Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:11, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
исследовать эволюцию бюджетной политики России в 2000-е годы;
проанализировать реализацию бюджетной политики государства в области доходов и расходов за 2008-2010 гг.;
выявить особенности реализации бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса и основные ее проблемы;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики………………………………………………………………………….8
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования………………………………………...……8
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в Российской Федерации……..……………………………………………….…14
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации …..21
2. Анализ функционирования бюджетной политики Российской Федерации за 2008-2010 гг…………….…………………………….…..…….28
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг……………………………………………………………...............28
2.2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ за 2008 -2010гг……………………………………………………………..……….35
2.3. Анализ межбюджетных отношений с субъектами РФ за 2008-2010 гг…………..……………………………………………………….…….….44
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в современный период………………………………………………………………..……..….…49
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………….………………….…….…49
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики в Российской Федераци………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………….…....….…….66
Список используемой литературы………
Продолжение таблицы 2.4.
Образование
| 5,1 | 4,6 | 4,3 |
Культура, кинематография, СМИ
| 1,3 | 1,3 | 1,2 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт
| 3,9 | 3,9 | 3,4 |
Социальная политика
| 4,3 | 3,7 | 3,4 |
Межбюджетные трансферты
| 39,7 | 41,3 | 40,8 |
Расходы всего | 100 | 100 | 100 |
Ежегодно возрастает финансирование национальной экономики из федерального бюджета. На эти цели в 2009 г. было направлено 1,6 трлн. руб. (18,8%).Государство достаточно активно поддерживает различные отрасли экономики. В частности, сельское хозяйство, транспорт и дорожное строительство. Существенная доля расходов по этому разделу была направлена на осуществление федеральных целевых программ. Например, на ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», « Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы» и др. Также часть средств пошла на взносы РФ в уставные капиталы компаний.
Расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов в целом снижаются в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом на 25%.
Это связано с тем, что по национальному проекту «Образование» в среднесрочной перспективе предусматривается завершение реализации ряда направлений, а также отражение отдельных расходов по Рособразованию и их передача субъектам Российской Федерации, по национальному проекту «Здоровье» основной рост расходов предусмотрен на 2009 год и обусловлен повышением заработной платы работникам бюджетной сферы, по национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса» финансирование мероприятий предусматривается в рамках соответствующей государственной программы.
Отмечается недостаточная прозрачность расходов, связанных с подготовкой Олимпиады и с развитием г. Сочи как горноклиматического курорта. Аналогичная ситуация в 2006 году отмечалась при реализации национальных проектов, которая была разрешена путем введения дополнительных отдельных кодов бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.[24]
По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» было выделено более 1 трлн руб. в 2009 г. (10,7%). Данный показатель превысил аналогичный за предыдущий период в 2 раза. Причем доля этого раздела в структуре расходов федерального бюджета ежегодно снижалась до 2008 г.
В 2010 году объем расходов претерпевает незначительные изменения. Это обусловлено тем, что большая часть антикризисных расходов были произведены в 2009 году. Тем не менее произошло изменение структуры расходов бюджета. С одной стороны, существенно сокращаются расходы по разделу «Национальная экономика» (-25% по сравнению с объемом расходов в 2009 году), а также по разделам «ЖКХ» (-3,6%), «Образование» (-3,5%), «Здравоохранение» (-4,5%), «Культура» (-5,7%), «Охрана окружающей среды» (-8,3%), а с другой, растут расходы на «Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам РФ» (25,4%) за счет роста трансфертов Пенсионному фонду, на «Общегосударственные вопросы» (23,7%) в основном из-за увеличения расходов на обслуживание государственного долга РФ (101,5 млрд. руб.) и на имущественный взнос в госкорпорацию «Олимпстрой» (102,0 млрд. руб.), а также по разделам «Национальная оборона» (3,4%) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (5,6%).[25]
Если говорить о результате исполнения федерального бюджета, то впервые за последние несколько лет под влиянием мирового экономического кризиса в 2010 г. он стал дефицитным. Расходы в сумме свыше девяти с половиной триллионов рублей превысили доходы более чем на два триллиона триста миллиардов рублей (диагр.2.2)
Диаграмма 2.2.
Результат исполнения федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг.
Правительство можно было бы подвергнуть жёсткой критике за такой большой бюджетный минус, но мешает важное обстоятельство. Значительная часть прошлогодних расходов шла на решение первостепенных социальных проблем. Россия в отличие от западноевропейских стран не выбрала путь свёртывания различных социальных программ, урезания пенсий и пособий. В прошлом году значительно возросли расходы на пособия по временной нетрудоспособности (149 058,3 млн. рублей), по материнству и детству (137 084,9 млн. руб.), на страхование от несчастных случаев на производстве, оплату медпомощи беременным женщинам, а также на диспансерное наблюдение ребёнка в течение первого года жизни. Дважды поднимались пенсии, регулярно росли зарплаты бюджетников.
2.3. Анализ межбюджетных отношений с субъектами РФ за 2008-2010 гг.
