Основные виды государственных ценных бумаг и их влияние на формирование государственного долга Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных видов государственных ценных бумаг, их роли в экономике, а также их влияния на формирование государственного внутреннего и внешнего долгов.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг,
изучение состояния государственного долга, выраженного в ценных бумагах, а также тенденций его развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ 5
§ 2 ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ЗАЙМА РФ И СУБЪЕКТОВ РФ 7
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ БЕСКУПОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ (ГКБО) 7
2.2 ОБЛИГАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАЙМА 10
2.3 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ВАЛЮТНОГО ЗАЙМА 15
2.4 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ЗАЙМА 18
2.5 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.6 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ СУБЪЕКТОВ РФ 21
2.7 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕРЫНОЧНОГО ЗАЙМА 23
2.8 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ОБЛИГАЦИИ 24
§ 3 ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕШНИХ ЗАЙМОВ РФ 26
§ 4 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ВЫРАЖЕННОГО В ЦЕННЫХ БУМАГАХ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

ВСЕ ГОТОВО.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования

Байкальский государственный университет

Читинский институт (филиал)

Кафедра «Финансы и Кредит» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Финансы»

Основные  виды государственных ценных бумаг  и их влияние на формирование государственного долга Российской  Федерации 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка Ф-07-1,  Безрукова В.Н

                Проверила:  Пляскина Н.В. 
                 
                 
                 
                 

Чита 2009 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

     В современной рыночной экономике  одним из основных эмитентов  ценных бумаг, как известно, становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всём мире централизованный выпуск  ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком - как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или  иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых государственных обязательств, отвечающих  потребностям  и запросам различных инвесторов - потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.

     В распространении и обращении  государственных ценных бумаг  значительную роль играют коммерческие банки , приобретающие и продающие их на фондовых рынках. Такие банки занимают одно из ведущих мест среди держателей  рассматриваемых бумаг (так, в США в конце 80-х годов коммерческие банки были держателями рыночных ценных бумаг  федерального правительства на сумму примерно 200 млрд. долл., что составляет около 10% общего объёма выпущенных в обращение бумаг). Ещё более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки которых проходит значительно большее количество государственных ценных бумаг, нежели аккумулируемое ими как держателями.

     Государственные ценные бумаги  принято делить на рыночные и нерыночные - в зависимости  от того, обращаются ли они на свободном  рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение  на биржах  и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.

     К числу основных видов  государственных  ценных бумаг относятся государственные  краткосрочные бескупонные облигации, облигации федерального займа, облигации государственного внутреннего валютного займа, облигации государственного сберегательного займа, государственные ценные бумаги Центрального банка РФ, государственные ценные бумаги субъектов РФ, облигации государственного нерыночного займа, государственные сберегательные облигации, еврооблигации

     Актуальность  вопроса данной курсовой работы объясняется  важной ролью государственных ценных бумаг в мобилизации свободных  денежных средств для государственных  нужд. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи с чем, его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики.

     Целью данной курсовой работы является изучение основных видов  государственных ценных бумаг, их  роли в экономике, а также их влияния на формирование государственного внутреннего и внешнего долгов.

     Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг, 

     изучение  состояния государственного долга, выраженного в ценных бумагах, а  также тенденций его развития. 

       
 
 
 
 

     § 1  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И  ФУНКЦИИ

 

     В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации1. Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента денежных средств в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

     Государственные ценные бумаги имеют давнюю историю. На них приходится значительная часть  в финансировании государственного бюджета. Известны три основных канала финансирования бюджета — налоги, на которые в развитых странах приходится до 80—90 % всех доходов бюджета, эмиссия банкнот, которая в последние годы потеряла свое значение, так как связана с ростом инфляции, и эмиссия ценных бумаг, на которую приходится оставшаяся доля доходов бюджета. В этой связи значение и объем государственных ценных бумаг постоянно возрастают. Государство может выпускать только долговые ценные бумаги.

     Государственные ценные бумаги выпускаются центральным правительством и местными органами власти в целях погашения дефицита бюджета.

     Существуют  несколько способов классификации  государственных ценных бумаг в  зависимости от критерия: 

1) По  срокам обращения принято выделять:

    - краткосрочные, выпускаемые на срок  до 1 года;

    - среднесрочные,  срок обращения которых растягивается  на период обычно   от 1 года  до 5—10 лет;

    - долгосрочные, имеющие срок жизни обычно свыше 10—15 лет.

2) По  форме обращаемости:

    - рыночные  ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения,

    - нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту.

3) По  способу выплаты (получения) доходов:

    - процентные  ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);

    - дисконтные  ценные бумаги, которые размещаются  по цене ниже номинальной, и  эта разница (дисконт) образует  доход по облигации;

    - индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

    - выигрышные, доход по которым выплачивается  в форме выигрышей;

    - комбинированные  облигации, по которым доход  образуется за счет комбинации  ранее перечисленных способов.

