Основные виды государственных ценных бумаг и их влияние на формирование государственного долга Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных видов государственных ценных бумаг, их роли в экономике, а также их влияния на формирование государственного внутреннего и внешнего долгов.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг,
изучение состояния государственного долга, выраженного в ценных бумагах, а также тенденций его развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ 5
§ 2 ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ЗАЙМА РФ И СУБЪЕКТОВ РФ 7
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ БЕСКУПОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ (ГКБО) 7
2.2 ОБЛИГАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАЙМА 10
2.3 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ВАЛЮТНОГО ЗАЙМА 15
2.4 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ЗАЙМА 18
2.5 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.6 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ СУБЪЕКТОВ РФ 21
2.7 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕРЫНОЧНОГО ЗАЙМА 23
2.8 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ОБЛИГАЦИИ 24
§ 3 ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕШНИХ ЗАЙМОВ РФ 26
§ 4 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ВЫРАЖЕННОГО В ЦЕННЫХ БУМАГАХ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

ВСЕ ГОТОВО.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

     Основное  увеличение внутреннего долга произошло  в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. (рис. 1) Внутренний долг за последние 6 лет увеличился на 62,3% или на 321,3 млрд.. руб. и к 2005 г. достиг почти 27% в общей структуре долга, что соответствует планам правительства в долгосрочной перспективе. В 2006 году внутренний долг составлял 851,15 млрд.р., а  в 2007 г. значительно вырос 1028,06 млр.р.

 

Рис. 1  Государственный внутренний долг РФ в 1993-2009 гг.7

          На рынке государственных ценных  бумаг за последние годы произошли  позитивные изменения: проведена  новация по государственным ценным  бумагам. 

     

     Рис. 2  Структура государственного внутреннего  долга, выраженного в государственных ценных бумагах на 10.11.2008г.8

         На 1 января 2007 г. объем внутреннего  государственного дола, выраженного  в государственных ценных бумагах,  составил 1028,06 млрд.  руб., тогда как  на 1 января 2008г. он составил 1248,89 млрд. руб. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 220,83 млрд. руб. На 01.01.2009г. объем внутреннего долга составляет 1421,47 млрд. руб., то есть увеличение произошло в размере  172,58 млрд. руб. по отношению к 2008г. и 393,41 млрд.р. соответственно к 2007г. За 2009 г. доля ОФЗ-АД значительно уменьшилась, составляет 49,6114% на 02.11.2009 г.  по отношению к прошлому 2008 г. 63,6176% на 10.11.2008 г.

     

     Рис. 3 Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах на 02.11.2009г.9

         За 2009 год доли облигаций нерыночного  займа, краткосрочных облигаций  и ОФЗ с фиксированным купонным  доходом отсутствовали на рынке  внутреннего долга. Увеличение  внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.

     Верхний предел государственного внутреннего долга РФ по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3301,8 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3% показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2515,3 млрд. рублей).

     Объем внутреннего государственного долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2011 года 2558,9 млрд. руб., что больше на 593,2 млрд. руб., или на 30,1% показателя на начало 2010 года (1965,7 млрд. руб.). За 2011-2012 годы указанный долг увеличится на 1618,1 млрд. руб., или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3583,8 млрд. руб., или 82,5% внутреннего государственного долга.

     Общий объем эмиссии государственных  ценных бумаг РФ в 2010-2012 годах составит 2624,75 млрд. рублей в номинальном выражении, из них ОФЗ – 2102,75 млрд. рублей и ГСО – 522,0 млрд. рублей, в том числе в 2010 году –869,3 млрд. рублей (соответственно 695,3 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2011 году – 980,95 млрд. рублей (806,95 млрд. рублей и 1744,0 млрд. рублей), в 2012 году – 774,5 млрд. рублей (600,5 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей).10

     Государственный внешний долг  РФ – это задолженность  Российской Федерации и ее субъектов  физическим и юридическим лицам, иностранным государствам, международным финансовым организациям, выраженная в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ.

