Особенности формирования расходной части Федерального бюджета на 2005 год

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать расходы федерального бюджета РФ, их состав, структура.
Задачи курсовой работы: рассмотреть федеральный бюджет, его значение, расходы федерального бюджета, особенности формирования расходной части на 2005 финансовый год, 2009 год.
Предмет изучения: федеральный бюджет
Объект изучения: расходы федерального бюджета РФ за 2005-2010 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………...…3
Федеральный бюджет………………………………………………………………..……………..4
Федеральный бюджет, его значение………………………….………….………….…....4
Доходы федерального бюджета…………………………………………………..………5
Расходы федерального бюджета…………………………………………………..……...6
Дефицит и профицит бюджета…………………………………………….…………….10
Особенности формирования расходной части федерального бюджета………….…………14
Особенности формирования расходной части федерального бюджета на 2005 финансовый год………………………………………………………………………………..14
Особенности формирования расходной части федерального бюджета на 2008 год и плановый период 2009 - 2010 годов…………………………………………………….……16
Заключение……………………………………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Федеральный бюджет. расходная часть на 2005 г..doc

— 167.00 Кб (Скачать)

      В доходах федерального бюджета отдельной  строкой учитывались доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, устанавливаемым законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время все целевые фонды упразднены.

      Остатки средств упраздненных целевых фондов включены были в доходы федерального бюджета. доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.

      1.3. Расходы федерального бюджета

      Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.

      Практически расходы федерального бюджета —  это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соотаетствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

      Расходы федерального бюджета классифицируют:

      1)по  экономической роли в процессе  воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

      2) по функциональному назначению  — на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

      В составе расходов бюджета в зависимости  от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

      Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

      Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

      Формирование  расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.

      Расходные обязательства Российской Федерации  возникают в результате:

  • принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации « к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти
  • полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации « к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации « финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;
  • субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

      В соответствии с выполняемыми функциями  государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

      1. обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
      2. функционирование федеральной судебной системы;
      3. осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
      4. национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
      5. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
      6. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
      7. государственная поддержка атомной энергетики;
      8. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
      9. исследование и использование космического пространства;
      10. содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
      11. формирование федеральной собственности;
      12. обслуживание и погашение государственного долга РФ;
      13. компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
      14. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
      15. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
      16. федеральная инвестиционная программа;
      17. обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
      18. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
      19. финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
      20. официальный статистический учет;
      21. прочие расходы.

      Кроме того, в соответствии с законодательством  РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:

        • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
        • обеспечение правоохранительной деятельности;
        • обеспечение противопожарной безопасности;
        • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
        • обеспечение социальной защиты населения;
        • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
        • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
        • развитие рыночной инфраструктуры;

      Расходы федерального бюджета являются общественно  полезными. Активная роль государства  в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели — обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования — предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиями, объединениям, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.

      В основе бюджетного финансирования лежат  принципы4:

  • безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов обеспечение деятельности избирательных комиссий   субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • финансовая помощь другим бюджетам;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении
  • Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

      1.4. Дефицит и профицит бюджета

      В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами на протяжении ряда лет равновесия не достигалось: федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.

      Профицит  бюджета — это превышение доходов  бюджета над его расходами. Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами5.

      Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет, и являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.

      Если  в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение его профицита в следующей последовательности:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

      В случае принятия бюджета на очередной  финансовый год с дефицитом законом  о бюджете должны быть утверждены источники финансирования (покрытия) дефицита бюджета.

      В соответствии с законодательством  Российской Федерации размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году6

      Причин  дефицита бюджета много, но важнейшее  значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, на содержание армии и увеличение военных расходов, на содержание возрастающей численности государственного аппарата.

      Рост  бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит.

Информация о работе Особенности формирования расходной части Федерального бюджета на 2005 год