Основные параметры и особенности федерального бюджета на 2010-2012 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Состав и содержание федерального бюджета……………………………..5

1.1 Экономическая сущность федерального бюджета…………………5

1.2 Классификация доходов федерального бюджета…………………..7

1.3 Классификация расходов федерального бюджета………………….9

2 Анализ основных параметров федерального бюджета на 2010-2012 гг..15

2.1 Анализ формирования федерального бюджета РФ по доходам за 2010-2012 гг.………………………………………………………………………19

2.2 Анализ формирования федерального бюджета РФ по расходам за 2010-2012 гг..……………………………………………………………………...24

3 Мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса на федеральном уровне………………………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………………..31

Список использованных источников…………………………………………....33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ теория финансов.docx

— 224.83 Кб (Скачать)

Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством  РФ разграничением полномочий органов  государственной власти.

Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

1) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

3) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе:

- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;

- субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.3

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления  и исполнения бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  и обеспечивающей сопоставимость показателей  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации.

Функциональная классификация  расходов бюджетов Российской Федерации  является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств  на выполнение основных функций государства  и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной  власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Функциональная классификация  бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства.

В Российской Федерации это предполагает бюджетное финансирование затрат на:

  1. государственное управление и местное самоуправление;
  2. судебную власть;
  3. международную деятельность;
  4. национальную оборону;
  5. правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
  6. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  7. промышленность, энергетику и строительство;
  8. сельское хозяйство и рыболовство;
  9. охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
  10. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
  11. развитие рыночной инфраструктуры;
  12. жилищно-коммунальное хозяйство;
  13. предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  14. образование;
  15. культуру, искусство и кинематографию;
  16. средства массовой информации;
  17. здравоохранение и физическую культуру;
  18. социальную политику;
  19. обслуживание государственного долга;
  20. пополнение государственных запасов и резервов;
  21. финансовую помощь бюджетам других уровней;
  22. утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров;
  23. мобилизационную подготовку экономики;
  24. формирование целевых бюджетных фондов;
  25. прочие расходы.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и  отражает распределение бюджетных  средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный  распорядитель средств – руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Такая группировка затрат, отражая изменения в структуре  расходов бюджета, которые связаны с совершенствованием системы управления государством, обеспечивает возможность осуществления конкретно-адресного финансового контроля за расходованием бюджетных ресурсов.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, отражающей виды финансовых операций, с помощью которых государство  выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся  на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом  погашения.

Текущие расходы – это часть  расходов бюджетов, обеспечивающая текущее  функционирование органов государственной  власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки  товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности  за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных  материалов; командировки и служебные  разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ  и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета. В своей совокупности, текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат.

Капитальные расходы – это часть  расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, с созданием государственных запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности (их расширение, реконструкцию и техническое перевооружение) инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты. Классификация расходов по экономическому содержанию является необходимым условием осуществления финансового контроля над целевым использованием бюджетных средств.

В категорию "Предоставление кредитов за вычетом погашений" включается группа "Предоставление кредитов".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ основных параметров федерального бюджета на 2010-2012 гг.

 

С начала 2009 года российская экономика  борется с последствиями финансового  кризиса. Правительство активно  участвует в этой борьбе путем  стимулирования экономики, в том  числе и с помощью крупных  государственных расходов.

21 октября 2009 г. стало известно, что Госдума в первом чтении приняла проект бюджета на 2010 и на плановый период 2011-2012 гг.4 Принятый бюджет СМИ сразу охарактеризовали как «ярко социальный», «популистский», «антиэкономический», «бюджет недопущения социальных волнений». Представители власти определяют принятый документ как «посткризисный бюджет» и «бюджет развития». Независимые эксперты склонны полагать, что основная задача бюджета-2010 – не развитие экономики, а недопущение социальных волнений: ассигнования на экономику и образование урезаны в пользу социальных статей и расходов на силовые структуры. Вывод, который можно сделать из анализа расходных статей бюджета, таков: переход отечественной экономики на инновационный путь развития откладывается.

Общими параметрами бюджета  называют суммарные цифры ожидаемых  доходов и расходов государства, а также такие показатели, как  инфляция, курс рубля и цена на нефть, - параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих  доходов и расходов.

Основные параметры бюджета-2010 рассчитаны исходя из прогноза среднегодовой  цены нефти Urals в $58 за баррель, инфляции в 10% и среднегодового курса доллара 33,9 рубля за доллар США. Доходы бюджета  определены в 6,95 трлн. рублей, расходы  – в 9,88 трлн. рублей. Таким образом, бюджетный дефицит в 2010 году окажется заметно ниже, чем в 2009 г.  – 6,8% ВВП в 2010-м против 8,3% ВВП в 2009-м.

Объем дефицита бюджета зависит  главным образом от доходов бюджета, на которые сильно влияют цены на нефть. Вследствие этого при прогнозировании  объемов дефицита госбюджета Минфин и эксперты в значительной степени  опираются на прогнозы цен на нефть. Так, 25 июня 2009 г. Минфин закладывал прогноз стоимости нефти в 2010 году на уровне $50 за баррель. Таким образом, объем дефицита госбюджета должен был составить 5,5% от ВВП. В то же время после одобрения основных параметров госбюджета правительством предполагаемый в 2010 году дефицит составил 7,5% от ВВП. По словам помощника президента А. Дворковича, если цены на нефть и другие товары не вырастут и чуда в экономике не произойдет – дефицит будет более 5-6% от ВВП. В свою очередь в августе Владимир Путин отметил, что дефицит федерального бюджета в размере 7,5% - «предельно допустимый уровень».

Если само по себе превышение расходов над доходами бурных обсуждений среди  экономистов не вызвало, то запланированное  значительное увеличение расходов правительства  на социальные цели – повлекло за собой довольно резкие отзывы. Дело в том, что согласно представлениям экономической теории в условиях кризиса наиболее эффективными мерами по поддержанию экономики является расходование государственных средств на инфраструктурные и технологичные проекты. С этой точки зрения увеличение социальных выплат в условиях тяжелой экономической ситуации эксперты считают неправильной.

Так, Дмитрий Травин в своей статье отмечает, что «пассивная социально-ориентированная  антикризисная политика правительства  РФ – меньшее из зол, которое власти могут принять в современных  российских реалиях». «Меньшим из зол» такая политика, по мнению Травина, является вследствие того, что контролировать расходы на инфраструктурные проекты  правительство в нынешней ситуации не в состоянии.

Так, Игорь Николаев в своей статье критикует резкий рост социальных расходов, отмечая, что, прежде всего, стоит направлять дополнительные средства на транспортную и коммунальную инфраструктуры, а также на другие проекты, которые могли бы стимулировать потребительский спрос.5

По данным РИА «Новости», независимые  эксперты и представители парламентской  оппозиции также считают чрезмерный рост расходов на социальные цели неоправданным: «бюджет с такой структурой расходов вряд ли можно назвать „бюджетом  развития“, ему больше подходит определение  „бюджет недопущения социальных волнений“».

Стоит отметить, что социальные расходы (например, пенсии) «плохи» для развития экономики тем, что, как полагают экономисты, получатели социальных выплат склонны больше сберегать, чем тратить, и поэтому не увеличивают спрос, считающийся главным катализатором  выхода из кризиса.

 

2.1 Анализ формирования федерального бюджета РФ по доходам за 2010-2012 гг.

 

Структура доходов непостоянна  и зависит от конкретных экономических  условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.

Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис. 1). В номинальном выражении  доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9  млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.

Рисунок 1 – Доходы федерального бюджета

Информация о работе Основные параметры и особенности федерального бюджета на 2010-2012 годы