Особенности государственного социального страхования в России

Автор: 7**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

Содержание

Теоретико-методологические аспекты функционирования системы социального страхования в России
Сущность социального страхования …………………………………………………
История развития социального страхования …………………………………..
Система государственных внебюджетных фондов в РФ.
НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Роль государства в развитии системы социального страхования…………………………………………………………………………..
Основные проблемы действующей системы обязательного социального страхования………………………………………..........................................................
Перспективы реформирования системы страхования в РФ………………...

Работа содержит 1 файл

ВСОДЕРЖАНИЕ.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

     Органом проведения страхования на случай болезни  по закону являлась больничная касса, учреждаемая на каждом предприятии с числом рабочих не менее 200.

     Средства  больничных касс состояли из взносов  рабочих и предпринимателей. При этом, в соответствии с законом, взносы рабочих в полтора раза превышали взносы предпринимателей. Размер взносов устанавливался общим собранием больничной кассы.

     Основной  функцией больничной кассы была выдача пособий в случае болезни, увечья, родов и смерти.

     Наряду  с помощью самим застрахованным по решению общих собраний больничных касс можно было оказывать помощь членам семей. При этом максимальные расходы на все виды помощи последним не должны были превышать 2/3 доходов кассы.

     Вокруг  страховых законов 1912 г. развернулась острая политическая борьба, в которой  принимали активное участие различные  политические партии и сами рабочие.

     30 октября 1917 г. была объявлена  программа страхования советского  правительства. Был издан ряд  декретов, в корне изменивших  систему социального страхования: 14 ноября 1917г. – «О передаче  больничным кассам лечебных учреждений»; 29 ноября – «О страховых присутствиях  и страховом совете»; 11 декабря - «О страховании на случай безработицы»; 22 декабря – «О страховании на случай болезни».

     В соответствии с декретами началось создание рабочей страховой медицины. Больничные кассы развернули активную деятельность, и за короткое время  была создана система лечебных учреждений, где застрахованные получали квалифицированную  медицинскую помощь. Рабочая страховая  медицина была относительно самостоятельна, контролировалась лишь Народным комиссариатом  труда в плане соблюдения законов, декретов, постановлений. Создание в  июле 1918 г. Народного комиссариата здравоохранения  привело к существованию двух параллельных систем здравоохранения: рабочей страховой медицины, подчиненной  Народному комиссариату труда, и  советской медицины, созданной на основе земской и городской медицины и подчиненной Народному комиссариату здравоохранения. В связи с этим было принято решение об объединении  страховой медицины с общегосударственной: 18 февраля 1919г. Совет Народных Комиссаров принял постановление "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному комиссариату здравоохранения". Рабочая страховая медицина была ликвидирована и утверждена единая советская медицина. Одновременно проходила  реформа всей системы социального  страхования, которая заменялась государственной  системой социального обеспечения. В 1918 г. Народным комиссариатом труда  было принято Положение о социальном обеспечении трудящихся, в соответствии с которым все страховые органы ликвидировались.

     Возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой  экономической политикой (НЭП). Появление  в период НЭПа различных форм собственности  на средства производства потребовало  новых подходов к социальному  страхованию. Постановлениями СНК 1921-1923 гг. были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности  по отдельным видам социального  страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность и  другие виды обеспечения: на инвалидность, вдовство и сиротство, на безработицу и лечебную помощь. Были установлены страховые тарифы трех видов: нормальный, временный и льготный, что позволяло учитывать в системе социального страхования интересы государства и реальное экономическое положение отдельных предприятий.

     Установленные законом взносы на лечебную помощь передавались непосредственно органам  здравоохранения: 10% Наркомздраву и 90% непосредственно губернским и местным  органам - для улучшения медицинской  помощи застрахованным.

     После окончания периода нэпа отдельные  элементы медицинского страхования  продолжали существовать в советской  системе социального страхования. За счет страховых средств частично финансировались санаторно-курортное  лечение, отдельные виды профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях. В целом в 30-х гг. был осуществлен переход к  государственной системе социального  обеспечения и страхования в  стране. В 1933 г. социальное страхование  в СССР было передано в ведение  профсоюзов, а страховые кассы  ликвидированы, бюджет государственного социального страхования был  консолидирован в государственный  бюджет.

     Данная  система социального обеспечения  и социального страхования существовала в бывшем СССР с начала 30-х до конца 80-х и характеризовалась высокой  степенью централизации и интеграции в государственный бюджет.

     Финансы социального обеспечения и социального  страхования включали: государственный  бюджет (расходы на социальное обеспечение); бюджет государственного социального  страхования; Союзный фонд социального  обеспечения колхозников; Союзный  фонд социального страхования колхозников; социальные фонды государственных  предприятий и колхозов.

     Недостатками     этой     системы     были     отсутствие     четкой специализации   и   перекрестное   финансирование   между   фондами.

     Управление  системой социального обеспечения  и страхования было сложным и бюрократизированным. Оно включало, кроме союзного парламента и правительства, союзный Комитет по труду и социальным вопросам, министерства социального обеспечения союзных республик, союзный и республиканские Советы социального обеспечения колхозников, профсоюзы и органы местного самоуправления в области социального обеспечения.

     Таким образом, в плановой экономической  системе социальное страхование существовало в качестве подчиненного элемента государственной системы социального обеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. С ростом дефицита государственного бюджета, который достиг в 1991 г. 20% валового национального продукта, старая система социального обеспечения и страхования не могла уже существовать. Либерализация цен в 1992 г., кризис системы государственного здравоохранения (с общими расходами менее 3,0% в ВВП) и развитие рынка труда с появлением безработицы потребовали радикальной реформы системы социального обеспечения и страхования в России.

