Особенности государственного социального страхования в России

Автор: 7**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

Содержание

Теоретико-методологические аспекты функционирования системы социального страхования в России
Сущность социального страхования …………………………………………………
История развития социального страхования …………………………………..
Система государственных внебюджетных фондов в РФ.
НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Роль государства в развитии системы социального страхования…………………………………………………………………………..
Основные проблемы действующей системы обязательного социального страхования………………………………………..........................................................
Перспективы реформирования системы страхования в РФ………………...

Работа содержит 1 файл

ВСОДЕРЖАНИЕ.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

     На  основе обобщения и анализа большого количества информационного материала  об имевших место экономических  потерях, вследствие подверженности рискам различных сфер жизнедеятельности  государства, делается вывод, что страхование  как стратегическая функция государства  дает возможность сохранить не только экономический суверенитет государства, но и в ряде случаев и саму государственность.

     Таким образом, в страховании как функции  государства заинтересовано как  государство в целом, так и  каждый из страхователей. Поэтому государство  не может находиться в стороне  от страховой деятельности. Страхование - это функция и задача государства, для выполнения которых требуется  образование специальных денежных фондов страховых фондов. Рассматривая страхование как функцию и  задачу государства, необходимо подходить  к признанию образуемых для обеспечения  этих целей страховых фондов как  части национального богатства  страны и части финансовой системы  общества, подверженных регулированию  нормами финансового права.

     Используя финансовую систему, в том числе  денежные ресурсы страховых централизованных и децентрализованных фондов, обеспечивая  финансово-правовое регулирование процессов образования, перераспределения и использования фондов, государство и осуществляет финансовую деятельность для выполнения своих задач в каждый данный период своего развития в условиях насыщенности своей деятельности рисками экологических и техногенных катастроф, финансовыми, политическими, социальными и иными рисками.

     Главная цель финансовой деятельности государства - обеспечивать, гарантировать выполнение не одной какой-то задачи или функции  государства, а практически всех.

     Функции финансов в страховой деятельности реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных  форм финансовых отношений, порядок  образования, перераспределения и  использования централизованных и  децентрализованных страховых фондов, методы финансового планирования, формы  управления финансами, финансовое законодательство в сфере страхования.

     Существенное  значение в финансовой системе Российской Федерации имеют социальные государственные  внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования, территориальные  фонды обязательного медицинского страхования, прямо не связанные  с бюджетами различных уровней, находящиеся в распоряжении государства  и имеющие сугубо целевой характер расходования денежных средств их образующих. Указанные фонды имеют общегосударственное  значение, так как по размеру мобилизующих денежных средств они занимают главенствующее положение в государстве и  призваны обеспечивать финансирование важнейших программ социального  развития страны. На сегодня, как отмечается автором, можно констатировать сопоставимость суммарного бюджета социальных государственных  внебюджетных фондов и федерального бюджета. Формирование и использование  социальных государственных внебюджетных фондов, безусловно, являются органичной частью финансовой деятельности государства, так как опосредуется распределение национального дохода с последующим обособлением его части в целевых денежных фондах, предназначенных для финансирования потребностей нетрудоспособных лиц, постоянно или временно не участвующих в труде.

     В условиях рыночной экономики с других позиций, в отличие от регулирования  образования, перераспределения и  использования централизованных страховых  фондов, где государство выступает  их полноправным хозяином, следует  определять и понимать роль государства, государственное воздействие на образование, перераспределение и  использование децентрализованных страховых резервных фондов страховых  организаций. Как показало исследование, в условиях рыночной экономики основными  целями финансово-правового регулятивного  воздействия государства на деятельность страховых организаций являются:

     - выполнение страховыми организациями  принятых обязательств. Отсутствие  средств у страховых организаций  для расчетов по принятым обязательствам  подрывает доверие не столько  к конкретной страховой организации,  сколько воплощается в претензиях  населения к государственным  институтам в целом. Поэтому  государство не может находиться  в стороне от публично-правового  регулирования страховой деятельности  и в императивном порядке, при  помощи именно норм финансового  права, властно обеспечивает процессы  образования, перераспределения  и использования страховых резервных  фондов страховых организаций,  денежные средства которых используются, в первую очередь, на выполнение  обязательств перед страхователями, защита прав и интересов которых,  особенно в силу их массовости, носит, безусловно, публичный характер;

