Основные виды государственных ценных бумаг и их влияние на формирование государственного долга Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных видов государственных ценных бумаг, их роли в экономике, а также их влияния на формирование государственного внутреннего и внешнего долгов.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг,
изучение состояния государственного долга, выраженного в ценных бумагах, а также тенденций его развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ 5
§ 2 ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ЗАЙМА РФ И СУБЪЕКТОВ РФ 7
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ БЕСКУПОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ (ГКБО) 7
2.2 ОБЛИГАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАЙМА 10
2.3 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ВАЛЮТНОГО ЗАЙМА 15
2.4 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ЗАЙМА 18
2.5 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.6 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ СУБЪЕКТОВ РФ 21
2.7 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕРЫНОЧНОГО ЗАЙМА 23
2.8 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ОБЛИГАЦИИ 24
§ 3 ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕШНИХ ЗАЙМОВ РФ 26
§ 4 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ВЫРАЖЕННОГО В ЦЕННЫХ БУМАГАХ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

ВСЕ ГОТОВО.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

       Учет права собственности владельцев  облигаций каждого выпуска осуществляется  депозитарием путем внесения  записей по счетам депо.  Владельцами  облигаций могут быть следующие  юридические лица - резиденты Российской  Федерации:

     а) страховые организации;

     б) негосударственные пенсионные фонды;

     в) акционерные инвестиционные фонды;

     г) Пенсионный фонд Российской Федерации  и иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации - в случае, если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации.      

     Отличительной особенностью ГСО по сравнению с другими  государственными ценными бумагами является фиксированная процентная ставка и отсутствие вторичного обращения. Таким образом, ГСО представляют собой нерыночные ценные бумаги, предназначенные для институциональных инвесторов, созданные по аналогии c выпускаемыми в ряде развитых стран инструментами.  
    В качестве основной цели размещения ГСО выступает снижение негативного влияния на рынок госбумаг действий "пассивных" институциональных инвесторов, покупающих государственные бумаги на средства пенсионных накоплений, выводя тем самым значительный объем облигаций из обращения, что в итоге приводит к снижению ликвидности рынка ГКО-ОФЗ. Кроме того, для инвесторов ГСО представляет собой безрисковый инструмент для инвестирования средств без необходимости дальнейшей переоценки вложений при изменении рыночной цены, что, безусловно, добавляет привлекательности этому новому инструменту.
 

      
  

     § 3  ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕШНИХ ЗАЙМОВ РФ

 

     Правовой  основой эмиссии первых государственных  внешних облигационных займов явились  Федеральный закон от 26 декабря 1994 г. «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», постановления Правительства РФ от 4 ноября 1996 г. № 1320 «О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996 года», от 23 января 1997 г. №71 «О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1997 году» и от 14 марта 1998 г. №302 «О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1998 году».

     Евробумаги - это ценные бумаги, выпущенные в валюте, отличной от национальной валюты эмитента и размещенные за пределами страны-эмитента. Существует несколько разновидностей евробумаг, но государство обычно привлекает заемные средства под еврооблигации.

     Еврооблигации - это долговые обязательства, эмитированные в валюте, отличной от национальной валюты эмитента и размещенные на внешних финансовых рынках с помощью эмиссионного синдиката.

             Реальная возможность выхода  на еврорынок появилась у России  с 7 октября 1996 года. Мировые рейтинговые агентства Standart & Poor's, The Fitch-IBCA и Moody's объявили о присвоении Российской Федерации долгосрочных кредитных рейтингов BB-, BB+ и Ba2 соответственно. Однако, в данном случае важен был не столько рейтинг, сколько сам факт его присвоения стране. Для повышения спроса на бумаги и, следовательно, снижения доходности евробондов (а, значит, и стоимости заимствования для России), российское правительство начало проведение road-show своих будущих еврооблигаций. Первая презентация состоялась в Токио в присутствии менеджеров крупнейших японских банков и инвестиционных компаний. Презентации были проведены в Люксембурге, за которым последовали Франкфурт, Цюрих, Париж, Лондон, Сеул, Гонконг, Лос-Анджелес, Миннеаполис, Бостон и Чикаго. За последнее время кредитные рейтинги РФ пересмотрены, в частности, рейтинговыми агентствами Standart & Poor's, The Fitch-IBCA и Moody's присвоены следующие рейтинги: BB (5 декабря 2002 г.), BB- (2 мая 2002 г.), Ba2 (17 декабря 2002 г.) соответственно.

