Основные виды государственных ценных бумаг и их влияние на формирование государственного долга Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных видов государственных ценных бумаг, их роли в экономике, а также их влияния на формирование государственного внутреннего и внешнего долгов.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг,
изучение состояния государственного долга, выраженного в ценных бумагах, а также тенденций его развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ 5
§ 2 ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ЗАЙМА РФ И СУБЪЕКТОВ РФ 7
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ БЕСКУПОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ (ГКБО) 7
2.2 ОБЛИГАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАЙМА 10
2.3 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ВАЛЮТНОГО ЗАЙМА 15
2.4 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ЗАЙМА 18
2.5 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.6 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ СУБЪЕКТОВ РФ 21
2.7 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕРЫНОЧНОГО ЗАЙМА 23
2.8 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ОБЛИГАЦИИ 24
§ 3 ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕШНИХ ЗАЙМОВ РФ 26
§ 4 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ВЫРАЖЕННОГО В ЦЕННЫХ БУМАГАХ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

ВСЕ ГОТОВО.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

     ОГВВЗ выпуска 1999 г., в отличие от валютных облигаций прежних выпусков, - это  именные ценные бумаги, которые выпускались  в документарной форме и подлежали  обязательному хранению в специальном  централизованном депозитарии. Инвесторы получали выписки по счету депо и уведомления об операциях по нему. По новым ОГВВЗ предусматривается та же ставка купона, который, однако, оплачивается не раз в год, а каждые полгода.

     2.4 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ЗАЙМА

     В целях активного привлечения  средств населения для финансовой стабилизации российской экономики  и обеспечения гарантий сохранности  сбережений населения в сентябре 1995 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 836 «О государственном сберегательном займе» выпущены в обращение облигации государственного сберегательного займа, которые являются государственными ценными бумагами на предъявителя.

     ОГСЗ  выпускаются в документарной  форме, в виде облигаций на предъявителя, купонные с плавающей ставкой  дохода. Срок обращения облигаций – один год. Номинальная стоимость ОГСЗ установлена 100 и 500 руб., при этом каждая облигация имеет четыре купона.

     «Расчетная» цена облигаций ГСЗ зависит от дня покупки и определятся  как сумма номинальной цены и  накопленного на день совершения операции купонного дохода. Идея создания финансового инструмента с «плавающей» процентной ставкой прогрессивна. Перекладывание инфляционного риска с инвесторов на государство позволит занимать деньги на более длительный срок под меньший процент. Однако тесная привязка ОФЗ к ГКБО сокращает возможности выбора инвестором отдельных видов ценных бумаг на фондовом рынке.

     С января 1997 г. утверждены новые генеральные  условия выпуска и обращения  облигаций государственного сберегательного  займа. Эмиссия ОГСЗ производится по решению Правительства РФ в форме отдельных выпусков в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

     На  основании генеральных условий  Министерство финансов РФ утверждает условия отдельных выпусков ОГСЗ, которые должны содержать периодичность выпусков, объем и срок каждого выпуска, тип облигаций, порядок и форму выплаты доходов и погашения, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальную стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по облигациям. Облигации займа в рамках одного выпуска  равны между собой по объему предоставляемых прав.5

     Владельцами ОГСЗ могут быть юридические и  физические лица, которые по законодательству России являются резидентами и нерезидентами. С облигациями государственного сберегательного займа можно совершать сделки купли-продажи в течение срока их обращения. Купонный период составляет три календарных месяца. Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом плюс установленная Министерством финансов РФ премия. Процентный доход по рассматриваемым облигациям превышает уровень доходности по другим видам государственных ценных бумаг. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации, владельцу выплачиваются номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону.

     2.5 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ЦЕННЫЕ БУМАГИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Деятельность  Центрального банка РФ регулируется Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации», который не наделяет этот банк правом выпуска собственных облигаций.

     Однако  Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Положением  ЦБР от 28 августа 1998 г. №52-П «О порядке  эмиссии облигаций Центрального банка Российской Федерации» (с изменениями от 1 сентября 1998 г.) в обращение введены ценные бумаги, эмитированные Банком России. Положением определяется порядок эмиссии облигаций Центрального банка РФ.

     Облигации относятся к разряду краткосрочных именных ценных бумаг, предоставляющих их владельцу право на получение основной суммы долга (номинальной стоимости), выплачиваемой  при погашении выпуска. Доходом по облигации является разница между ценой реализации (ценой погашения) и ценой покупки облигации.

     Эмитентом облигаций является Центральный  банк РФ (Банк России). Эмиссия облигаций  осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет регистрационный  номер. Облигации одного выпуска  равны между собой по объему предоставляемых  прав, имеют одинаковую дату погашения и регистрационный номер. Порядок присвоения регистрационных номеров определяет Центральный банк РФ. Он же самостоятельно ведет реестр выпусков облигаций.

     Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительство РФ на составление или исполнение федерального бюджета. Владельцами облигаций могут быть только кредитные организации.

     Параметры выпуска, в том числе дата погашения, объем выпуска, срок обращения, порядок  и форма выплаты доходов и  погашения номинальной стоимости  облигации, а также порядок признания  выпуска состоявшимся, определяются Кредитным комитетом Центрального банка РФ.

     Номинальная стоимость облигации составляет 1000 руб. Облигации выпускаются в  документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями  каждого выпуска, является глобальный сертификат, который подлежит передаче на хранение и учет в депозитарий. Учет отдельных облигаций каждого выпуска осуществляется на счетах депо владельцев облигаций в депозитарии и имя их владельца определяется на основании записей на счете депо.