Одним из приоритетных направлений в области межбюджетных отношений России является корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
В последние годы среднегодовые темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ вдвое превышали показатели инфляции, что обеспечивало положительную динамику поступлений налоговых и неналоговых поступлений региональных бюджетов
Мировой финансовый кризис, затронувший и нашу страну, привел к значительному сокращению поступлений от налога на прибыль организаций и темпов роста налога на доходы физических лиц в региональные и местные бюджеты.
Познание бюджетной политики как категории в условиях глобализации в мире ставит вопрос оценки качественного уровня, эффективности бюджетной политики. В сфере межбюджетных отношений в Российской Федерации в среднесрочной перспективе бюджетная политика осуществлялась в условиях неблагоприятной экономической ситуации, негативным образом сказывающейся на доходных источниках региональных и местных бюджетов.
Адекватная корректировка механизмов межбюджетного регулирования является одной из базовых задач политики межбюджетных отношений на 2008-2010 гг. Сокращение общего объема межбюджетных трансфертов субъектам РФ в основном обусловлено, как отмечалось в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах», сокращением объемов межбюджетных субсидий (табл. 2.5).
Таблица 2.5.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2008-2010 гг., млрд руб.
Наименование | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Темп прироста, % | |
2009г. к 2008г. | 2010г. к 2009г. | ||||
Межбюджетные трансферты, всего | 1 132,1 | 1 175,6 | 1 001,1 | 3,7 | 14,8 |
Дотации | 407,3 | 429,8 | 434 | 5,4 | 1,1 |
Выравнивание бюджетной обеспеченности | 328,6 | 374 | 374 | 14 | 0 |
Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов | 62,9 | 43,4 | 47,3 | -30,6 | 9,3 |
Субсидии | 445 | 379,6 | 286 | -14,7 | -24,5 |
Поддержка национальной экономики | 301,7 | 245,7 | 177,9 | 18,6 | -27,7 |
Образование здравоохранение, социальная политика, культура | 66,2 | 103,9 | 105,3 | 56 | 1,9 |
Субвенции | 194 | 288,2 | 231,5 | 48,4 | 20,1 |
Осуществление полномочий РФ в области содействия заняточти населения | 37,4 | 77,5 | 88,7 | 108,1 | 14,2 |
Оплата ЖКУ отдельным категориям граждан | 69,4 | 116,1 | 102,2 | 68,1 | -12 |
Иные межбюджетные трансферты | 85,8 | 78 | 52,6 | 8.2 | 33,3 |
В целом по 2010 г. дотации региональным бюджетам были предоставлены в объеме 431 млрд. руб., что составляет 100,2% к уровню 2009 г. ( без учета дополнительного увеличения в 2009 г. дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов РФ в размере 150 млрд руб.) Они составили почти половину от общего объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (диагр. 2.3).
Диаграмма 2.3.
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов РФ в 2008-2010 гг.
Процентное снижение можно трактовать двояко. С одной стороны, это способствует снижению иждивенческих настроений у регионов, с другой, - их потребность в таком финансировании достаточно велика. Однако число дотационных регионов за последний год выросло с 67 до 72. И это при том, что в стране до кризиса наблюдался экономический рост. Подобная тенденция свидетельствует:
- о неэффективности методики и всей системы образования и распределения данного фонда по регионам;
- о налоговой политике, провоцирующей усиление бюджетной централизации.[26]
Наибольшая доля Фонда финансовой поддержки регионов пришлась в 2008 г. на следующие регионы: Республика Дагестан (7,4%), Республика Саха (Якутия) (5,6%), Чеченская республика (4%). В 2009 г. ситуация существенно не изменилась. Ряды дотационных регионов пополнили: Республика Коми, Ярославская, Челябинская, Оренбургская, Томская области.
В качестве антикризисной меры по поддержке сбалансированности бюджетов субъектов РФ в 2010 г. были дополнительно выделены дотации в сумме 150 млрд. руб. Это позволило оказать нуждающимся субъектам РФ необходимую финансовую помощь, а регионам – своевременно выполнить свои обязательства.
Предоставление субсидий обусловлено неравномерным распределением потребителей отдельных государственных (муниципальных) услуг по субъектам РФ. Это сопровождается установлением четких оконечных целей их предоставления и сроков достижения, по завершении которых предоставление субсидий должно быть прекращено.
Размер субсидий бюджетам субъектов, предоставляемых из федерального бюджета имеет отрицательную динамику. В 2010 году он составлял 286 млрд. руб, что на 25% меньше аналогичного показателя за предыдущий период.
Начина я с 2010 г. предусмотрен отказ от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субфедерального уровня, что вызвано достижением поставленных при их выделении целей. Финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется из бюджетов субъектов РФ в соответствии с Жилищным кодексом РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ. Вследствие большой задолженности по выплате гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с 2002 г. в федеральном бюджете предусматриваются средства на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в целях оказания финансовой помощи регионам по предоставлению субсидий гражданам и ликвидации задолженности. В среднем по Российской Федерации уровень софинансирования из федерального бюджета указанных расходов за эти годы составил около 20% от размера выплаченных бюджетам субъектов РФ средств.