     Первое  размещение евробондов РФ произошло на Нью-Йоркской фондовой бирже 21 ноября 1996 г. со сроком погашения 27 ноября 2001 г. Результаты размещения российского валютного займа превзошли все ожидания: правительство получило вдвое больше того, на что рассчитывало. Спрос на еврооблигации РФ почти в два раза превысил предложение. Объем первой эмиссии составил 1 млрд. долл. США с купонной ставкой 9,25% годовых. Выплаты по купону производились один раз в полгода, что является традиционным для рынка еврооблигаций. Бумаги эмитировались в бездокументарной форме на предъявителя и в РФ не облагались налогом на прибыль или налогом на доходы.

     Размещение  займа среди инвесторов характеризуется  следующими показателями: инвесторы  США приобрели 41%, Южная Корея  – 39%, Европа – всё остальное. В марте 1997 года Минфин РФ выпустил второй транш еврооблигаций, номинал которых был выражен в немецких марках (в то время как первый транш был с номиналом в американских долларах). Доходность облигаций составила 9,2% годовых. Однако, при выпуске еврооблигаций второго транша у Минфин РФ возникли проблемы, связанные с размещением облигаций. Спустя неделю после даты начала размещения облигаций удалось реализовать только  80% выпуска.  Это положение отчасти обусловлено различиями в структуре инвесторов. Если займы в долларах были ориентированы на институциональных инвесторов, то с займами, эмитированными в марках, работали в основном частные инвесторы Европы, которые менее склонны к риску.

     По  данным Агентства финансовой информации, в первый день торговли было размещено около 70% облигаций. При этом 45% эмиссии приобрели германские инвесторы, около 20% выпуска продано в Азии, примерно 10% купили британские компании и банки. Оставшаяся часть еврооблигаций размещена в других европейских странах, главным образом, в Бенилюксе. Дальнейшая продажа этих бумаг проходила на всех мировых фондовых рынках, за исключением США, Великобритании и России.

     Острый  бюджетный дефицит в РФ обусловил  необходимость организации выпуска третьего транша еврооблигаций. По оценкам наблюдателей, ситуация на мировом долговом рынке складывалась  благоприятно для РФ. Параметры данной эмиссии имели следующие характеристики: объем эмиссии составил $ 2 млрд., срок обращения – 10 лет. При этом 53% выпуска размещено в США, 24% – а Азии, а оставшаяся часть – в Европе, в том числе во Франции, инвесторы которой впервые приобрели облигации РФ.

     Во  вторник 24 марта 1998 года ведущие менеджеры  объявили условия размещения новых  ценных бумаг. Исходя из объявленных  условий, это был самый неудачный  из четырех выходов РФ на рынок еврооблигаций, который сохранил влияние последствий финансового кризиса 1997 г. Объем выпуска четвертого транша еврооблигаций РФ составил 1,25 млрд. нем. марок с датой погашения – 31 марта 2005 года, а выплаты по купону - 9,375%. Выпуск имеет ограничения на продажу в США, Великобритании и России.

     Всего Российская Федерация имела восемь траншей евробумаг в американских долларах, два – в немецких марках и один – в итальянских лирах. Выпуск облигаций в лирах был незначителен (750 млрд. лир примерно равно 365 млн. долларов) и был произведен после договоренности о начале проекта ГАЗ-Фиат.

     В настоящее время правительство  РФ стремиться не прибегать к внешним  заимствованиям, что связано с  попытками снизить внешнюю государственную  задолженность.

     Первыми на рынок евробумаг вышли следующие  субъекты РФ: правительства Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, а также Московской и Свердловской областей, республик Татарии и  Марий Эл. Однако, поддержку федерального правительства получили лишь инициативы первых трех городов.

     В апреле 1997 года президент России Борис  Ельцин подписал указ «О выпуске внешних  облигационных займов органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области». В 1997 г. бывшим губернатором Нижегородской области Борисом Немцовым было принято решение о крупном внешнем заимствовании на мировом финансовом рынке. Осенью 1997 года администрация области провела конкурс среди крупнейших мировых финансовых институтов по выбору рейтингового консультанта, которым стал англо-голландский банк ING Barrings. Он же был признан на основе конкурса ведущим менеджером нижегородского еврозайма.

     Работы  по рейтинговому консультированию и  получению кредитного рейтинга были проведены в крайне сжатые сроки  – за три месяца. В частности, Москва на получение рейтингов затратила восемь месяцев, а Петербург – около года. 25 февраля два крупнейших рейтинговых агентства Moody's и Standart & Poor's определили кредитный рейтинг Нижегородской области, который оказался равным рейтингу РФ: Ва2 и ВВ- соответственно.

     Нижегородская область разместила еврооблигации  на достаточно выгодных условиях, а именно: купонная ставка по бумагам Нижегородской области была ниже, чем у аналогичных ценных бумаг Москвы и Санкт-Петербурга. Спрос на нижегородские еврооблигации превысил предложение: сумма заявок составила 100 млн. долларов США.

