Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:11, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
исследовать эволюцию бюджетной политики России в 2000-е годы;
проанализировать реализацию бюджетной политики государства в области доходов и расходов за 2008-2010 гг.;
выявить особенности реализации бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса и основные ее проблемы;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики………………………………………………………………………….8
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования………………………………………...……8
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в Российской Федерации……..……………………………………………….…14
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации …..21
2. Анализ функционирования бюджетной политики Российской Федерации за 2008-2010 гг…………….…………………………….…..…….28
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг……………………………………………………………...............28
2.2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ за 2008 -2010гг……………………………………………………………..……….35
2.3. Анализ межбюджетных отношений с субъектами РФ за 2008-2010 гг…………..……………………………………………………….…….….44
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в современный период………………………………………………………………..……..….…49
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………….………………….…….…49
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики в Российской Федераци………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………….…....….…….66
Список используемой литературы………
- низкая прозрачность мер государственной поддержки, в частности, отсутствие правил распределения помощи предприятиям;
- недостаточное внимание к поддержке населения на начальном этапе кризиса, что снизило эффективность государственных мер;
- неритмичность кассового исполнения расходных обязательств, затрудняющая эффективное и своевременное освоение бюджетных ассигнований.
Осознавая невозможность в дальнейшем ежегодно наращивать государственные расходы в условиях посткризисного развития и стремясь обеспечить финансовую устойчивость бюджетной системы в среднесрочном периоде, правительство РФ еще при планировании федерального бюджета на 2010-2012 гг. провозгласило курс на сокращение расходных обязательств как доли ВВП при одновременном повышении их эффективности. Выполнение государством ранее взятых обязательств в полном объеме привело бы к сохранению размера дефицита на уровне 6-7% ВВП в ближайшие два-три года. Сокращение бюджетного дефицита не требовало частичного отказа от уже принятых решений и обязательств. В бюджетном послании на 2011 г. в качестве главной названа задача обеспечить макроэкономическую стабильность, для чего нужно сокращать бюджетный дефицит. Ограничивая государственные расходы.
2. Анализ функционирования бюджетной политики Российской Федерации в современный период
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета Российской Федерации в 2008-2010гг.
Экономический кризис затронул Российскую Федерацию в 2009 г. в гораздо большей степени, нежели чем прогнозировало Правительство РФ годом ранее. Из всех крупных экономик в мире в России наблюдался наибольший спад - ВВП снизился на 8,9% по итогам 2009 г. Органы государственной власти пытаются снизить последствия кризисных явлений, в том числе посредством инструментов бюджетной политики.[17]
Государственная политика в области бюджетных доходов является важнейшим звеном бюджетной политики, поскольку возможность реализации государственных обязательств напрямую связана с объемом и устойчивостью доходной базы бюджетной системы.
Бюджетная политика Российской Федерации области доходов приводит к снижению доли доходов федерального бюджета в ВВП. Влияют на это следующие факторы:
- ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры на сырьевом рынке, способствующее уменьшению поступлений по таможенным пошлинам налогу на добычу полезных ископаемых. Хотя к началу 2010 г. цены на мировом сырьевом рынке немного восстановились, но пока рано говорить о скором возращении на докризисный уровень;
- снижение налогооблагаемой базы по многим налогам;
- пенсионная реформа, приведшая к отмене с 2010 г. ЕСН.
Доходы федерального бюджета за 2010 г. составили 8 303,8 млрд руб. и увеличились по сравнению с 2009 г. на 13,1% (табл. 2.1.). Практически полностью доходы федерального бюджета в период 2008-2010 гг. формировались за счет налоговых и неналоговых доходов (по итогам 2010 г. – 99,9%).
Таблица 2.1.
Доходы федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг.[18]
Доходы федерального бюджета | 2008г | 2009г | 2010г. | Темп прироста, % | ||||
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес,% | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % | 2009 к 2008 | 2010 к 2009 | |
Нефтегазовые доходы | 3 879 656 686 | 41,8 | 2 617 512 016 | 35,6 | 3 049 316 386 | 36,7 | -32,5 | 16,5 |
Ненефтегазовые доходы, в том числе: | 5 394 452 518 | 58,1 | 4 719 260 940 | 64,3 | 5 254 518 640 | 63,2 | -12,5 | 11,3 |
Налог на прибыль организаций | 761 128 758 | 8,2 | 195 419 818 | 2,6 | 255 026 142 | 3,1 | -74,3 | 30,7 |
Налоги и взносы на социальные нужды | 506 767 599 | 5,4 | 509 774 742 | 6,9 | - | - | 0,5 | - |
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ | 1 123 623 528
| 12,1 | 1 258 318 876
| 17,1 | 1 442 647 813
| 17,3 | 12 | 14,6 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 1 169 070 691
| 12,6 | 893 186 022
| 12,1 | 1 199 567 857
| 14,4 | -23,6 | 34,2 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 637 515 092 |
17,6 |
1 006 261 320 |
13,7 |
1 408 315 527 |
16,9 | -38,5 | 39,9 |
Государственная пошлина | 33 679 525 | 0,3 | 32 681 076 | 0,4 | 63 123 110 | 0,7 | -0,3 | 96,8 |
Неналоговые доходы | 176 208 074 | 1,9 | 829 055 344 | 11,3 | 905 118 017 | 10,9 | 79 | 9,1 |
Безвозмездные поступления | 1 335 853 | 0, 1 | 6 206 097 | 0,08 | 275 370 | 0,003 | 364 | -95,6 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 9 274 109 204 | 100 | 7 336 772 956 | 100 | 8 303 835 026 | 100 | -20,8 | 13,1 |
В связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. В состав нефтегазовых доходов включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает третью часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений.
