Основные параметры и особенности федерального бюджета на 2010-2012 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Состав и содержание федерального бюджета……………………………..5

1.1 Экономическая сущность федерального бюджета…………………5

1.2 Классификация доходов федерального бюджета…………………..7

1.3 Классификация расходов федерального бюджета………………….9

2 Анализ основных параметров федерального бюджета на 2010-2012 гг..15

2.1 Анализ формирования федерального бюджета РФ по доходам за 2010-2012 гг.………………………………………………………………………19

2.2 Анализ формирования федерального бюджета РФ по расходам за 2010-2012 гг..……………………………………………………………………...24

3 Мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса на федеральном уровне………………………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………………..31

Список использованных источников…………………………………………....33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ теория финансов.docx

— 224.83 Кб (Скачать)

 

Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении  в 2010 году составит порядка 8%, а в  процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета  будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис. 2).

Рисунок 2 – Доходы федерального бюджета (изменение в реальном выражении, %)

Нефтегазовые доходы федерального бюджета существенно сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году (рис. 3). В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.

Рисунок 3 – Нефтегазовые доходы федерального бюджета

Причинами снижения бюджетных поступлений  из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в  российской экономике. Как отметил  глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.

Причины, в результате которых поступления  в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить  на три группы: первая связана с  реформой социальных платежей и заменой  единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая – с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья – с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.

Сравнительный анализ сопоставимых показателей  свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно  вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет  будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП (табл. 1).

 

Таблица 1 – Структура доходов  федерального бюджета за 2009-2012 гг.

 

 

2009

2010

2011

2012

млрд.  
руб.

% к  ВВП

млрд.  
руб.

% к  ВВП

млрд.  
руб.

% к  ВВП

млрд.  
руб.

% к  ВВП

Всего доходов

6561,3

17,1

6636,2

15,7

7346,9

15,7

8097,4

15,5

В том числе:

               

Нефтегазовые  доходы

2545,8

6,6

2955,0

7,0

3245,2

6,9

3520,8

6,7

НДПИ (без ненефтегазовых доходов)

882,8

2,3

982,9

2,3

1088,0

2,3

1187,1

2,3

Таможенные  пошлины

1663,0

4,3

1972,1

4,7

2157,2

4,6

2333,7

4,4

Ненефтегазовые  доходы

4015,5

10,4

3681,2

8,7

4101,7

8,8

4576,6

8,8

НДС

1943,7

5,1

2148,4

5,0

2430,4

5,2

2792,0

5,4

Налог на прибыль организаций

172,8

0,4

191,5

0,5

192,4

0,4

200,3

0,4

ЕСН

495,4

1,3

41,3

0,1

0

 

0

 

Акцизы

105,8

0,3

145,1

0,3

182,7

0,4

233,9

0,4

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

11,1

0,0

10,7

0,0

11,2

0,0

11,8

0,0

Таможенные  пошлины (без нефтегазовых доходов)

506,6

1,3

546,3

1,3

620,7

1,3

700,5

 

1,3


 

Особенностью формирования доходов  федерального бюджета в 2010 - 2012 годах  является замена единого социального  налога на страховые взносы.

Учтенные в законопроекте изменения  законодательства в части индексации акцизов на табак, алкоголь, вино, пиво, нефтепродукты, централизации НДПИ на нефть и газовый конденсат, увеличение ряда государственных пошлин, введение специфических ставок вывозных таможенных пошлин на никель, увеличение отчислений от прибыли Банка России, зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния увеличивают доходы бюджетной системы в 2010 году на 213,6 млрд. рублей, в 2011 и 2012 годах - на 203,6 млрд. рублей и на 175,7 млрд. рублей соответственно.

При этом структура доходных источников проекта федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов незначительно отличается от фактической структуры доходов  федерального бюджета в 2008 году и  от структуры, ожидаемой в 2009 году.

Таким образом, в 2010 - 2012 годах сохранится зависимость доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, нефтепродукты и газ природный (диаграмма 1).

 

Диаграмма 1 - Поступление доходов  в федеральный бюджет в 2010 - 2012 годах

 

Основную долю доходов федерального бюджета в 2010 - 2012 годах по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС (31,4 %, 33,5 %, 35,4 % соответственно), вывозных таможенных пошлин (31,2 %, 30,4 %, 30 %), налога на добычу полезных ископаемых (15,5 %, 14,9 %, 14,3 %).

 

2.1 Анализ формирования федерального бюджета РФ по расходам за 2010-2012 гг.

 

Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами на управление в бюджете государства, изменяется в разные периоды развития страны. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.

Объем расходов федерального бюджета  в 2012 году по сравнению с 2009 годом (сводная  бюджетная роспись с изменениями) в номинальном выражении снизится на 250,4 млрд. рублей при тенденции  к сокращению их доли в ВВП с 25,5 % в 2009 году до 18 % в 2012 году.

Снижение общего объема расходов федерального бюджета в 2010 - 2011 годах составит соответственно 0,4 % и 5 %, на 2012 год предусматривается  некоторое увеличение расходов на 3,1 % по сравнению с предыдущим годом.

 

Таблица 2 – Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2009-2010 гг.