     Функции депозитария выполняет Центральный банк РФ или иная организация, уполномоченная им на осуществление этих функций. Центральный банк РФ осуществляет раскрытие информации о выпусках облигаций, а также о реестре выпусков облигаций путем опубликования ее в «Вестнике Банка России» и размещения указанной информации на сервере Банка России в сети Интернет. Обслуживание и погашение выпусков облигаций осуществляет Центральный банк РФ.

     2.6 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ЦЕННЫЕ БУМАГИ СУБЪЕКТОВ РФ

     Государственными  ценными бумагами субъектов РФ признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта РФ.

     Эмитентами  ценных бумаг субъектов РФ выступают  органы исполнительной власти субъектов  РФ.

     В свою очередь, исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам осуществляется согласно условиям выпуска этих ценных бумаг за счет средств казны субъектов РФ.

     К 1998 г. более 60% субъектов РФ выпустили  на своих территориях облигационные  займы. При этом около половины объема рынка занимали муниципальные краткосрочные  облигации Санкт-Петербурга (МКО), которые приравнены к ценным бумагам, выпущенным субъектами Федерации. Их суммарный объем эмиссии в 1996 г. составил 7,7 трлн руб. Так, в конце 1996 г. недельный биржевой оборот МКО превышал 376 млрд руб. Кроме петербургского муниципального займа наиболее крупными были займы Татарстана (1 трлн руб.) и администрации Свердловской области (500 млрд руб.). Займы перечисленных субъектов Федерации (Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская область) вместе составили 40% общего номинала зарегистрированных в 1996 г. эмиссий займов, осуществленных субъектами Федерации. Причем в этих регионах регистрировались повторные эмиссии. Например, вторые выпуски были совершены в Санкт-Петербурге и Свердловской области, а третий выпуск – в Республике Татарстан. Далее следуют займы администрации Оренбургской области на 1 трлн руб., Минфина Татарстана и администрации Иркутской области, выпустивших облигаций на сумму 800 млрд руб. каждый, Республики Саха (Якутия) – на 400 млрд. руб. и администрации Новосибирской области (300 млрд руб.). среди менее крупных следует отметить заем администрации Омской области на сумму 150 млрд руб.

     Органы  исполнительной власти субъектов РФ для реформирования бюджетной сферы  использовали финансовые средства, полученные за счет размещения облигационных займов на международных финансовых ранках.

     Российским  законодательством закреплено право  впуска внешних облигационных займов органами исполнительной власти субъектов  РФ путем размещения на международных  финансовых рынках облигационных займов. Для привлечения внешних источников финансирования дефицита бюджетов этим правом могут воспользоваться только те субъекты Федерации, которые соблюдают требования к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств. Они должны подготовить и представить проспект эмиссии внешних облигационных займов, сведения о доходах и расходах бюджетов, о размере дефицита и источниках его финансирования. Кроме того, каждый субъект федерации должен получить в соответствии с международными стандартами кредитный рейтинг, определяемый не менее чем двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами.

     При подготовке к размещению и государственной  регистрации внешних облигационных  займов органами исполнительной власти субъектов Федерации выпуск облигаций необходимо осуществлять с учетом приоритета заимствований РФ на международных финансовых рынках и получить разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

     2.7 ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  НЕРЫНОЧНОГО ЗАЙМА

     Выпуск  в обращение облигаций государственных нерыночных займов осуществлен с целью оформления задолженности федерального бюджета в соответствии  с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

     Генеральные условия определяют порядок выпуска  и обращения долговых обязательств Российской Федерации в форме государственных именных ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации и размещаемых на строго добровольной основе.

     Эмитентом облигаций государственных нерыночных займов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ.

     Владельцами могут быть юридические  лица, являющиеся по законодательству РФ резидентами  и нерезидентами. Они имеют право  на получение по ним основного  долга (номинальной стоимости), выплачиваемого при погашении облигаций, или с согласия владельцев – имущественного эквивалента, а также на получение в соответствии с условиями выпуска дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации.

     Доход по облигациям устанавливается Министерством  финансов РФ при выпуске и выплачивается не реже одного раза в год.

     Периодичность, сроки и объем выпусков, порядок  размещения, выплаты доходов и  погашения облигаций, порядок признания  выпуска состоявшимся, ограничения  в отношении определенных категорий  потенциальных владельцев определяются Министерством финансов РФ.

     Облигации одного выпуска равны между собой  по объему предоставляемых их владельцам прав и выпускаются в бездокументарной форме. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого  выпуска, является глобальный сертификат. У облигаций государственных нерыночных займов есть характерная особенность: они не обращаются на вторичном рынке. 

     2.8 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ОБЛИГАЦИИ

     Первое  размещение государственных сберегательных облигаций (ГСО) по закрытой подписке было проведено Министерством финансов РФ в июле 2006 г., его объем составил 5 млрд руб.

     Эмитентом облигаций от имени Российской Федерации  выступает Министерство финансов Российской Федерации.

     ГСО  являются именными государственными ценными бумагами, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат, который хранится в депозитарии.

     Облигации могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

     Также выделяют государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) и  государственные  сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС).

     Министерство  финансов Российской Федерации на основании настоящих Генеральных условий определяет условия эмиссии и обращения облигаций и принимает решение об их выпуске.

     Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. Объем каждого выпуска  определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из предельного объема эмиссии облигаций, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий год.

       Облигации одного выпуска равны  по объему прав, предоставляемых  их владельцам, и имеют одинаковую  номинальную стоимость.

Информация о работе Основные виды государственных ценных бумаг и их влияние на формирование государственного долга Российской Федерации