Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в современный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:11, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
 исследовать эволюцию бюджетной политики России в 2000-е годы;
 проанализировать реализацию бюджетной политики государства в области доходов и расходов за 2008-2010 гг.;
 выявить особенности реализации бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса и основные ее проблемы;
 определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики………………………………………………………………………….8
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования………………………………………...……8
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в Российской Федерации……..……………………………………………….…14
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации …..21
2. Анализ функционирования бюджетной политики Российской Федерации за 2008-2010 гг…………….…………………………….…..…….28
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг……………………………………………………………...............28
2.2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ за 2008 -2010гг……………………………………………………………..……….35
2.3. Анализ межбюджетных отношений с субъектами РФ за 2008-2010 гг…………..……………………………………………………….…….….44
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в современный период………………………………………………………………..……..….…49
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………….………………….…….…49
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики в Российской Федераци………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………….…....….…….66
Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

царахова фк-06-1.doc

— 730.00 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 2.4.

Образование

 

5,1

4,6

4,3

Культура, кинематография, СМИ

 

1,3

1,3

1,2

Здравоохранение, физическая культура и спорт

 

3,9

3,9

3,4

Социальная политика

 

4,3

3,7

3,4

Межбюджетные трансферты

 

39,7

41,3

40,8

Расходы всего

100

100

100

 

Ежегодно возрастает финансирование национальной экономики из федерального бюджета. На эти цели в 2009 г. было направлено 1,6 трлн. руб. (18,8%).Государство достаточно активно поддерживает различные отрасли экономики. В частности, сельское хозяйство, транспорт и дорожное строительство. Существенная доля расходов по этому разделу была направлена на осуществление федеральных целевых программ. Например, на ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», « Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы» и др. Также часть средств пошла на взносы  РФ в уставные капиталы компаний.

Расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов в целом снижаются в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом на 25%.

Это связано с тем, что по национальному проекту «Образование» в среднесрочной перспективе предусматривается завершение реализации ряда направлений, а также отражение отдельных расходов по Рособразованию и их передача субъектам Российской Федерации, по национальному проекту «Здоровье» основной рост расходов предусмотрен на 2009 год и обусловлен повышением заработной платы работникам бюджетной сферы, по национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса» финансирование мероприятий предусматривается в рамках соответствующей государственной программы.

Отмечается недостаточная прозрачность расходов, связанных с подготовкой Олимпиады и с развитием г. Сочи как горноклиматического курорта. Аналогичная ситуация в 2006 году отмечалась при реализации национальных проектов, которая была разрешена путем введения дополнительных отдельных кодов бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.[24]

По разделу «Национальная безопасность  и правоохранительная деятельность» было выделено более 1 трлн руб. в 2009 г. (10,7%). Данный показатель превысил аналогичный за предыдущий период в 2 раза. Причем доля этого раздела  в структуре расходов федерального бюджета  ежегодно снижалась до 2008 г.

В 2010 году объем расходов претерпевает незначительные изменения. Это обусловлено тем, что большая часть антикризисных расходов были произведены в 2009 году. Тем не менее произошло изменение структуры расходов бюджета. С одной стороны, существенно сокращаются расходы по разделу «Национальная экономика» (-25% по сравнению с объемом расходов в 2009 году), а также по разделам «ЖКХ» (-3,6%), «Образование» (-3,5%), «Здравоохранение» (-4,5%), «Культура» (-5,7%), «Охрана окружающей среды» (-8,3%), а с другой, растут расходы на «Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам РФ» (25,4%) за счет роста трансфертов Пенсионному фонду, на «Общегосударственные вопросы» (23,7%) в основном из-за увеличения расходов на обслуживание государственного долга РФ (101,5 млрд. руб.) и на имущественный взнос в госкорпорацию «Олимпстрой» (102,0 млрд. руб.), а также по разделам «Национальная оборона» (3,4%) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (5,6%).[25]

Если говорить о результате исполнения федерального бюджета, то впервые за последние несколько лет под влиянием мирового экономического кризиса в 2010 г. он стал дефицитным. Расходы в сумме свыше девяти с половиной триллионов рублей превысили доходы более чем на два триллиона триста миллиардов рублей (диагр.2.2)

Диаграмма 2.2.

Результат исполнения федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг.

Правительство можно было бы подвергнуть жёсткой критике за такой большой бюджетный минус, но мешает важное обстоятельство. Значительная часть прошлогодних расходов шла на решение первостепенных социальных проблем. Россия в отличие от западноевропейских стран не выбрала путь свёртывания различных социальных программ, урезания пенсий и пособий. В прошлом году значительно возросли расходы на пособия по временной нетрудоспособности (149 058,3 млн. рублей), по материнству и детству (137 084,9 млн. руб.), на страхование от несчастных случаев на производстве, оплату медпомощи беременным женщинам, а также на диспансерное наблюдение ребёнка в течение первого года жизни. Дважды поднимались пенсии, регулярно росли зарплаты бюджетников.

 

2.3. Анализ межбюджетных отношений с субъектами РФ за 2008-2010 гг.

