Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных видов государственных ценных бумаг, их роли в экономике, а также их влияния на формирование государственного внутреннего и внешнего долгов.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг,
изучение состояния государственного долга, выраженного в ценных бумагах, а также тенденций его развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ 5
§ 2 ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ЗАЙМА РФ И СУБЪЕКТОВ РФ 7
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ БЕСКУПОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ (ГКБО) 7
2.2 ОБЛИГАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАЙМА 10
2.3 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ВАЛЮТНОГО ЗАЙМА 15
2.4 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ЗАЙМА 18
2.5 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.6 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ СУБЪЕКТОВ РФ 21
2.7 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕРЫНОЧНОГО ЗАЙМА 23
2.8 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ОБЛИГАЦИИ 24
§ 3 ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕШНИХ ЗАЙМОВ РФ 26
§ 4 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ВЫРАЖЕННОГО В ЦЕННЫХ БУМАГАХ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. (рис. 1) Внутренний долг за последние 6 лет увеличился на 62,3% или на 321,3 млрд.. руб. и к 2005 г. достиг почти 27% в общей структуре долга, что соответствует планам правительства в долгосрочной перспективе. В 2006 году внутренний долг составлял 851,15 млрд.р., а в 2007 г. значительно вырос 1028,06 млр.р.
Рис. 1 Государственный внутренний долг РФ в 1993-2009 гг.7
На рынке государственных
Рис. 2 Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах на 10.11.2008г.8
На 1 января 2007 г. объем внутреннего
государственного дола, выраженного
в государственных ценных
Рис. 3 Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах на 02.11.2009г.9
За 2009 год доли облигаций
Верхний предел государственного внутреннего долга РФ по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3301,8 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3% показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2515,3 млрд. рублей).
Объем внутреннего государственного долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2011 года 2558,9 млрд. руб., что больше на 593,2 млрд. руб., или на 30,1% показателя на начало 2010 года (1965,7 млрд. руб.). За 2011-2012 годы указанный долг увеличится на 1618,1 млрд. руб., или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3583,8 млрд. руб., или 82,5% внутреннего государственного долга.
Общий объем эмиссии государственных ценных бумаг РФ в 2010-2012 годах составит 2624,75 млрд. рублей в номинальном выражении, из них ОФЗ – 2102,75 млрд. рублей и ГСО – 522,0 млрд. рублей, в том числе в 2010 году –869,3 млрд. рублей (соответственно 695,3 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2011 году – 980,95 млрд. рублей (806,95 млрд. рублей и 1744,0 млрд. рублей), в 2012 году – 774,5 млрд. рублей (600,5 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей).10
Государственный внешний долг РФ – это задолженность Российской Федерации и ее субъектов физическим и юридическим лицам, иностранным государствам, международным финансовым организациям, выраженная в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ.
Состав
и структура государственного внешнего
долга России в соответствии с
бюджетной классификацией, введенной
в действие Минфином РФ с 1 января 1998
г. и затем подтвержденной новой
редакцией Федерального закона «О бюджетной
классификации Российской Федерации»,
выглядят следующим образом. (см таблицу
3)
Таблица
3 «Состав и структура
Категория долга | Млн. долларов | Доля в % | |
Государственный внешний
долг РФ (включая обязательства |
38070,1 | 100 | |
В том числе | |||
задолженность перед официальными кредиторами –членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 1108,2 | 2,9109 | |
задолженность перед официальными кредиторами –не членами Парижского клуба | 1859,1 | 4,8834 | |
Задолженность перед официальными кредиторами- бывшими странами СЭВ | 1336 | 3,5093 | |
Коммерческая |
1214,4 | 3,1899 | |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 3929,9 | 10,3228 | |
Задолженность по еврооблигационным займам | Внешний облигационный займ 2010 года | 328,2 | 68,9244 |
Внешний облигационный займ 2030 года | 19945,1 | ||
Внешний облигационный займ 2018 года | 3466,4 | ||
Внешний облигационный займ 2028 года | 2499,9 | ||
Задолженность по ОВГВЗ | 1778,5 | 4,6716 | |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте | 604,4 | 1,5876 |
Таким образом, на 1 октября 2009 года внешний долг России на 68,9% сформировался за счет задолженности по еврооблигационным займам. Это, безусловно, является знаменательной вехой для кредитной истории Российской Федерации, которая стала размещать первый самостоятельный облигационный заем на внешнем рынке лишь в ноябре 1996 г. На вторую позицию вышла задолженность по кредитам, полученных от правительств иностранных государств 11,3%. Некогда ведущие кредиторы России международные финансовые организации ушли на третью позицию и сформировали 10,3% внешнего долга страны. Они обеспечили формирование на 10,3 % внешнего долга России. Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет 3,2%.