     - обеспечение финансовой устойчивости  и платежеспособности страховых  организаций. Посредством финансово-правового  регулирования формирования, перераспределения  и использования страховых резервных  фондов страховых организаций обеспечивается финансовая устойчивость не только отдельных страховых организаций, но и страховой системы в целом как составной части финансовой системы государства. Таким образом, решаются и задачи финансовой стабильности в государстве, и задачи защиты интересов страхователей, то есть реализуется защита публичных интересов, интересов общества в целом. Именно поэтому инициатива по образованию страховых резервных фондов страховых организаций и принадлежит государству, инициируется властью;

     - мобилизация и инвестирование  денежных средств. Гарантированная  государством защита прав и  законных интересов страхователей  способствует, стимулирует привлечение  их денежных средств в страховую  систему страны. Государство в  лице управомоченного органа  исполнительной власти, наделенного  властными полномочиями, осуществляя  финансово-правовое регулирование  образования, перераспределения  и использования страховых резервных  фондов страховых организаций,  обеспечивает не только принцип  гарантированности защиты интересов  страхователей, но и фактически  реализует собственный принцип  - привлечение посредством публично-правового  регулирования, а именно при  помощи норм финансового права,  частного капитала страховых  организаций в национальную экономику.  

     2.2 Основные проблемы действующей системы обязательного социального страхования 

     Вспомним  советское время: пенсии, зарплаты, пособия, расходы на образование, здравоохранение  и культуру шли практически исключительно  из бюджета. Это полностью соответствовало  характеру тогдашнего политического  строя – никакой свободы выбора, тоталитарный контроль за жизнью своих  граждан. Неудивительно, что в начале 90-х, параллельно с формированием  новой политической системы, были заявлены и кардинальные изменения в принципах социального финансирования: законодательно было введено понятие обязательного социального страхования, созданы страховые фонды – пенсионный, социального страхования, занятости и медицинского страхования.

     Бюджетное финансирование идет за счет налогов  – то есть безвозвратного изъятия  доходов физических и юридических  лиц в пользу государства. Куда пойдет каждый собранный рубль – решает правительство и парламент, а  в тоталитарных обществах – вождь. Он может пойти и на социальные расходы, но с такой же вероятностью и на оборону, содержание чиновничества  и т.п.

     Страховой взнос имеет совершенно другую природу. В нашем случае это отложенная часть фонда заработной платы, которая  возвращается конкретному человеку при наступлении страхового случая – пенсионного возраста, временной  нетрудоспособности по состоянию здоровья, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания.

     Но  разница между налогом и страховым  взносом не исчерпывается только формами изъятия и использования. Величину налога устанавливает власть – депутаты совместно с правительством. А страховой взнос – в идеальной  схеме – это договоренность между  работником и работодателем. Поэтому  если мы хотим ограничить роль государства  в жизни страны, то переход на преимущественно страховое финансирование социальной сферы это наиболее эффективный  стратегический путь. Но, как это  часто у нас бывает, тактика  противоречит стратегии. Имеется в  виду прежде всего введение ЕСН, который  заменил обязательные страховые  взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования и фонды обязательного  медицинского страхования. Но эта ошибка была усугублена двумя сопутствующими обстоятельствами: были ликвидированы  страховой взнос на случай безработицы, а также 1-процентный страховой взнос  в Пенсионный фонд непосредственно  из заработной платы работника. Тем  самым, во-первых, исчез один из классических видов страхования, а, во-вторых, остановлен процесс вовлечения работника в  формирование ответственности за собственное  благополучие. Необходимо напомнить, что в подавляющем большинстве развитых стран успешно функционирует обязательное страхование от безработицы и все страховые взносы равномерно распределены между работником и работодателем. Аргумент сторонников введения ЕСН были прост: улучшится администрирование поступление денег в социальные фонды. Однако, как показала практика, этого не произошло. Да, сбор ЕСН постоянно растет - за счет прежде всего естественной причины – роста фонда оплаты труда.

