Особенности государственного социального страхования в России

Автор: 7**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

Содержание

Теоретико-методологические аспекты функционирования системы социального страхования в России
Сущность социального страхования …………………………………………………
История развития социального страхования …………………………………..
Система государственных внебюджетных фондов в РФ.
НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Роль государства в развитии системы социального страхования…………………………………………………………………………..
Основные проблемы действующей системы обязательного социального страхования………………………………………..........................................................
Перспективы реформирования системы страхования в РФ………………...

Работа содержит 1 файл

ВСОДЕРЖАНИЕ.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

     ПФР может принимать участие в  финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

     Средства  ПФР направляются на:

  • выплату государственных пенсий;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание      материальной      помощи      престарелым      и 
          нетрудоспособным гражданам;
  • обеспечение деятельности ПФР.

     Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

     Закон   "О   медицинском   страховании  граждан в Российской Федерации". Он обеспечивает конституционное право  граждан  России  на  медицинскую  помощь  и  направлен  на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Законом введено обязательное медицинское страхование (с 1993 г.), в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).

     Согласно  закону, граждане России имеют право  на:

  • выбор страховой медицинской организации, свободный выбор 
    медицинского учреждения и врача;
  • медицинскую помощь на всей территории России;
  • предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому 
    учреждению на возмещение ущерба пациенту.

       Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

     Средства  ФОМС направляются на:

  • финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
  • осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
  • выравнивание ресурсов городов, районов для проведения ОМС;
  • направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
  • создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
  • текущее содержание.   

     Фонд  социального страхования  Российской Федерации  управляет средствами государственного социального страхования России.  Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве      РФ.     

     Основные  задачи фонда:

  • обеспечение гражданам государственных пособий,  санаторно- 
    курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ 
    охраны здоровья работников;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость 
    фонда;
  • разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов системы 
    государственного социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами других государств и 
    международными организациями по вопросам социального страхования.

     Средства  ФСС направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
  • частичное содержание детско - юношеских спортивных школ;
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • проведение научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
 

       В соответствии с  Федеральным  законом «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации»  назначаются следующие виды пенсий  по государственному пенсионному  обеспечению:

     пенсия  за выслугу лет;

     пенсия  по старости;

     пенсия  по инвалидности;

     социальная  пенсия. 

     Социальное  страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

     Социальное  страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

     Понятие социального страхования охватывает различные формы (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов.

     Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.). По характеру выплат в системе социального страхования выделяются страхование пенсий, пособий, социальных услуг и льготных благ.

     Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников; компенсация потери личных доходов и трудоспособности; формирование и использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального страхования - страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков.

     С развитием общества место и роль социального страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом страны от государственного социального обеспечения к современной системе социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной защиты важнейших прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и ростом реальных доходов населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ И  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ  В РФ 

     2.1 Роль государства  в развитии системы  социального страхования 

     Рассматривая  страхование как функцию государства, необходимо учитывать роль страховых  компаний как участников рынка, активно  взаимодействующих со всеми звеньями финансово-кредитной системы государства, так как осуществление страхования  в денежной форме объективно связывает  его с иными институтами финансовой системы: банковской системой, государственными и муниципальными финансами, финансами  населения и иных хозяйствующих  субъектов. Коммерческое страхование  важно в целом для государства, так как оно служит покрытию расходов по страховым случаям, что является государственной задачей.

     Стратегическое  значение страхования обусловлено  и той ролью, которую играет страхование  в системе социальной защиты населения  в силу так называемых провалов рынка, то есть неспособности частного капитала сгладить остроту социальных противоречий и ряда экономических проблем  без вмешательства государства. Роль страхования заключается не только в том, что оно обеспечивает непрерывность, бесперебойность и  сбалансированность экономических  процессов, но и способствует оптимизации  общественного воспроизводства  вследствие воспроизводства рабочей  силы.

     Как показало исследование, возрастающая роль страхования, его развитие во многом обусловлены и законодательно установленными обязательными формами его проведения в определенных сегментах экономики  и жизнедеятельности общества. Отмечается, что страхование ответственности (гражданской и профессиональной) начало развиваться только с того момента, когда оно стало обязательным вследствие принятия государством законов, регламентирующих этот вид страхования. Именно на государственные управленческие структуры в условиях рыночной экономики  и возлагается ответственность  по обязательной страховой защите тех  или иных объектов, связанной с  интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества, императивному  регулированию общих рамок, общих  требований к деятельности субъектов  права по осуществлению социально  и общественно значимых, и в  связи с этим обязательных видов  страхования в рамках концепции  социально ориентированного государства. В основе обязательного страхования, проводимого как за счет государственных, так частных средств, всегда находится  единая публичная цель - защита интересов  общества в целом. Ярким примером обязательного страхования являются законы об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств - одни из самых "социально  нагруженных" законов. Их социальная ценность заключается именно в защите публичных интересов - во всеобщности и обязательности страховой компенсации всем пострадавшим, всем слоям населения, независимо от их социального статуса и финансового положения.

     Государство:

     1) императивно регламентирует данный  вид страхования (это не просто  обязанность всех владельцев  транспортных средств, а запрет  на использование транспортных  средств без страхования данной  ответственности, нарушение которого  влечет административную ответственность);

     2) законодательно устанавливает нелимитированное  страховое покрытие при причинении  вреда жизни и здоровью пассажиров  и водителя;

     3) формирует государственный гарантийный  фонд за счет обязательных  отчислений части страховой премии  для возмещения вреда пострадавшим  при дорожно-транспортных происшествиях  в случаях банкротств страховых  организаций, невозможности возмещения  вреда со стороны его причинителя  (например, гражданская ответственность  автовладельца не была должным  образом застрахована, автотранспорт  был угнан или захвачен силой);

     4) регламентирует, что при спорах  между гарантийным фондом и  страховыми компаниями в первую  очередь производятся выплаты  пострадавшим, и только затем  продолжается разбирательство; 

     5) устанавливает в развитых странах  неограниченный характер ответственности  при автомобильной катастрофе;

     6) устанавливает законодательно уровень  экономичности данного вида страхования  (учитывая, что в страхование могут  быть вовлечены лица, не имеющие  значительных доходов, размер  страховых взносов устанавливается  в возможно минимальном размере). Приведенные меры позволяют снизить  давление на систему социального  обеспечения, уменьшить расходы  по ряду бюджетных статей.

     Именно  финансово-правовым регулятивным воздействием государства, регулированием нормами  финансового права образования  и использования упомянутого публичного фонда и достигается гарантированность возмещения убытков и нанесенного вреда здоровью за счет средств гарантийного фонда всем пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Такова общая мировая практика в данном виде страхования. К сожалению, приходится констатировать, что пролоббированный страховыми компаниями Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не только не учел исчисляемый десятками лет опыт публично-правового регулятивного воздействия на этот вид страхования, имеющийся в развитых странах, но более того, его несовершенство как публично-правового регулятора спровоцировало конфликт интересов значительного числа граждан России - автовладельцев - и страховых организаций, вызвало социальную напряженность в обществе.

Информация о работе Особенности государственного социального страхования в России