Основные параметры и особенности федерального бюджета на 2010-2012 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Состав и содержание федерального бюджета……………………………..5

1.1 Экономическая сущность федерального бюджета…………………5

1.2 Классификация доходов федерального бюджета…………………..7

1.3 Классификация расходов федерального бюджета………………….9

2 Анализ основных параметров федерального бюджета на 2010-2012 гг..15

2.1 Анализ формирования федерального бюджета РФ по доходам за 2010-2012 гг.………………………………………………………………………19

2.2 Анализ формирования федерального бюджета РФ по расходам за 2010-2012 гг..……………………………………………………………………...24

3 Мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса на федеральном уровне………………………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………………..31

Список использованных источников…………………………………………....33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ теория финансов.docx

— 224.83 Кб (Скачать)

Следует также иметь в виду, что  поддержание сложившихся объемов  бюджетных ассигнований имеет исключительное значение для сохранения и расширения совокупного внутреннего потребительского спроса, что в конечном итоге создает  предпосылки для позитивных структурных  изменений в экономике и социальной сфере, устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.

 

5 Мероприятия по совершенствованию  бюджетного процесса на федеральном  уровне

 

Бюджетная политика должна быть ориентирована  на адаптацию бюджетной системы  к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого  социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность  современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться  в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения  деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения  конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют  значительной реструктуризации бюджетных  расходов.

В этих целях необходимо решение  следующих основных задач.

Первое. Обеспечить исполнение социальных обязательств.

При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг  и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.

Второе. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие  годы.

Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив таким образом резервы, достаточные  для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает в том числе  планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.

Третье. Перейти к режиму жесткой  экономии бюджетных средств, предполагающему  достижение максимально возможного мультипликативного экономического и  социального эффекта от каждого  бюджетного рубля.

Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных  средств, проведя подробную и  внимательную инвентаризацию бюджетных  расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При  принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый  эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его  достижение.

Целесообразно в максимальной степени  реализовать программно-целевой  принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета  должны составлять долгосрочные государственные  программы (прежде всего программы  развития инфраструктуры), федеральные  и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.

Контроль за целевым расходованием  бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых  результатов.

Четвертое. Определить оптимальные  формы поддержки реального сектора  экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и  создающие стимулы для внедрения  и развития современных технологий, повышения энергоэффективности  экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения  эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной  поддержки.

Пятое. Обеспечить кардинальное повышение  качества предоставления гражданам  государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

Требуется развитие, в том числе  в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений.

Необходимо определить сферы, в  которых целесообразен переход  от производства услуг государством к их приобретению в интересах  граждан на конкурентном рынке, и  начать соответствующие преобразования.

Шестое. Усовершенствовать механизмы  государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а  также использования комплексных  методов управления инвестиционными  проектами.

Система государственных закупок  должна исключать случаи необоснованного  завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур.

Государственные закупки должны использоваться в том числе в качестве инструмента  управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа  стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности  эффективных производителей.

Седьмое. Определить экономически оправданный  уровень налоговой нагрузки и  структуру налогов, соответствующие  современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.

Необходимо определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях  смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения страховых  взносов в системе пенсионного  и медицинского страхования.

Одновременно требуется принять  меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, в том числе  за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

Восьмое. Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.

Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов  в уровне предоставления отдельных  публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в  рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Девятое. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах  ресурсного обеспечения и позволяющей  обеспечить достойный уровень жизни  гражданам старшего поколения.

Наряду с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования  механизмов государственного стимулирования.

Десятое. Определить и реализовать  комплекс мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов, а также  иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

Учет данных мероприятий позволит сформировать и реализовать ответственную  бюджетную политику, которая будет  служить одним из ключевых инструментов достижения долгосрочных целей Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Федеральный бюджет на 2010-2012 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.

Через такой инструмент, как трехлетний бюджет, осуществляется проверка правительственных  и законодательных решений на предмет их соответствия среднесрочной  и долгосрочной стратегии государства.

Структура доходов не претерпела больших  изменений за исключением, пожалуй, одного – в федеральный бюджет с 2010 года не поступает ЕСН (единый социальный налог). Он отменен, и вместо него в Пенсионный фонд отчисляются страховые платежи. Основную массу доходов в федеральном бюджете составляют налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, таможенные пошлины и акцизы. В прошлом году 8,2% доходов формировалось за счет налога на прибыль, сейчас доля этого налога значительно сократилась, поскольку ставка налога, зачисляемая в бюджет субъектов, увеличилась, а в федеральный – уменьшилась. Так что наряду с подоходным налогом налог на прибыль стал бюджетообразующим для региональных бюджетов.

