Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:11, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
исследовать эволюцию бюджетной политики России в 2000-е годы;
проанализировать реализацию бюджетной политики государства в области доходов и расходов за 2008-2010 гг.;
выявить особенности реализации бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса и основные ее проблемы;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики………………………………………………………………………….8
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования………………………………………...……8
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в Российской Федерации……..……………………………………………….…14
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации …..21
2. Анализ функционирования бюджетной политики Российской Федерации за 2008-2010 гг…………….…………………………….…..…….28
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг……………………………………………………………...............28
2.2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ за 2008 -2010гг……………………………………………………………..……….35
2.3. Анализ межбюджетных отношений с субъектами РФ за 2008-2010 гг…………..……………………………………………………….…….….44
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в современный период………………………………………………………………..……..….…49
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………….………………….…….…49
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики в Российской Федераци………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………….…....….…….66
Список используемой литературы………
показателей сводного финансового баланса;
показателей денежной программы, составляемой Центральным банком;
показателей долгосрочных федеральных целевых программ.
Под влиянием мирового кризиса 2008-2009 гг. и в условиях обострения долговых проблем в Греции, Испании, Ирландии и Португалии в 2010 году правительству России пришлось пересмотреть политику наращения государственных расходов и обязательств. Так, наблюдалась тенденция к сдерживанию роста бюджетных расходов при разработке федерального бюджета на 2010-2012 гг. В основу бюджетных проектировок на предстоящие три года было положено обеспечение стабильности бюджетной системы за счет сокращения бюджетного дефицита при выполнении ряда ранее принятых обязательств и содействии инновационному развитию российской экономики.
Несмотря на успешное развитие всех самых значимых сторон бюджетной сферы в докризисный период, в бюджетной политике России уже тогда сохранялись многие системные недостатки, которые с началом кризисного времени только усилились. Финансово-экономический кризис, разразившийся в конце 2008 года, дестабилизировал ситуацию на мировых рынках, что привело к падению доходов федерального бюджета более чем на 20% за 2009 год и образованию его дефицита в размере 5,9% ВВП. Масштабные денежные вливания, совершенные в рамках антикризисной программы, и рост цен на нефть во второй половине 2009 года, позволили несколько ослабить негативные последствия для экономики и социальной сферы.
Падение как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, вкупе с сокращением запланированных ранее расходов и увеличением финансирования мер антикризисной поддержки привело к образованию дефицита бюджета в 2009 году в размере 5,9% ВВП.
Главным фактором увеличения доходов федерального бюджета в 2010 г. стало ослабление рубля. Согласно данным Центрального банка, индекс реального курса рубля к доллару за рассматриваемый период составил -12,2%. В номинальном выражении рубль по отношению к доллару снизился на 22%. Ослабление рубля привело к росту нефтегазовых доходов и доходов от экспорта в рублевом выражении и прибавило федеральному бюджету почти 2,4 п.п. ВВП.
Несмотря на то, что кризисное годы обнажили многие системные недостатки в функционировании сферы государственных финансов, только решение сегодняшних первоочередных проблем позволит нашей стране получить возможность впоследствии провести полноценную модернизацию в экономике и со временем встать на инновационный путь развития. В данном исследовании была сделана попытка особо выделить некоторые из этих проблем и обозначить пути их эффективного решения.
Одним из последствий кризиса стало отклонение реальной политики от ряда принципиальных положений, закрепленных в Бюджетном кодексе, в частности:
- смягчение требований к предельной величине ненефтегазового дефицита;
- объявление ограничения на общий уровень бюджетного дефицита;
- отказ, хотя и временный, от трехлетнего бюджета;
- установление предельных уровней – ограничений по отдельным направлениям расходов.
Оставаясь в рамках основных направлений бюджетной политики на 2011-2013 гг., установленных Президентом РФ наиболее важными задачами и мерами в бюджетной политике на среднесрочную перспективу являются: реформирование бюджетной сети в основных секторах бюджетной сферы;
повышение эффективности управления государственным заказом;
разграничение расходных полномочий между Российской Федерацией, субъектами и муниципальными образованиями; совершенствование механизмов управления государственными инвестициями, в том числе в рамках развития государственно-частного партнерства.
Список используемой литературы:
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (опубликован в Собрании законодательства РФ от 28.12.2010)
2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 486 с.
3. Акиндинова Н.В., Петроневич М.В. Устойчивость бюджетной сферы в 2010-2012 гг. // Форсайт. – 2009. – №12. – с. 34
4. Бирюков, А.Г. К вопросу о назначении и результатах распределения средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ / А.Г. бирюков // Экономика. - 2007. - №11. - С.11-17.
5. Бюджетная система России: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 1999. – 550 с.
6. Бюджет развития как фактор долгосрочной устойчивости бюджета / Сб.: Реструктуризация производства и финансовая устойчивость (в печати). - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 0,5 п. л.
7. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития / Под ред. В.П. Горегляд. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика". - 2008. - 348 с
8. Вахрин, П.И., Нешитый, А.С. Финансы: учебник для вузов, 2-е издание, переработанное и дополненное / П.И. Вахрин, А.С. Нешитый - М.: издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2006. - 345с.
9. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. – 340 с.
10. Дробозина, Л.А. Финансы. / Л.А. Дробозина - М.: ЮНИТИ, 2007. - 279 с.
