Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в современный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:11, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
 исследовать эволюцию бюджетной политики России в 2000-е годы;
 проанализировать реализацию бюджетной политики государства в области доходов и расходов за 2008-2010 гг.;
 выявить особенности реализации бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса и основные ее проблемы;
 определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики………………………………………………………………………….8
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования………………………………………...……8
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в Российской Федерации……..……………………………………………….…14
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации …..21
2. Анализ функционирования бюджетной политики Российской Федерации за 2008-2010 гг…………….…………………………….…..…….28
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг……………………………………………………………...............28
2.2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ за 2008 -2010гг……………………………………………………………..……….35
2.3. Анализ межбюджетных отношений с субъектами РФ за 2008-2010 гг…………..……………………………………………………….…….….44
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в современный период………………………………………………………………..……..….…49
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………….………………….…….…49
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики в Российской Федераци………………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………….…....….…….66
Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

царахова фк-06-1.doc

— 730.00 Кб (Скачать)

Таким образом, видно, что влияние финансово-экономического кризиса оказалось достаточно существенным, в связи с чем, новые цели и задачи бюджетной политики России на 2011-2013 годы в области бюджетных доходов основаны уже на более пессимистичных или, лучше сказать, на умеренно оптимистичных прогнозах социально-экономического развития.

 

 

2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг.

 

Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2008 - 2010 годы основаны на сформулированных в программных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" стратегических приоритетах [20]:

- построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий, создания стимулов для инновационной деятельности;

- наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;

- развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;

- повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов, реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.

Важной задачей остается обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.

Реализация этих приоритетов требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но бюджетной системы Российской Федерации в целом, а также проведения институциональных реформ и целенаправленных мер государственного регулирования.

Кроме того, предлагаемые основные направления расходов федерального бюджета обеспечивают в соответствии с базовыми принципами бюджетного законодательства безусловное выполнение как ранее принятых, так и предлагаемых новых решений, определяющих действующие и принимаемые расходные обязательства Российской Федерации.

С падением доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, Россия вынуждена в значительной степени изменять свою политику и в области бюджетных расходов. Причем это обусловлено ни только влиянием текущей мировой экономической конъюнктуры, но и всеми теми результатами, которые были достигнуты в ходе бюджетной политики предшествующих лет.

Расходы федерального бюджета в 2008-2010 гг. колебались в диапазоне от 18,2% (в 2008 г.) до 22,9% ВВП (2010 г.) (табл. 2.2.). Резкий рост расходов произошел в 2009 году в связи с принятием антикризисного пакета мер по поддержанию национальной экономики в размере 1 трлн. 135 млрд. рублей (до 24,7% ВВП). По словам Премьер-министра В. Путина «с учётом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных гарантий - финансирование антикризисной программы превысило 3 трлн. рублей»[21], в то время как в целом расходы федерального бюджета за 2009 год составили 9,6 трлн. рублей. В 2010 году на антикризисные меры израсходовано 195 млрд. рублей.

Таблица 2.2.

Расходы федерального бюджета[22]

(с учетом трансфертов внебюджетным фондам) % ВВП за 2008-2010 гг.

 Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Всего расходов

18,2

24,7

22,9

Общегосударственные вопросы

2

2,1

2,7

Национальная оборона

2,5

3

2,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2

2,6

2,5

Национальная экономика

2,5

4,2

3,1

ЖКХ

0,3

0,4

0,3

Охрана окружающей среды

0,02

0,03

0,03

Образование

0,9

1,1

0,9

Культура, кинематография и СМИ

0,2

0,3

0,3

Здравоохранение и спорт

0,7

0,9

0,8

Социальная политика

0,7

0,8

0,8

Межбюджетные трансферты

6,4

9,2

8,6


 

Расходы федерального бюджета по итогам 2010 г.  составили 10, 115 трлн руб. и  увеличились  по сравнению  с 2009 г. на  9,8%, в 2008 расходы составили 6,7 трлн руб. при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти. Как видно из таблицы 2, основными статьями расходов в период 2008-2010 гг. были «Межбюджетные трансферты», «Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».

Таблица 2.3.

Основные параметры расходов федерального бюджета РФ на 2008-2010гг.

Наименование показателя

2008 тыс. руб.

2009 тыс. руб.

2010 тыс. руб.