     Социально-экономические  условия реформы. Переход Российской Федерации от "государственного социализма" к рыночной экономике начался в сложных условиях. Дезинтеграция бывшего Советского Союза в 1991 г. повлекла за собой разрыв экономических связей между бывшими республиками, и рост иммиграции из новых государств в Россию.

     Системный экономический и политический кризис, проявился в сокращении производства (более чем на 50% за 1991-1995 гг.), инфляции и снижении жизненного уровня населения (на 50% за 1991-1995 гг.). Политическая ситуация в России характеризовалась нестабильностью, острой борьбой между законодательной и исполнительной властью. Серьезную опасность несут сепаратистские тенденции, которые дают о себе знать в отдельных регионах.

     Не  преодолены кризис неплатежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис, В середине 1995 г. объем неплатежей промышленности достиг 250 трлн. руб., или 6% валового внутреннего продукта. Дефицит федерального бюджета в 1992-1993 гг., составлял более 20%, в 1994 г. - 10,4%, в 1995 г. - около 8% валового внутреннего продукта. Общий дефицит финансового баланса Российской Федерации (включая госбюджет и государственные внебюджетные фонды) достиг 9,9% валового внутреннего продукта в 1994 г. и около 7,3% валового внутреннего продукта в 1995 г. Финансовый кризис в промышленности и на кредитном рынке, бюджетный дефицит и рост государственного долга вызывают финансовые проблемы в социальной сфере. Начиная с 1992 г. уровень финансирования социальной сферы из государственного бюджета составляет от 40 до 70% от потребностей.

     Продолжается  социально-демографический кризис: депопуляция, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности.

     Либерализация цен в 1992 г. вызвала открытую инфляцию с высоким ростом уровня потребительских  цен. В результате реальные доходы большинства населения сократились, и только 10% граждан живут сегодня лучше прежнего.

     Положение на российском рынке труда усложняется  из-за массовой иммиграции из бывших союзных республик.

     Главные задачи включают, помимо достижения экономической  стабилизации, сокращение уровня инфляции и бюджетного дефицита, необходимость установления социального мира и стабильности в стране на основе создания новой системы социальной защиты населения при обеспечении минимальных социальных гарантий всем гражданам.

     Либеральная политика Правительства РФ в 1992 г. вызвала массовую нищету населения и деградацию социальной сферы,  рост забастовочного движения  и  обострение  политической борьбы.   В   конце 1992 г. социальные министерства Российской Федерации    разработали "Основные принципы и направления социальной политики Российской Федерации в 1992-1993 гг.".

     Главные направления социальной политики: формирование системы социальной защиты населения, в том числе создание минимальных социальных   гарантий   (зарплата,   пенсии,   социальные   пособия   и услуги);   реформирование   социального   обеспечения   на  принципах социального   страхования   и   социальной   помощи;   формирование трехуровневой   пенсионной   системы   (государственная   социальная пенсия,    государственная    трудовая    пенсия    и    частная    пенсия); реформирование    государственного    социального    страхования    на принципах     единства    в    обеспечении    минимальных    страховых социальных гарантий, дополняемых негосударственным социальным страхованием.   В  области  занятости были  сформулированы задачи осуществления активной политики занятости в переходный период. В области  здравоохранения  давалось  направление  на  сочетание  мер социальной профилактики с переходом к медицинскому страхованию граждан России.

     В 1993 г. была утверждена программа "Развитие реформ, и стабилизация российской экономики на 1993-1996 гг.". В области реформ социальной защиты населения данная программа ставила следующие задачи:

  • ускорение    формирования    законодательства    в    области социальной защиты населения;
  • улучшение соотношения между уровнем пенсий, социальных пособий и прожиточного минимума;
  • реализация пенсионной реформы для повышения эффективности пенсионного обеспечения;
  • формирование региональных систем образования и переподготовки безработных граждан в структуре федеральной службы занятости;
  • разграничение между, видами социальной помощи: отделение 
    тех, которые связаны с бедностью, от других: введение единого пособия по малообеспеченности вместо ряда социальных выплат;
  • определение и законодательное установление объема социальных услуг, гарантируемого государством населению на бесплатной и льготной основе.

     В области здравоохранения: улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации в стране, обеспечение населения и медицинских учреждений медикаментами по доступным ценам, приоритет финансирования     программ социальной и медицинской профилактики.

     Переход к обязательному медицинскому страхованию  планировался в программе в течение двух-трех лет, по мере готовности регионов.

     Социальная  политика в Российской Федерации, помимо разработки социальных программ, включает формирование нового социального законодательства на основе принятия новой Конституции. Российский парламент в течение 1990-1996 гг. утвердил ряд новых законов в области социальной сферы: о минимальных заработной плате, пенсии и социальных пособиях, КЗОТ РФ, Кодекс о браке и семье РФ, Основы законодательства РФ в области здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, законы об образовании, о высшем и послевузовском образовании, о государственных пенсиях в РФ, о занятости населения РФ, о медицинском страховании граждан в РФ, о социальной защите инвалидов, о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, о некоммерческих организациях и др.

     1.3. Система  государственных  внебюджетных фондов  в РФ.

 

     Формирование  современной системы социального  страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.

     ПФР обеспечивает:

  • аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, 
    предусмотренных Положением о нем;
  • контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР 
    страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его 
    средств;
  • международное сотрудничество по вопросам, относящимся к 
    компетенции ПФР;
  • проведение   научно-исследовательской    работы    в   области государственного пенсионного страхования.

Информация о работе Особенности государственного социального страхования в России