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 янавря 2011 года утановлен законопроектом в размере 63,3 млрд. долларов США (на 1 января 2010 года –42,8 млрд. долларов США), на 1 января 2012 года – 83,4 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года –104,3 млрд долларов США. Таким образом внешний долг по состоянию на 1 января 2013 года увеличится по сравнению с 2009 годом на 61,5 млрд. долларов США, или в 2,4 раза.
Увеличение величины внешнего долга в плановом периоде обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Абсолютный
размер внешнего долга в рублевом эквиваленте,
установленный на 1 января 2010 года в сумме
1408,1 млрд. рублей, увеличится на начало
2011 года на 789,3 млрд. рублей, или на 56.1% и
составит 2197,4 млрд. рублей, за 2011-2012 годы
– на 1733,7 млрд. рублей, или на 78,9% и составит
к началу 2013 года 3931,1 млрд. рублей, что
в 2,8 раза превысит показатель, определенный
на 1 января 2010 года.
Таблица 4 «Динамика
объема и структуры внешнего долга»12
1 января 2008 | 1 января 2009 | 1 января 2010 | 1 января 2011 | 1 января 2012 | 1 января 2013 | |||||||
факт | факт | Закон№204-ФЗ (с изменениями) | Проект | Проект | Проект | |||||||
Млрд. долларов США | % | Млрд. долларов США | % | Млрд. долларов США | % | Млрд. долларов США | % | Млрд. долларов США | % | Млрд. долларов США | % | |
Государственный внешний долг всего | 44,9 | 100 | 40,6 | 100 | 42,8 | 100 | 63,3 | 100 | 83,4 | 100 | 104,3 | 100 |
Кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте | 11,1 | 24,8 | 10,10,4 | 25,6 | 9,2 | 21,5 | 7,3 | 11,5 | 6,5 | 7,8 | 5,7 | 5,5 |
Государственный ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте | 33,1 | 73,7 | 29,6 | 72,8 | 28 | 65,4 | 44,5 | 70,3 | 62,2 | 74,6 | 80,9 | 77,6 |
Гарантии РФ в иностранной валюте | 0,7 | 1,5 | 0,6 | 1,6 | 5,6 | 13,1 | 11,5 | 18,2 | 14,7 | 17,6 | 17,7 | 17 |
Прогноз показывает, что в 2010-2012 годах увеличится задолженность по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям РФ в иностранной валюте в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО снизится в связи с завершением погашения задолженности по раннее привлеченным кредитам. При этом получение новых кредитов не планируется.
Переход России к рыночной экономике, сокращение государственной собственности в результате приватизации, структурная перестройка экономики, высокий уровень инфляции и многое другое сделали неизбежным выпуск государственных ценных бумаг, которые для государства стали инструментом для получения капитала через фондовый рынок.
Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется с целью финансирования текущего бюджетного дефицита; сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей; погашение и рефинансирование ранее размещенных займов; обеспечение коммерческих банков ликвидными активами; финансирование конкретных проектов и целевых программ, имеющих государственное значение, а также обслуживание систематической задолженности государства.
К
рыночным обязательствам внутреннего
долга федерального правительства
России относятся государственные
краткосрочные бескупонные
Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются государственными ценными бумагами субъектов РФ. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа, основными разновидностями которых являются дисконтные, купонные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федерального займа, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.
По данным Министерства финансов РФ, в структуре государственного внутреннего долга, оформленного рыночными долговыми обязательствами, наибольший удельный вес (49,6114%) составляют ОФЗ-АД на 2 ноября 2009г., а по состоянию на 1 апреля 2003 г. на долю ОФЗ-ФК приходилось почти 32%, ОФЗ-ПД – 7,5%, ОФЗ-ПК – 3,6%, ГКБО-2,7%, ОГСЗ-1,7%.
Многообразие государственных ценных бумаг предоставляет возможность выбора наиболее подходящего варианта для приобретателя ценных бумаг по критериям доходности, ликвидности и срокам обращения, а также способствует рациональному распределению привлекаемых денежных средств для нужд государства.
Эмиссия
и обращение государственных
ценных бумаг в РФ регулируются Гражданским
кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ,
Бюджетным кодексом РФ, ФЗ РФ «О федеральном
бюджете на очередной финансовый
год», «Об особенностях эмиссии и
обращения государственных и муниципальных
ценных бумаг» от 29.07.98 г., «О рынке ценных
бумаг» от 22.04.96 г. С дополнениями и изменениями,
а также другими нормативными актами,
включая письма и указания Министерства
финансов РФ и Центрального банка РФ