Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:11, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
исследовать эволюцию бюджетной политики России в 2000-е годы;
проанализировать реализацию бюджетной политики государства в области доходов и расходов за 2008-2010 гг.;
выявить особенности реализации бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса и основные ее проблемы;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики………………………………………………………………………….8
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования………………………………………...……8
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в Российской Федерации……..……………………………………………….…14
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации …..21
2. Анализ функционирования бюджетной политики Российской Федерации за 2008-2010 гг…………….…………………………….…..…….28
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг……………………………………………………………...............28
2.2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ за 2008 -2010гг……………………………………………………………..……….35
2.3. Анализ межбюджетных отношений с субъектами РФ за 2008-2010 гг…………..……………………………………………………….…….….44
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в современный период………………………………………………………………..……..….…49
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………….………………….…….…49
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики в Российской Федераци………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………….…....….…….66
Список используемой литературы………
Таким образом, видно, что влияние финансово-экономического кризиса оказалось достаточно существенным, в связи с чем, новые цели и задачи бюджетной политики России на 2011-2013 годы в области бюджетных доходов основаны уже на более пессимистичных или, лучше сказать, на умеренно оптимистичных прогнозах социально-экономического развития.
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг.
Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2008 - 2010 годы основаны на сформулированных в программных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" стратегических приоритетах [20]:
- построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий, создания стимулов для инновационной деятельности;
- наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;
- развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;
- повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов, реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.
Важной задачей остается обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.
Реализация этих приоритетов требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но бюджетной системы Российской Федерации в целом, а также проведения институциональных реформ и целенаправленных мер государственного регулирования.
Кроме того, предлагаемые основные направления расходов федерального бюджета обеспечивают в соответствии с базовыми принципами бюджетного законодательства безусловное выполнение как ранее принятых, так и предлагаемых новых решений, определяющих действующие и принимаемые расходные обязательства Российской Федерации.
С падением доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, Россия вынуждена в значительной степени изменять свою политику и в области бюджетных расходов. Причем это обусловлено ни только влиянием текущей мировой экономической конъюнктуры, но и всеми теми результатами, которые были достигнуты в ходе бюджетной политики предшествующих лет.
Расходы федерального бюджета в 2008-2010 гг. колебались в диапазоне от 18,2% (в 2008 г.) до 22,9% ВВП (2010 г.) (табл. 2.2.). Резкий рост расходов произошел в 2009 году в связи с принятием антикризисного пакета мер по поддержанию национальной экономики в размере 1 трлн. 135 млрд. рублей (до 24,7% ВВП). По словам Премьер-министра В. Путина «с учётом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных гарантий - финансирование антикризисной программы превысило 3 трлн. рублей»[21], в то время как в целом расходы федерального бюджета за 2009 год составили 9,6 трлн. рублей. В 2010 году на антикризисные меры израсходовано 195 млрд. рублей.
Таблица 2.2.
Расходы федерального бюджета[22]
(с учетом трансфертов внебюджетным фондам) % ВВП за 2008-2010 гг.
Наименование показателя | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Всего расходов | 18,2 | 24,7 | 22,9 |
Общегосударственные вопросы | 2 | 2,1 | 2,7 |
Национальная оборона | 2,5 | 3 | 2,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2 | 2,6 | 2,5 |
Национальная экономика | 2,5 | 4,2 | 3,1 |
ЖКХ | 0,3 | 0,4 | 0,3 |
Охрана окружающей среды | 0,02 | 0,03 | 0,03 |
Образование | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Культура, кинематография и СМИ | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
Здравоохранение и спорт | 0,7 | 0,9 | 0,8 |
Социальная политика | 0,7 | 0,8 | 0,8 |
Межбюджетные трансферты | 6,4 | 9,2 | 8,6 |
Расходы федерального бюджета по итогам 2010 г. составили 10, 115 трлн руб. и увеличились по сравнению с 2009 г. на 9,8%, в 2008 расходы составили 6,7 трлн руб. при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти. Как видно из таблицы 2, основными статьями расходов в период 2008-2010 гг. были «Межбюджетные трансферты», «Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».
Таблица 2.3.
Основные параметры расходов федерального бюджета РФ на 2008-2010гг.