До последнего времени незначительную долю доходов федерального бюджета составляли платежи за пользование природными ресурсами. В конце 90-х гг. их доля не превышала 1-2 %. Начиная с 2002 г. произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены некоторые их ставки. Большинство ресурсных налогов стало поступать в федеральный бюджет. В результате доля нефтегазовых доходов, в 2002 году составившая 32,3%, постоянно увеличивалась и 2008 году достигла уже 41% доходов бюджета, что связано с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор и концентрацией сырьевых доходов в федеральном бюджете
В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составил 41,8% , на 2009 год 35,6%, на 2009 этот показатель увеличился на 1,1% (диагр. 2.1.). В абсолютном выражении сумма составила на 2008 год 3 879,6 млрд. руб., к 2010 году он достиг 3 049 ,3 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета. В связи с этим одной из приоритетных задач бюджетной политики становится стимулирование реформирование экономики и переход на инновационный путь развития.
Диаграмма 2.1.
Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.
В диаграмме 2.1. наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 254 млрд. руб., увеличившись на 11,3% по отношению к 2009 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.
2. Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы 2.1., видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. В 2008 году они составляли 506 767 млрд.руб., в 2009 году увеличились до 507,7 млрд. руб., т.е. на 1,5. Государственной Думой Российской Федерации 24 июля 2009 года принят закон, отменяющий ЕСН. Данные изменения в законодательстве не совсем понятны в условиях экономического кризиса. Спад производства, снижение объемов потребления, «режим экономии» даже у крупнейших российских компаний — это последствия, которые уже привели к снижению размеров выплат заработной платы и продолжают негативно влиять на размер таких выплат. Отказ от регрессивной шкалы и появление более высокого барьера, до которого размер выплат в бюджет неизменен (415 тысяч руб. вместо 280 тысяч руб.) уж никак не будут стимулировать работодателей к повышению или хотя бы к сохранению выплат на прежнем уровне.
3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 12,1 % в 2008 году, в 2009 году составит 17,1%. К 2010 году изменений не произошло. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп прироста к 2009 году составит -23%, а к 2010 году 32,4%. Сумма этого показателя выросла от 1 169 – 1 199 млрд. руб. на 30 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,4 % увеличившись на 1,8% к 2008 году. Что характерно для этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 %от общего объема импорта.
5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год составили 1 637,5 млрд. руб., на 2009 и 2010 год 1 006,2 млрд. руб. и 1 408 ,3 млрд. руб. соответственно. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
6. Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Удельный вес данного вида доходов не значителен и составляет в среднем 0,6%. На 2008 год доходы от данных поступлений достигли 33 679 млрд. руб., на 2010 год 63 123 110 млрд. руб.
7. Неналоговые доходы. Этот источник доходов на 2008 году составил 291,61 млрд. руб., на 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год ещё на 4,73 млрд. руб.
8. Прочие доходы. В связи с тем, что в прогнозе поступлений доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозирование данные этих показателей (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей), целесообразным было объединила их в группу - прочие доходы. А разница между указанными разделами и всего доходов вошли в состав данного раздела, а также возможные изменения, которые не были разнесены по всем разделам доходов федерального бюджета. Этот показатель является обобщенным, поэтому нет смысла его анализировать.
Среди неналоговых доходов значительная часть поступлений обеспечивается за счет использования и реализации государственной и муниципальной собственности.
Среди факторов, оказавших негативное влияние на доходы федерального бюджета в 2009 г. самым главным стало падение мировых цен на энергоносители, что привело к снижению доходов на 20% по отношению к 2008 г. Цена нефти в 2009 году оказалась существенно ниже (на 33,5 долларов за баррель) аналогичного показателя 2008 года и составила около 61 долларов за баррель. Свою роль сыграли налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки (снижение ставки налога на прибыль и увеличение необлагаемого минимума по НДПИ на нефть с 9 до 15 долларов за баррель), вступившие в силу в 2009 году.
Существенное падение импорта в 2009 году, составившее по данным ФТС 37,3%, привело к снижению налогов на импорт (НДС и акцизов на импорт), а также импортных пошлин на 0,8 п.п. ВВП. Совокупное влияние прочих факторов составило менее 0,1 п.п. ВВП.
Самым главным фактором увеличения доходов федерального бюджета в 2010 г. стало ослабление рубля. Согласно данным Центрального банка, индекс реального курса рубля к доллару за рассматриваемый период составил -12,2%.[19] В номинальном выражении рубль по отношению к доллару снизился на 22%. Ослабление рубля привело к росту нефтегазовых доходов и доходов от экспорта в рублевом выражении и прибавило федеральному бюджету почти 2,4 п.п. ВВП.