     Состав  и структура государственного внешнего долга России в соответствии с  бюджетной классификацией, введенной  в действие Минфином РФ с 1 января 1998 г. и затем подтвержденной новой  редакцией Федерального закона «О бюджетной  классификации Российской Федерации», выглядят следующим образом. (см таблицу 3) 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3 «Состав и структура государственного внешнего долга РФ на 1 октября 2009 года.»11

     Категория долга      Млн. долларов      Доля  в %
     Государственный внешний  долг РФ (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией)      38070,1      100
     В том числе
     задолженность перед  официальными кредиторами –членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом  реструктуризации      1108,2      2,9109
     задолженность перед  официальными кредиторами –не членами  Парижского клуба      1859,1      4,8834
     Задолженность перед  официальными кредиторами- бывшими  странами СЭВ      1336      3,5093
     Коммерческая задолженность  бывшего СССР      1214,4      3,1899
     Задолженность перед  международными финансовыми организациями      3929,9      10,3228
     Задолженность по еврооблигационным займам      Внешний облигационный займ 2010 года      328,2      68,9244
     Внешний облигационный займ 2030 года      19945,1
     Внешний облигационный займ 2018 года      3466,4
     Внешний облигационный займ 2028 года      2499,9
     Задолженность по ОВГВЗ      1778,5      4,6716
     Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте      604,4      1,5876
 

     Таким образом,  на 1 октября 2009 года внешний  долг России на 68,9% сформировался за счет задолженности по еврооблигационным  займам. Это, безусловно, является знаменательной вехой для кредитной истории Российской Федерации, которая стала размещать первый самостоятельный облигационный заем на внешнем рынке лишь в ноябре 1996 г.   На вторую позицию вышла задолженность по кредитам, полученных от правительств иностранных государств 11,3%. Некогда ведущие кредиторы России международные финансовые организации ушли на третью позицию и сформировали 10,3% внешнего долга страны. Они обеспечили формирование на 10,3 % внешнего долга России. Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм  составляет 3,2%.

     Верхний предел государственного внешнего долга  Российской Федерации по состоянию  на 1 янавря 2011 года утановлен законопроектом в размере 63,3 млрд. долларов США (на 1 января 2010 года –42,8 млрд. долларов США), на 1 января 2012 года – 83,4 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года –104,3 млрд долларов США. Таким образом внешний долг по состоянию на 1 января 2013 года увеличится по сравнению с 2009 годом на 61,5 млрд. долларов США, или в 2,4 раза.

     Увеличение  величины внешнего долга в плановом периоде обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

     Абсолютный  размер внешнего долга в рублевом эквиваленте, установленный на 1 января 2010 года в сумме 1408,1 млрд. рублей, увеличится на начало 2011 года на 789,3 млрд. рублей, или на 56.1% и составит 2197,4 млрд. рублей, за 2011-2012 годы – на 1733,7 млрд. рублей, или на 78,9% и составит к началу 2013 года 3931,1 млрд. рублей, что в 2,8 раза превысит показатель, определенный на 1 января 2010 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 4 «Динамика  объема и структуры внешнего долга»12 

  1 января 2008 1 января 2009 1 января 2010 1 января 2011 1 января 2012 1 января 2013
факт факт Закон№204-ФЗ (с изменениями) Проект Проект Проект
Млрд. долларов США % Млрд. долларов США % Млрд. долларов США % Млрд. долларов США % Млрд. долларов США % Млрд. долларов США %
Государственный внешний долг всего 44,9 100 40,6 100 42,8 100 63,3 100 83,4 100 104,3 100
Кредиты иностранных государств, кредиты  МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических  лиц в иностранной валюте 11,1 24,8 10,10,4 25,6 9,2 21,5 7,3 11,5 6,5 7,8 5,7 5,5
Государственный ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте 33,1 73,7 29,6 72,8 28 65,4 44,5 70,3 62,2 74,6 80,9 77,6
Гарантии  РФ в иностранной валюте 0,7 1,5 0,6 1,6 5,6 13,1 11,5 18,2 14,7 17,6 17,7 17
 

     Прогноз показывает, что в 2010-2012 годах увеличится задолженность по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям РФ в иностранной валюте в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО снизится в связи с завершением погашения задолженности по раннее привлеченным кредитам. При этом получение новых кредитов не планируется.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Переход России к рыночной экономике, сокращение государственной собственности  в результате приватизации, структурная  перестройка экономики, высокий  уровень инфляции и многое другое сделали неизбежным выпуск государственных ценных бумаг, которые для государства стали инструментом для получения капитала через фондовый рынок.

     Выпуск  государственных ценных бумаг осуществляется с целью финансирования текущего бюджетного дефицита; сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей; погашение и рефинансирование ранее размещенных займов; обеспечение коммерческих банков ликвидными активами; финансирование конкретных проектов и целевых программ, имеющих государственное значение, а также обслуживание систематической задолженности государства.