 

2009 год

2010 год

Изменение

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

в млрд. рублей

в %

Расходы всего

9 931,4 

100,0 

9 886,9 

100,0 

-44,5 

-0,4 

Общегосударственные вопросы, в том числе:

959,3 

9,7 

1 186,7 

12,0 

227,4 

23,7 

без расходов на обслуживание государственного долга

756,5 

7,7 

882,7 

8,9 

126,2 

16,7 

обслуживание государственного долга

202,8 

2,0 

304,0 

3,1 

101,2 

49,9 

Национальная оборона

1 211,9 

12,2 

1 253,2 

12,7 

41,3 

3,4 

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 006,3 

10,1 

1 062,4 

10,8 

56,1 

5,6 

Национальная экономика

1 845,7 

18,6 

1 347,1 

13,6 

-498,6 

-27,0 

Жилищно-коммунальное хозяйство

142,9 

1,4 

137,7 

1,4 

-5,2 

-3,6 

Охрана окружающей среды

13,3 

0,1 

12,3 

ОД 

-1,0 

-8,1 

Образование

413,1 

4,2 

398,7 

4,0 

-14,4 

-3,5 

Культура, кинематография, средства массовой информации

114,7 

1,2 

108,2 

1,1 

-6,5 

-5,7 

Здравоохранение, физическая культура и спорт

348,2 

3,5 

332,6 

3,4 

-15,6 

-4,5 

Социальная политика

331,4 

3,3 

328,7 

3,3 

-2,7 

-0,8 

Межбюджетные трансферты, в том числе:

3 544,6 

35,7 

3 719,3 

37,6 

174,7 

4,9 

бюджетам субъектов Российской Федерации

1 474,2 

14,9 

1 123,0 

11,3 

-351,2 

-23,8 

бюджетам государственных  внебюджетных фондов

2 070,4 

20,8 

2 596,3 

26,3 

525,9 

25,4 


 

Как следует из таблицы, расходы  федерального бюджета включают такие  основные группы затрат, как государственная  поддержка отдельных видов экономической  деятельности, финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности, финансовая поддержка регионов, погашение и обслуживание государственного долга. На них приходится в бюджете две трети всех расходов.

Если анализировать изменения  в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом на 2009 год, то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), национальная оборона (+3,4%), национальная безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты, а вернее их самая крупная составляющая – трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» - с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд. (или -27%).

Статья межбюджетных трансфертов  включает в себя различные выплаты  из федерального бюджета в помощь бюджетам других уровней, а также  трем государственным фондам: пенсионному, социального страхования и обязательного  медицинского страхования.

Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 млрд., однако динамика ее компонентов еще  более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем  на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие – различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального  и медицинского страхования –  были уменьшены более чем на 400 млрд. руб., за счет чего и был компенсирован  такой значительный рост трансфертов  в пенсионный фонд РФ.

Статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом  минусе – расходы по ней снизились  более чем на 500 млрд. Это можно  объяснить снижением объемов  государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превышают уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

Статья «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд.), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд.), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы» (+113 млрд.).

Согласно пояснительной записке  к бюджету, одной из самых весомых  подстатей расходов на «другие общегосударственные  вопросы» в 2010 году будет значительное увеличение бюджетных субсидий Государственной  корпорации по строительству олимпийских  объектов и развитию города Сочи как  горноклиматического курорта –  в сумме 102,0 млрд. руб.

Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и  межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы  на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически  неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для  финансирования вышеприведенных увеличившихся  расходов были значительно сокращены  расходы на национальную экономику (-500 млрд., или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному  фонду РФ), а также умеренно (в  пределах 4–9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Стоит отметить, что в номинальном  выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям  выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной»  особенности 2009 года, к эмоциональным  суждениям о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении  с текущим годом стоит относиться достаточно критично.

Условно утверждаемые расходы федерального бюджета (не распределяемые в 2010 году) предусматриваются на 2011 год в  сумме 234,7 млрд. рублей, или 2,5 % ВВП, на 2012 год - 484,1 млрд. рублей, или 5 % ВВП.

В 2010 году на государственную поддержку  отраслей экономики, социальной сферы, рынков   труда   и   социальное   обеспечение   населения   запланировано   направить   до 70,0 млрд. рублей; будет продолжена дополнительная капитализация банковского сектора путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции кредитных организаций (до 250,0 млрд. рублей); устанавливается индивидуальный подход к предоставлению бюджетных кредитов для сбалансированности бюджетов монопрофильных муниципальных образований (до 10,0 млрд. рублей); на три года продлевается срок рассрочки при реструктуризации задолженности по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса и организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (300,0 млрд. рублей).

Анализ структуры расходов федерального бюджета позволяет сделать вывод  о том, что в 2010 - 2012 годах существенных резервов сокращения бюджетных расходов практически нет. Значительную часть  расходов федерального бюджета необходимо будет направить на исполнение публичных  нормативных расходных обязательств, приоритетных национальных проектов, подготовку и проведение XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, форума «Азиатско-тихоокеанское  экономическое сотрудничество»  в г. Владивостоке и XXVII Всемирной  летней универсиады 2013 года в г. Казани, реализацию федеральных целевых  программ, обеспечение национальной обороны и деятельности государства, пенсионную реформу, обслуживание государственного долга.

Информация о работе Основные параметры и особенности федерального бюджета на 2010-2012 годы