     Выпуск  государственных ценных бумаг обуславливается  необходимостью привлечения государством дополнительных денежных средств. Долговые ценные бумаги для покрытия постоянного  дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год обслуживают систематическую задолженность государства (среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги). Наряду с долгосрочными облигациями выпускаются краткосрочные, которые служат для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Также принято выделять целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. В качестве таких ценных бумаг можно рассматривать облигации АО "Высокоскоростные магистрали", которые были выпущены под гарантию Правительства РФ, средства от продажи данных облигаций направлялись на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург.2

     Таким образом, государственные ценные бумаги выпускаются с целью финансирования текущего бюджетного дефицита, сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей, погашения и рефинансирования ранее размещенных займов, обеспечения коммерческих банков ликвидными активами, финансирования конкретных проектов и целевых программ, имеющих государственное значение.

     В настоящее время в экономически развитых странах государственные  ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности 

     Практика  показывает, что выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицитов бюджетов является наиболее приоритетным направление по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных отраслей экономики.

     § 2  ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ЗАЙМА  РФ И СУБЪЕКТОВ РФ

     2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  КРАТКОСРОЧНЫЕ БЕСКУПОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ (ГКБО)

     Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО) выпускаются в обращение  как именные государственные  ценные бумаги.

     Главной целью выпуска этих  ценных бумаг  является финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКБО выступает Министерство финансов РФ. Банк России проводит размещение, обслуживание и погашение облигаций, а также гарантирует своевременность погашения выпущенных государственных краткосрочных облигаций. Первый аукцион ГКБО состоялся 18 мая 1993 года, объем эмиссии тогда составил 1 млрд рублей.

     Решение о выпуске ГКБО принимается Министерством  финансов РФ по согласованию с Банком России. При принятии решения о  выпуске определяется его предельный объем, период его размещения и ограничения на потенциальных владельцев.

     Владельцами ГКБО могут быть юридические и  физические лица. Для каждого выпуска  отдельно могут устанавливаться  ограничения на потенциальных владельцев.

     Облигации выпускаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах депо у дилеров номиналом 1000 руб. со сроком погашения 3,6 и 12 месяцев. Облигации размещаются с дисконтом, а погашение осуществляется в безналичной форме по номинальной стоимости.3

     Каждый  выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России. Право собственности возникает с момента регистрации их владельца в книгах банка России или дилера. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% от количества предполагавшихся к выпуску государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

     Банк  России по согласованию с Министерством  финансов РФ может осуществлять дополнительную продажу ГКБО этого выпуска, не проданных  в период его размещения. Доходом  по ГКБО считается разница между  ценой реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки. Поэтому ГКБО являются дисконтными ценными бумагами.

     12 декабря 1998 года распоряжением  Правительства РФ от №1787 проведена  новация по государственным краткосрочным  бескупонным облигациям и облигациям  федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенными в обращение до 17 августа 1998 г., путем их замещения на новые обязательства по вновь выпускаемым облигациям федеральных займов с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств.

     В результате новации владельцам предоставлены  следующие государственные обязательства:

    - облигации  федерального займа с фиксированным  купонным доходом по номиналу, равному 70% суммы новых обязательств

    - облигации  федерального займа с постоянным  купонным доходом по номиналу, равному 20% суммы новых обязательств

    - денежные  средства в сумме, равной 10% суммы  новых обязательств.

     Владельцам  государственных ценных бумаг, которым  федеральными органами исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги, а также другим владельцам – резидентам Российской Федерации, за исключением кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, органов государственной власти и органов местного самоуправления, при осуществлении новации предоставлено право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с соответствующим уменьшением до 50% доли облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом.

     Владельцам  государственных ценных бумаг: физическим лицам – резидентам Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством  Российской Федерации образования, не  являющимся издателями периодических  печатных изданий (кроме рекламных изданий) и имеющим соответствующую лицензию, фондам обязательного медицинского страхования и страховым компаниям, имеющим соответствующую лицензию (только в отношении средств обязательного медицинского страхования и средств государственного обязательного личного страхования), фондам по защите прав вкладчиков и акционеров, жилищным кооперативам, гаражно-строительным кооперативам, садово-огородническим и дачным объединениям граждан, кредитным союзам и иным некоммерческим организациям (за исключением организаций, которым устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги) при осуществлении новации предоставляется право получения полной суммы погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежащих им облигаций.

Информация о работе Основные виды государственных ценных бумаг и их влияние на формирование государственного долга Российской Федерации