленной предельной величины базы для обложения страховыми взносами (415 000 рублей в год).

     Необходимо  обратить внимание на нормы, регулирующие порядок выплаты пособий застрахованным лицам, занятым у нескольких страхователей. В частности, начиная с 2010 года, выплата  пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам указанным  лицам, как и до 2010 года, будет  осуществляться по всем местам работы, а ежемесячного пособия по уходу  за ребёнком — только по одному месту  работы по выбору застрахованного лица.

     Начиная с 2010 года, в страховой стаж наравне  с периодами работы и (или) иной деятельности, включаемыми в страховой стаж до 2010 года, будут засчитываться  нестраховые периоды: прохождение  военной службы или иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.

     Изменился порядок и срок уплаты страховых  взносов для лиц, добровольно  вступивших в правоотношения по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством. С 01.01.2010 указанная категория лиц приобретает  право на получение страхового обеспечения  при условии уплаты ими страховых  взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

     Изменения коснулись и порядка расчета  пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В  случае, если застрахованное лицо не имело  периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев  в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам  или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются  исходя из среднего заработка застрахованного  лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления  предыдущего страхового случая.

     Важно отметить, что Федеральный закон  № 255-ФЗ теперь регулирует правоотношения в системе обязательного социального  страхования не только на случай временной  нетрудоспособности, но и в связи  с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности  субъектов обязательного социального  страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

     Претерпел изменения и Федеральный закон  от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний».

     В рамках обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний предусматривается  финансирование медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших работников, а также предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний. Фонд продолжит осуществлять единовременные и ежемесячные страховые  выплаты. На 2010 год установлены максимальный размер ежемесячной выплаты 49520 рублей и единовременная выплата в сумме 64400 рублей. Тарифы страховых взносов  не изменились. С 2010 года из перечня  расходов ФСС исключены выплаты  «нестрахового» характера. Соответственно, за счет получаемых страховых взносов  на обязательное социальное страхование  с 2010 года Фондом социального страхования  будут осуществляться расходы на следующие выплаты застрахованным (работающим) гражданам:

     - пособие по временной нетрудоспособности  по обязательному социальному  страхованию;

     - пособие по беременности и  родам;

     - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности;

     - пособие при рождении ребенка;

     - пособие по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию;

     - социальное пособие на погребение.

     Контроль  за уплатой страховых взносов, а  также за расходованием средств  на выплату пособий будет осуществляться путем проведения камеральных и  выездных проверок страхователей территориальными органами Фонда. Установлены состав правонарушений и меры ответственности, которые будут применяться к  плательщикам страховых взносов  и банкам, при нарушении ими  законодательства [16].

     Кроме того, введены нормы, предусматривающие  ответственность Фонда за нарушение  сроков возврата излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, за излишнее взыскание страховых  взносов, за причинение страхователям  убытков вследствие неправомерных  действий или бездействия Фонда.

     Хотелось  бы отметить, что основной целью  системы обязательного социального  страхования является формирование средств фонда социального страхования, направляемых на материальную поддержку  нуждающихся в определенных случаях.

     Подводя итог вышеизложенному, можно особенно подчеркнуть - система обязательного  социального страхования в нашем  государстве постоянно совершенствуется, и это позволяет гражданам  чувствовать себя более защищенными. Тюменское региональное отделение  Фонда социального страхования  прилагает все усилия, чтобы повысить доверие жителей области к  новым принципам обязательного  социального страхования. 

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Социальное  страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

Информация о работе Особенности государственного социального страхования в России