Темп прироста

2008 к 2009

2009 к 2010

Общегосударственные вопросы

 

777 117 102

806 434 784

885 978 702

3,7

9,8

Национальная Оборона

 

562 877 753

621 884 343

1 276 480 980

10,5

105

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

 

574 000 494

693 293 587

1 085 372 334

20,7

56,5

Национальная экономика

 

1 013 983 267

1 638 062 806

1 222 712 321

61,5

-25,3

ЖКХ

 

120 873 516

137 295 919

234 898 370

13,6

71

Охрана окружающей среды

 

10 172 545

13 040 558

13 471 952

28,2

3,3

Образование

 

345 081 857

405 922 220

442 809 280

17,6

9

Культура, кинематография, СМИ

 

88 690 658

111 486 941

125 597 328

25,7

12,6

Здравоохранение, физическая культура и спорт

 

268 723 035

341 961 217

347 345 804

27,2

1,6

Социальная политика

 

293 626 133

323 432 752

344 973 670

10,1

6,6

Межбюджетные трансферты

 

2 674 634 564

3 593 443 465

4 135 985 827

34,3

15

Расходы всего

6 729 780 930

8 686 258 597

10 115 626 574

29

16,4

Результат исполнения бюджета (дефицит/ профицит)

1 705 052 386

-2 322 310 491

-1 811 791 547

 

 

 

Среднегодовой номинальный прирост совокупных расходов федерального бюджета за 2008-2010 гг. составил 6,7%, в то время как реальный ВВП в среднем рос на 6,9%. В докризисный период, включая 2008 год приоритеты бюджетной политики году были в области финансирования национальной экономики, здравоохранения и спорта, а также усиления государственного управления. По сравнению с темпом роста общих расходов федерального бюджета меньшими темпами росли расходы на социальную политику, межбюджетные трансферты, СМИ, национальную оборону, международную деятельность и ЖКХ.

В кризисный 2009 год усилилась роль бюджетной политики в регулировании экономических процессов и межбюджетных отношений: произошел резкий рост расходов по разделу «национальная экономика» (61,5%) и по статье «межбюджетные трансферты» (рост на 34%) (табл. 2.3.). В связи с падением ВВП, ее доля в нем выросла почти на 50%. Можно отметить, что в сравнении с предыдущим годом, в связи с необходимостью расширения масштабов вмешательства государства в экономические и социальные процессы из-за кризиса, увеличились расходы по всем разделам (кроме общегосударственных вопросов в целом, а также социальной политики, которая является приоритетом расходов территориальных бюджетов).

Наибольший удельный вес в структуре  расходов занимают межбюджетные трансферты – 4,1 трлн. руб. в 2010 г. (40%) (табл. 2.4.). Это обусловлено несколькими факторами:

              Во-первых, государство проводит политику централизации определенных денежных средств в федеральном бюджете  с последующим их предоставлением бюджетам субъектов РФ в форме межбюджетных трансфертов для решения приоритетных социальных задач.

              Во-вторых, существующей системой  формирования государственных внебюджетных фондов, в которые в 2009 г. Было направлено их федерального бюджета 2 113,2 млрд. руб. (58,8% от всей суммы  межбюджетных трансфертов). Основная часть этих средств была направлена в Пенсионный фонд РФ.

Объем межбюджетных трансфертов с учетом трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов составил в 2009 году 3,5 трлн. рублей и увеличится по сравнению с 2008 годом на 865  млрд. рублей, или на 34 %.Характерной особенностью формирования межбюджетных отношений в 2008 - 2010 годах является существенное снижение количества субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 71 в 2009 году до 45 в 2011 году.

В 2009 - 2011 годах предусматривается дальнейший рост расходов федерального бюджета на предоставление субвенций регионам, что связано с увеличением их количества и индексацией. Без учета субвенций, предусмотренных регионам, на финансирование передаваемых государственных полномочий, увеличение объема межбюджетных трансфертов составит в 2011 году всего 116,6 млрд. рублей, или 13,6 %, по сравнению с 2008 годов. В межбюджетных трансфертах бюджетам государственных внебюджетных фондов подавляющую долю (95 %) составляют трансферты Пенсионному фонду, которые в 2009 году составили 1,7 трлн. рублей (на 19,6 % больше, чем в предыдущем году), в 2010 году – 2,3 трлн. рублей (на 37 %).[23]

Таблица 2.4.

Структура расходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг.

Наименование показателя

2008

2009

2010

уд.вес

уд.вес

уд.вес

Общегосударственные вопросы

 

11,5

9,3

8,7

Национальная Оборона

 

8,3

7,1

12,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

 

8,5

7,9

10,7

Национальная экономика

 

15

18,8

12

ЖКХ

 

1,7

1,5

2,3

Охрана окружающей среды

 

0,1

0,1

0,1

Информация о работе Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в современный период