     Погашение еврооблигаций возможно частями, либо единовременно, может быть условие  досрочного погашения. Схемы погашения  предусматриваются в условиях выпуска, а сам факт погашения заранее объявляется в финансовой прессе.

     Следует отметить, что невыплаты платежей по еврооблигациям могут привести к  следующим последствиям для их эмитентов:

    - кросс-дефолту,  т.е. досрочному предъявлению  к погашению всех долговых  обязательств данного эмитента;

    - аресту  зарубежных активов эмитента;

  • введению экономических санкций и т.п.

     § 4  СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ВЫРАЖЕННОГО В ЦЕННЫХ БУМАГАХ

 

     Государственный долг РФ - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

     Государственный долг РФ состоит из задолженности  прошлых лет и вновь возникающих  долговых обязательств. При этом долговые обязательства бывшего Союза  ССР  включаются в долг Росси только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

     В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований  государственный долг может быть внутренним и внешним.

     Соответственно, внешние заимствования привлекаются в иностранной валюте, а внутренние – в рублях. Поэтому займы, которые Правительство РФ берет у Центрального Банка РФ в иностранной валюте, относятся к внешнему долгу России.

     Государственный внутренний долг в РФ – это обязательства  российского государства и ее субъектов перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в валюте РФ.

     На  рынке государственного внутреннего  долга за последние годы произошли  позитивные перемены: проведена новация по государственным ценным бумагам, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Все это восстановило доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, привело к увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых ресурсов.

          В целом,  рынок государственного  внутреннего долга фактически  способен выполнять функции аккумулирования  источников бюджетного дефицита, стабилизации денежного оборота  и инструмента регулирования  ликвидности банковской системы. Вместе с тем он пока не стал инструментом поддержки экономического роста и инвестиционной активности.

         Рынок государственных ценных  бумаг  - необходимая часть финансовой  политики государства и регулирования  бюджетных процессов. Он выполняет серьезную макроэкономическую функцию, являясь надежным источником покрытия бюджетного дефицита, а также, отчасти - среднесрочных инвестиций. Как важнейший инструмент финансовой политики государства, рынок облигаций внутреннего долга, с другой стороны, представляет собой механизм регулирования текущей ликвидности банковской системы, а также обеспечивает участников торгов ликвидным инструментом, альтернативным вложениям в валюту.

          Объем и структура государственного  внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах  в 1993-2009гг.  приведена в таблице 1., из которой следует, что, например, по состоянию на 01.01.2009г. государственный внутренний долг РФ составил 1421,47 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 01.01.1993г. более чем в 15000 раз. 
 
 

     Таблица 1 «Государственный внутренний долг РФ выраженный в государственных ценных бумагах в 1993-2009гг., в млрд.р.»6 

Виды  ценных бумаг ГКО ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ГСО-ППС ГСО-ФПС ОГНЗ ОРВВЗ

1992г.

ОГСЗ Итого
01.01.93 - - - - - - - - 0,01 - 0,09
01.01.94 0,20 - - - - - - - 0,02 - 0,30
01.01.95 10,59 - - - - - - - 0,03 - 10,70
01.01.96 65,76 7,96 - - - - - - 0,05 3,00 76,85
01.01.97 203,58 33,53 3,80 - - - - - 0,07 8,00 249,06
01.01.98 272,61 47,62 115,78 - - - - 1,77 0,11 13,08 451,05
01.01.99 16,82 0,13 346,83 112,56 - - - 2,64 0,12 14,64 493,82
01.01.00 7,43 0,04 402,21 112,43 - - - 2,69 0,14 4,88 529,82
01.01.01 3,05 24,11 359,21 122,77 - - - 19,50 0,18 3,00 531,82
01.01.02 19,54 24,10 307,82 138,53 - - - 20,73 0,21 0,12 511,05
01.01.03 18,82 24,10 350,74 207,07 42,29 - - 11,50 0,08 0,11 654,71
01.01.04 2,72 24,10 50,48 199,31 375,42 - - 11,50 0,04 0,10 663,67
01.01.05 0,02 0,001 43,31 171,22 542,24 - - - 0,03 0,0002 756,82
01.01.06 0,02 0,001 123,64 131,13 596,33 - - - 0,03 - 851,15
01.01.07 - - 205,62 94,83 675,16 0,42 52,00 - 0,03 - 1028,06
01.01.08 - - 288,42 51,43 807,59 10,42 91,00 - 0,03 - 1248,89
01.01.09 - - 328,17 33,83 882,03 45,41 132,00 - 0.03 - 1421,47

Информация о работе Основные виды государственных ценных бумаг и их влияние на формирование государственного долга Российской Федерации