     К рыночным  обязательствам внутреннего  долга федерального правительства  России  относятся государственные  краткосрочные бескупонные облигации, облигации федерального займа с  переменным, постоянным, фиксированным доходом и с амортизацией долга, облигации государственного внутреннего валютного займа, облигации государственного сберегательного займа и другие ценные бумаги, которые в соответствии с российским законодательством приравнены к государственным ценным бумагам.

     Ценные  бумаги, выпущенные от имени субъектов  РФ, признаются государственными ценными  бумагами субъектов РФ. Они преимущественно  состоят из облигаций внутреннего  займа, основными разновидностями  которых являются дисконтные, купонные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные  государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федерального займа, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.

     По  данным Министерства финансов РФ, в  структуре государственного внутреннего  долга, оформленного рыночными долговыми обязательствами, наибольший удельный вес (49,6114%) составляют ОФЗ-АД на 2 ноября 2009г., а по состоянию на 1 апреля 2003 г. на долю ОФЗ-ФК приходилось почти 32%, ОФЗ-ПД – 7,5%, ОФЗ-ПК – 3,6%, ГКБО-2,7%, ОГСЗ-1,7%. 

     Многообразие государственных ценных бумаг предоставляет возможность выбора наиболее подходящего варианта для приобретателя ценных бумаг по критериям доходности, ликвидности и срокам обращения, а также способствует рациональному распределению привлекаемых денежных средств для нужд государства.

     Эмиссия и обращение государственных  ценных бумаг в РФ регулируются Гражданским  кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, ФЗ РФ «О федеральном  бюджете на очередной финансовый год», «Об особенностях эмиссии и  обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98 г., «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 г. С дополнениями и изменениями, а также другими нормативными актами, включая письма и указания Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.08.2001 г.)  «О рынке ценных бумаг»
  2. Федеральный закон от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998)
  3. Постановление Правительства Российской Федерации  N 379 «Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации» от 16 мая 2001 г.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации  N 458 «О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов» от 15 мая 1995 г.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации  N 316 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21 марта 1996 г.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации  N 790 «Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 16 октября 2000 г.
  7. Положение Центрального Банка Российской Федерации N 219-п «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» от 25 марта 2003 г.
  8. Алехин Б.И государственный долг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061000 «Государственное и муниципальное управление» и 060400 «Финансы и кредит»- М.:- ЮНИТИ-ДАНА, 2004
  9. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: учебное пособие для вузов – Изд. 3-е перераб. и дополн.-М.: Перспектива, 2007
  10. Галанова В.А., Басова А.И  Рынок ценных бумаг: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика. 2007
  11. Головачев Д.Л. государственный долг. Теория российская и мировая практика.- М.: ЧеРо, 1998
  12. Литвененко Л.Г. Рынок государственных ценных бумаг: Учеб. пособие для вузов / Литвененко Л.Г., Нишатов Н.П., Удалищев Д.П.; Под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Банки и биржи / ЮНИТИ, 1998
  13. Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги.- Спб.: Питер, 2004
  14. Селеванова Т.С Ценные бумаги : Теория, задачи с решениями, учебные ситуации, тесты – Учебник, М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008
  15. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит – Учебник, М.: Юристъ, 2000
  16. Фельдман А.А. Государственные ценные бумаги: учебное и справочное пособие- 2-е изд. – М.: Инфра-М, 1995
  17. Чалдаева Л.А., Килячков А.А. Рынок ценных бумаг: учебник 2-е изд. с изм.- М.: Экономистъ, 2006
  18. Государственный долг: иллюзии и реальность// Экономист – 2004 №3 стр. 31-40
  19. Государственный долг России. Перемена декораций// Рынок ценных бумаг – 2006 №3 стр. 22-30
  20. Государственный долг: рассуждения в защиту/ М.М. Ульянецкий// Финансы и Кредит – 2009 №33 стр. 36
  21. Особенности обращения государственных ценных бумаг // Аудитор  -1997 №5 стр. 39-45
  22. Аналитическая лаборатория ”Веди”//www.vedi.ru
  23. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru
  24. Счетная палата РоссийскойФедерации//www.ach.gov.ru/bulletins
  25. Центральный банк Российской Федерации//www.cbr.ru

Информация о работе Основные виды государственных ценных бумаг и их влияние на формирование государственного долга Российской Федерации