  1. Если раньше представитель Пенсионного или любого другого внебюджетного фонда требовал даже небольшие долги, то теперь инспектор налоговой службы большую долю своего времени посвящает контролю за сбором НДС, налога на прибыль, которые напрямую поступают в бюджет, а не в автономные от него фонды. В результате задолженность предприятий по выплате ЕСН постоянно растет. И главное – абсолютно не оправдался расчет на то, что бизнес ответит на фактически двойное снижение социальных затрат (через введение регрессной шкалы выплат, а затем, как упоминалось, и радикального снижения базовой ставки ЕСН) выводом зарплат из тени.
  2. Не менее важно и то, что превращение страховых взносов в налог нанесло мощный удар по только зарождающемуся механизму социального партнерства. Вместо того, чтобы передать полномочия по установлению размеров этих взносов в сферу договоренностей между профсоюзами (или другими представителями трудящихся по найму) и работодателями, государство взяло эту ответственность на себя со всеми вытекающими отсюда негативными финансовыми, социальными и политическими последствиями.

     Однако  дело не только в фискальных трудностях. Оказались нарушенными два фундаментальных  принципа современной социальной политики. Во-первых, роль государства в распределении  ВВП не только не уменьшилась, но и  существенно увеличилась. Во-вторых, можно говорить о наметившейся устойчивой тенденции возвращении к модели финансирования социальной политики преимущественно  на базе принципов социального обеспечения.  

    2.3 Перспективы реформирования системы страхования в РФ 

     Для разработки сценария по развитию системы  социального страхования необходимо определить набор вопросов, на которые  должны быть даны ответы. Эти вопросы  следующие:

     - судьба ЕСН, в т.ч. его ставки;

     - механизмы установления ставки  ЕСН и (или) страховых взносов;

     - изменения в структуре социальных  внебюджетных фондов и в управлении  ими;

     - развитие внутренней ситуации  в каждом из социальных внебюджетных  фондов (набор обязательств и  выплат, внешние источники их  финансирования).

     Основное  содержание общественного сценария – всемерное развитие системы  обязательного социального страхования, дополненное добровольным социальным страхованием. ЕСН подвергается глубокой реформе:

     - отменяется регрессная шкала  по уплате ЕСН;

     - ставка ЕСН снижается до уровня, чтобы за счет этого налога  обеспечивалась минимальные государственные  гарантии - базовая часть пенсии, пособие по временной нетрудоспособности  в размере МРОТ, а также достойный  набор общедоступных бесплатных  медицинских услуг;

     - вводятся обязательные страховые  платежи во внебюджетные социальные  фонды для обеспечения страховой  и накопительной частей пенсии, выплат по больничным листам  сверх величины МРОТ, для обеспечения  пособий по безработице и других  действий в отношении безработных;

     - вводится обязательное социальное  страхование от инвалидности, чего  в российской истории никогда  не было;

     - в качестве одного из вариантов  необходимо рассмотреть вопрос  об максимальном ограничении  уровня дохода работника, с  которого берутся обязательные  страховые взносы. Тем самым создается  мощным стимул для обеления зарплат, особенно высоких, и создается обширный рынок для дополнения обязательного социального страхования дополнительным страхованием через частные компании.

     Размер  каждого из обязательных страховых  взносов можно было бы утверждать Генеральным соглашением между  профсоюзами, работодателями и правительства  один раз в три-четыре года. При  этом постепенно, но неуклонно нужно  перераспределять – по взаимной договоренности - страховое бремя с работодателя на работника. Эта схема активизирует гражданское общество, частью которого являются и профсоюзы и работодатели, что соответствует стратегии  обеспечения конкурентоспособности  России.

     Наряду  с существующими социальными  внебюджетными фондами (пенсионным, социального страхования и медицинского страхования) воссоздается Фонд занятости, в который аккумулируются взносы на страхование от безработицы. Из сферы  компетенции фондов в бюджет выводят  нестраховые выплаты – базовую  часть пенсии, льготные детские путевки, средства реабилитации инвалидов. Фонд социального страхования берет  на себя функции обязательного страхования  от инвалидности. Управление фондами  становится реально трипартийным –  председателя правления фонда избирают поочередно сами же члены правления  из своих рядов. Пенсионная реформа  подвергается ревизии с учетом опыта  ее реализации. Упор делается на внутрисемейные и индивидуальные формы пенсионного  страхования: всячески поощряется открытие индивидуальных счетов в пользу родителей, а также в отношении самого работника. Государство дает жесткие  политические гарантии защиты этих денег  от инфляции, создает условия для  их выгодного инвестирования. В обязательную накопительную систему возвращаются лица средних возрастов. Для обеспечения  высокой базовой части пенсии (минимального пенсионного пособия) используется ЕСН.

Информация о работе Особенности государственного социального страхования в России