 

              Одним из приоритетных направлений  в области межбюджетных отношений России является корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

              В последние годы среднегодовые темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ вдвое превышали показатели инфляции, что обеспечивало положительную динамику поступлений налоговых и неналоговых поступлений региональных бюджетов

              Мировой финансовый кризис, затронувший и нашу страну, привел к значительному сокращению поступлений от налога на прибыль организаций  и темпов роста налога на доходы физических лиц в региональные и местные бюджеты.

              Познание бюджетной политики как категории в условиях глобализации в мире ставит вопрос оценки качественного уровня, эффективности бюджетной политики. В сфере межбюджетных отношений в Российской Федерации в среднесрочной перспективе бюджетная политика осуществлялась  в условиях неблагоприятной экономической ситуации, негативным образом сказывающейся на доходных источниках региональных и местных бюджетов.

              Адекватная корректировка механизмов межбюджетного регулирования является одной из базовых задач политики межбюджетных отношений на 2008-2010 гг. Сокращение общего объема межбюджетных трансфертов субъектам РФ в основном обусловлено, как отмечалось в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах», сокращением объемов межбюджетных субсидий (табл. 2.5).

Таблица 2.5.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2008-2010 гг., млрд руб.

Наименование

2008г.

2009г.

2010г.

Темп прироста, %

2009г. к 2008г.

2010г. к 2009г.

Межбюджетные трансферты, всего

1 132,1

1 175,6

1 001,1

3,7

14,8

Дотации

407,3

429,8

434

5,4

1,1

Выравнивание бюджетной обеспеченности

328,6

374

374

14

0

Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов

62,9

43,4

47,3

-30,6

9,3

Субсидии

445

379,6

286

-14,7

-24,5

Поддержка национальной экономики

301,7

245,7

177,9

18,6

-27,7

Образование здравоохранение, социальная политика, культура

66,2

103,9

105,3

56

1,9

Субвенции

194

288,2

231,5

48,4

20,1

Осуществление полномочий РФ в области содействия  заняточти населения

37,4

77,5

88,7

108,1

14,2

Оплата ЖКУ отдельным категориям граждан

69,4

116,1

102,2

68,1

-12

Иные межбюджетные трансферты

85,8

78

52,6

8.2

33,3

 

В целом по 2010 г. дотации региональным бюджетам были предоставлены в объеме 431 млрд. руб., что составляет 100,2% к уровню 2009 г. ( без учета дополнительного увеличения в 2009 г.  дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов РФ в размере 150 млрд руб.) Они составили почти половину от общего объема межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета (диагр. 2.3).

Диаграмма 2.3.

Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и поддержку мер по обеспечению сбалансированности  субъектов РФ в 2008-2010 гг.

              Процентное снижение можно трактовать двояко. С одной стороны, это способствует снижению иждивенческих настроений у регионов, с другой, - их потребность в таком финансировании достаточно велика. Однако число дотационных регионов за последний год выросло с 67 до 72. И это при том, что в стране до кризиса наблюдался экономический рост. Подобная тенденция свидетельствует:

              - о неэффективности методики и всей системы образования и распределения данного фонда по регионам;

              - о налоговой политике, провоцирующей усиление бюджетной централизации.[26]

              Наибольшая доля Фонда финансовой поддержки регионов пришлась  в 2008 г. на следующие регионы: Республика Дагестан (7,4%), Республика Саха (Якутия) (5,6%), Чеченская республика (4%). В 2009 г. ситуация существенно не изменилась. Ряды дотационных регионов пополнили: Республика Коми, Ярославская, Челябинская, Оренбургская, Томская области.

В качестве антикризисной меры по поддержке сбалансированности бюджетов субъектов РФ в 2010 г.  были дополнительно выделены дотации в сумме 150 млрд. руб. Это позволило оказать нуждающимся субъектам РФ необходимую финансовую помощь, а регионам – своевременно выполнить свои обязательства.

Предоставление субсидий обусловлено неравномерным  распределением потребителей отдельных государственных (муниципальных) услуг по субъектам РФ. Это сопровождается установлением четких оконечных целей  их предоставления  и сроков достижения, по завершении которых предоставление субсидий должно быть прекращено.

Размер субсидий бюджетам субъектов, предоставляемых из федерального бюджета имеет отрицательную динамику. В 2010 году он составлял 286 млрд. руб, что на 25% меньше аналогичного показателя за предыдущий период.

              Начина я с 2010 г. предусмотрен отказ от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий  субфедерального уровня, что вызвано  достижением поставленных  при их выделении целей. Финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг  осуществляется из бюджетов субъектов РФ в соответствии с Жилищным кодексом РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ. Вследствие большой задолженности по выплате гражданам субсидий  на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с 2002 г.  в федеральном бюджете предусматриваются средства на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в целях оказания финансовой помощи регионам по предоставлению субсидий  гражданам и ликвидации  задолженности. В среднем по Российской Федерации уровень софинансирования из федерального бюджета  указанных расходов за эти годы составил около 20%  от размера выплаченных  бюджетам субъектов РФ средств.

Информация о работе Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в современный период