Уже в 2010 году решение о полном зачислении в Федеральный бюджет НДПИ дает для Федерального бюджета не менее 46 млрд. рублей. Однако одним лишь НДПИ дело не ограничилось. С 2010 года в федеральный бюджет перечисляются доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Кроме того, Центральный банк РФ в течение следующих трех лет будет обязан отдавать в казну не 50% прибыли, как он делал это раньше, а 75%.

Структура расходов федерального бюджета  практически не изменилась. По объему расходов первое место занимают бюджетные  ассигнования, направляемые на межбюджетные трансферты, - 37,6 % общей суммы расходов; на втором месте бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной экономики, - 13,6 %, на третьем месте - бюджетные ассигнования, направляемые на национальную оборону, - 12,7 % соответственно.

Согласно основным параметрам федерального бюджета на 2010-2012 годы, одобренным правительством 30 июля 2009 года, дефицит федерального бюджета РФ в 2010 году составит 7,5% ВВП, или 3,187 триллиона рублей. В 2011 году его планируется сократить до 4,3% ВВП, в 2012 - до 3,0%.

Чтобы уменьшить дефицит, Минфин планирует  прибегнуть к займам. По оценке специалистов ведомства Алексея Кудрина, в 2010 году на внутреннем рынке может быть занято 844 млрд. рублей, в 2011 и 2012 годах  – 957,5 и 755,4 млрд. рублей соответственно. Ценные бумаги планируют размещать на 3, 5 и 10 лет. Доходность предполагается на уровне 9,5-10,5 процента по краткосрочным облигациям, 12,0-13,0 процента – по среднесрочным и 13,0-13,5 процента – по долгосрочным.

По словам главы Минфина, рост экономики  в 2010 году, согласно некоторым прогнозам, составит 3,1-3,2%. Не исключено, что рост экономики может быть выше из-за эффекта низкой базы, но более бурного развития, близкого к предшествующим годам, не ожидается. Не везде проблемные кредиты разрешились, не везде предприятия оптимизируют издержки, сохраняются банкротства из-за неплатежеспособности предприятий, - это все будет еще сохраняться в ближайшие два-три года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Российская Федерация. Кодекс (1998). Бюджетный Кодекс Российской Федерации – М.: Омега-Л, 2003. – 176 с.
  2. Российская Федерация. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25.05.2009 г.
  3. Российская Федерация. Законы. О бюджетной классификации Российской Федерации: федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ / www.consultant.ru - официальный сайт компании «Консультант Плюс».
  4. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ / www.consultant.ru - официальный сайт компании «Консультант Плюс».
  5. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ / www.consultant.ru - официальный сайт компании «Консультант Плюс».
  6. Бюджетная система России : учеб. для вузов / Г. Б. Поляк [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити-Дана, 2009. – 703 с.
  7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 838 с.
  8. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 752 с.
  9. Нешитой, А.С. Финансы и кредит: Учебник / А.С. Нешитой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 544 с.
  10. Парыгина, В.А. Бюджетная система России: Учебник / В.А. Парыгина, К. Браун, Дж.Э. Стиглиц, А.А. Тедеев и др. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 752 с. – (Российское юридическое образование).
  11. Казанцев, С.В. Проект федерального бюджета 2009-2011 гг.: расходная часть / С.В. Казанцев // ЭКО. – 2008. – № 11. – С. 19-40.
  12. Бюджет России-2010 [Электронный ресурс] / Web-сайт «Flime». – Режим доступа: http://flime.ru/topics/15, свободный. – Загл. с экрана.

1 Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – С. 79-81.

2 Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – С. 83-84.

3 Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – С. 84-86.

4 Колесников А.: Федеральный бюджет-2010 [Электронный ресурс] / Web-сайт «Flime». – Режим доступа: http://flime.ru/articles/43, свободный. – Загл. с экрана.

5 Бюджет России-2010 [Электронный ресурс] / Web-сайт «Flime». – Режим доступа: http://flime.ru/topics/15, свободный. – Загл. с экрана.




Информация о работе Основные параметры и особенности федерального бюджета на 2010-2012 годы