Наименование показателя | 2008 тыс. руб. | 2009 тыс. руб. | 2010 тыс. руб. | Темп прироста | |
2008 к 2009 | 2009 к 2010 | ||||
Общегосударственные вопросы
| 777 117 102 | 806 434 784 | 885 978 702 | 3,7 | 9,8 |
Национальная Оборона
| 562 877 753 | 621 884 343 | 1 276 480 980 | 10,5 | 105 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
| 574 000 494 | 693 293 587 | 1 085 372 334 | 20,7 | 56,5 |
Национальная экономика
| 1 013 983 267 | 1 638 062 806 | 1 222 712 321 | 61,5 | -25,3 |
ЖКХ
| 120 873 516 | 137 295 919 | 234 898 370 | 13,6 | 71 |
Охрана окружающей среды
| 10 172 545 | 13 040 558 | 13 471 952 | 28,2 | 3,3 |
Образование
| 345 081 857 | 405 922 220 | 442 809 280 | 17,6 | 9 |
Культура, кинематография, СМИ
| 88 690 658 | 111 486 941 | 125 597 328 | 25,7 | 12,6 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт
| 268 723 035 | 341 961 217 | 347 345 804 | 27,2 | 1,6 |
Социальная политика
| 293 626 133 | 323 432 752 | 344 973 670 | 10,1 | 6,6 |
Межбюджетные трансферты
| 2 674 634 564 | 3 593 443 465 | 4 135 985 827 | 34,3 | 15 |
Расходы всего | 6 729 780 930 | 8 686 258 597 | 10 115 626 574 | 29 | 16,4 |
Результат исполнения бюджета (дефицит/ профицит) | 1 705 052 386 | -2 322 310 491 | -1 811 791 547 |
|
|
Среднегодовой номинальный прирост совокупных расходов федерального бюджета за 2008-2010 гг. составил 6,7%, в то время как реальный ВВП в среднем рос на 6,9%. В докризисный период, включая 2008 год приоритеты бюджетной политики году были в области финансирования национальной экономики, здравоохранения и спорта, а также усиления государственного управления. По сравнению с темпом роста общих расходов федерального бюджета меньшими темпами росли расходы на социальную политику, межбюджетные трансферты, СМИ, национальную оборону, международную деятельность и ЖКХ.
В кризисный 2009 год усилилась роль бюджетной политики в регулировании экономических процессов и межбюджетных отношений: произошел резкий рост расходов по разделу «национальная экономика» (61,5%) и по статье «межбюджетные трансферты» (рост на 34%) (табл. 2.3.). В связи с падением ВВП, ее доля в нем выросла почти на 50%. Можно отметить, что в сравнении с предыдущим годом, в связи с необходимостью расширения масштабов вмешательства государства в экономические и социальные процессы из-за кризиса, увеличились расходы по всем разделам (кроме общегосударственных вопросов в целом, а также социальной политики, которая является приоритетом расходов территориальных бюджетов).
Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают межбюджетные трансферты – 4,1 трлн. руб. в 2010 г. (40%) (табл. 2.4.). Это обусловлено несколькими факторами:
Во-первых, государство проводит политику централизации определенных денежных средств в федеральном бюджете с последующим их предоставлением бюджетам субъектов РФ в форме межбюджетных трансфертов для решения приоритетных социальных задач.
Во-вторых, существующей системой формирования государственных внебюджетных фондов, в которые в 2009 г. Было направлено их федерального бюджета 2 113,2 млрд. руб. (58,8% от всей суммы межбюджетных трансфертов). Основная часть этих средств была направлена в Пенсионный фонд РФ.
Объем межбюджетных трансфертов с учетом трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов составил в 2009 году 3,5 трлн. рублей и увеличится по сравнению с 2008 годом на 865 млрд. рублей, или на 34 %.Характерной особенностью формирования межбюджетных отношений в 2008 - 2010 годах является существенное снижение количества субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 71 в 2009 году до 45 в 2011 году.
В 2009 - 2011 годах предусматривается дальнейший рост расходов федерального бюджета на предоставление субвенций регионам, что связано с увеличением их количества и индексацией. Без учета субвенций, предусмотренных регионам, на финансирование передаваемых государственных полномочий, увеличение объема межбюджетных трансфертов составит в 2011 году всего 116,6 млрд. рублей, или 13,6 %, по сравнению с 2008 годов. В межбюджетных трансфертах бюджетам государственных внебюджетных фондов подавляющую долю (95 %) составляют трансферты Пенсионному фонду, которые в 2009 году составили 1,7 трлн. рублей (на 19,6 % больше, чем в предыдущем году), в 2010 году – 2,3 трлн. рублей (на 37 %).[23]
Таблица 2.4.
Структура расходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг.
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 |
уд.вес | уд.вес | уд.вес | |
Общегосударственные вопросы
| 11,5 | 9,3 | 8,7 |
Национальная Оборона
| 8,3 | 7,1 | 12,6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
| 8,5 | 7,9 | 10,7 |
Национальная экономика
| 15 | 18,8 | 12 |
ЖКХ
| 1,7 | 1,5 | 2,3 |
Охрана окружающей среды
| 0,1 | 0,1 | 0,1 |