11. С. Дробышевский, С. Синельников-Мурылев, И. Соколов Эволюция бюджетной политики в 2000-е годы // Вопросы экономики. – 2011. – №1. – с. 4-25.
12. Лавров, А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации / А.М. Лавров // Финансы. - 2007. - № 9. - С.4-15
13. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. –
Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
14.Силуанов, А.Г. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на 2009 год и на среднесрочную перспективу / А.Г. Силуанов // Финансы. - 2008. - №8. - С.3-13
15.Стародубровская И.В. Бюджетирование, ориентированное на результат, на региональном и муниципальном уровнях: подходы и рекомендации / И.В. Стародубровская. – М.: ИЭПП, 2008. – 184 с.
16. Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
Финансы: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М: Юрайт-М, 2004. – 504 с.
17. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
18. Яковлев, П.А. Особенности российских финансов / П.А. Яковлев - М.: МР3 Пресс, 2005. – с. 54-60.
19. Банк России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010.]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru
20. Заключение Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок БДО Юникон по проекту Федерального закона о бюджете. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2009]. – Режим доступа: http://www.bdo.ru/media/smi/
21. КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
22. Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
23. Обзор экономических показателей. Экономическая экспертная группа Минфина РФ. – 9 февраля, 2010. – с. 45-47. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eeg.ru
24. Росстат [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
25. Сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009]. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/
26. Счетная палата РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010]. – Режим доступа:. http://www.ach.gov.ru
27. Тенденции развития межбюджетных отношений в РФ. Аналитический вестник Совета Федерации. – 2006. – №23. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.council.gov.ru
28. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" от 6 мая 2009 г. // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2011.
29. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.05.2006 "О бюджетной политике в 2008-2010 годах" // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2011.
30. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2008 "О бюджетной политике в 2008 году" // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2011.
31. Федеральное Казначейство [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009]. – Режим доступа : http://www.roskazna.ru
32. Чернышев О.А., Калашникова Е.О. Развитие государственно-частного партнерства в России. – 17 февраля. – 2009г. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.rusk.ru/st.php?
[1] Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 550 с.
[2] Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.— с. 103
[3] Бюджетный кодекс РФ. Собрание законодательства РФ от 28.12.2009. – ст. 6
[4] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М: Юрайт-М, 2004. – с. 110-111
[5] Годин А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. — 340 с.
[6] Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – с.32
[7] Александров И.М. Указ. соч., с.35-36
[8] Федеральный фонд учебных курсов РУДН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/ffec/
[9] Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
[10] Бюджетный кодекс РФ. Собрание законодательства РФ от 28.12.2009. – ст. 172
[11] Бюджетный кодекс РФ. Собрание законодательства РФ от 28.12.2009. – ст. 175, 179
[12] Бюджетный кодекс РФ. Собрание законодательства РФ от 28.12.2009. – ст. 184
[13] Глоссарий. Сайт группы компаний «РУСКОНСАЛТ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusconsult.ru/
[14] Бюджетное послание Фереральному Собранию «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах». // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2009]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
[15] С. Дробышевский, С. Синельников-Мурылев, И. Соколов Эволюция бюджетной политики в 2000-е годы // Вопросы экономики. – 2011. – №1. – с. 4-25.
[16] Банк России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2011.]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru
[17] В.А.Федосов Бюджетная политика Российской Федерации в посткризисных условиях // Финансы и кредит. – 2010 – №44– с. 20-24.
[18] Росстат [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2010]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
[19]
Данные Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru
[20] www.gks.ru - официальный сайт Госкомстат РФ
[21]Сайт Председателя Правительства РФ В.Путина. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/
[22] Данные Проекта бюджетной стратегии РФ на период до 2023г. Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/
[23] Счетная палата РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010]. – Режим доступа:. http://www.ach.gov.ru
[24] Счетная палата РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010]. – Режим доступа:. http://www.ach.gov.ru
[25] Заключение Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок БДО Юникон по проекту Федерального закона о бюджете. – с. 8 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bdo.ru/media/smi/
[26] М.С . Эльканова Совершенствование и развитие бюджетной политики как важнейшее направление формирования эффективной экономики //Финансы и кредит №6 -2011-с. 29-35
[27] Н.В. Зубаревич. Влияние кризиса на регионы России: мониторинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/
[29]Акиндинова Н.В., Петроневич М.В. Устойчивость бюджетной сферы в 2010-2012 гг.//Форсайт. – 2009. – №12. – с. 31-33
[30] Непредсказуемость экономики задержала подготовку российского бюджета-2011. Финансовый портал Бюджет.ru. – 8 апреля. – 2010г. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://bujet.ru/article/74487.
[31] Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Минфин РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
[32] М. Я. Евраев. О последних изменениях в системе госзаказа. По материалам выступления на Форуме Госзаказ-2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bujet.ru/article/77140.
[33] Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Минфин РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
[34] И.В. Стародубровская. Бюджетирование, ориентированное на результат, на региональном и муниципальном уровнях: подходы и рекомендации / И.В. Стародубровская. – М.: ИЭПП, 2008. – с 140-184.
[35] Чернышев О.А., Калашникова Е.О. Развитие государственно-частного партнерства в России. – 17 февраля. – 2009г. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.rusk.ru/st.php?
[36] Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Минфин РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
[37] Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru