Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:31, курсовая работа
Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Состав и содержание федерального бюджета……………………………..5
1.1 Экономическая сущность федерального бюджета…………………5
1.2 Классификация доходов федерального бюджета…………………..7
1.3 Классификация расходов федерального бюджета………………….9
2 Анализ основных параметров федерального бюджета на 2010-2012 гг..15
2.1 Анализ формирования федерального бюджета РФ по доходам за 2010-2012 гг.………………………………………………………………………19
2.2 Анализ формирования федерального бюджета РФ по расходам за 2010-2012 гг..……………………………………………………………………...24
3 Мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса на федеральном уровне………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………………………………....33
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра финансов, бухгалтерского учета
и управления экономическими системами
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Теория финансов»
на тему: «Основные параметры и особенности федерального бюджета на 2010-2012 годы».
Выполнила: студентка 1 курса
направления «Экономика»
Колесникова А. В.
Группа Эко 3 М-1
Проверила: Саницкая Н. П.
к.э.н., доцент кафедры ФБУиУЭС
Мурманск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Состав и содержание федерального бюджета……………………………..5
1.1 Экономическая сущность федерального бюджета…………………5
1.2 Классификация доходов федерального бюджета…………………..7
1.3 Классификация расходов федерального бюджета………………….9
2 Анализ основных параметров федерального бюджета на 2010-2012 гг..15
2.1 Анализ формирования федерального
бюджета РФ по доходам за 2010-2012 гг.………………………………………………………………………
2.2 Анализ формирования федерального
бюджета РФ по расходам за 2010-2012 гг..……………………………………………………………………
3 Мероприятия по совершенствованию бюджетного
процесса на федеральном уровне………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………....
Введение
Как известно, бюджет государства
можно назвать центральным
Федеральный бюджет – главное звено финансовой и бюджетной системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования в целях государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и т.п.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь планов, намечаемых государством. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточивать их на решающих участках экономического и социального развития, проводить единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.
На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Важную роль расходы федерального бюджета играют в нивелировании социальных последствий расслоения граждан по их материальному достатку, что было вызвано переходом к рыночной экономике. Это обстоятельство подчеркивает актуальность данной темы.
Итак, цель данной работы – провести анализ формирования федерального бюджета по доходам и расходам в динамике за 2010-2012 годы и на основе этого анализа разработать мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса на федеральном уровне.
Цель определяет следующие задачи исследования:
- определить экономическую
- изучить классификацию доходов федерального бюджета;
- рассмотреть классификацию расходов федерального бюджета;
- провести анализ формирования федерального бюджета по доходам и расходам в динамике за 2010-2012 годы;
- разработать рекомендации по
совершенствованию бюджетного
Таким образом, объектом данного исследования является федеральный бюджет РФ, а предметом исследования – основные параметры федерального бюджета РФ.
1 Состав и содержание федерального бюджета
1.1 Экономическая сущность федерального бюджета
Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.
По экономическому содержанию федеральный
бюджет представляет собой форму
образования и использования
централизованного фонда
Федеральный бюджет играет важную экономическую
роль в перераспределении
Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.
В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).
Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.
Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).
Для финансового обеспечения
В ст. 71 Конституции Российской Федерации
записано: "В ведении Российской
Федерации находятся: федеральный
бюджет, федеральные налоги и сборы,
федеральные фонды
Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.1
1.2 Классификация доходов федерального бюджета
В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления.2
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственная пошлина.
Неналоговые доходы федерального бюджета включают:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объеме;
- часть прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
- прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей – по нормативам, установленным федеральными законами;
- доходы от внешнеэкономической деятельности. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.
Установление новых видов
Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в БК РФ. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Внесение изменений и
Федеральные органы исполнительной власти
предоставляют налоговые
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
1.3 Классификация расходов федерального бюджета
Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Информация о работе Основные параметры и особенности федерального бюджета на 2010-2012 годы