Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:31, курсовая работа
Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Состав и содержание федерального бюджета……………………………..5
1.1 Экономическая сущность федерального бюджета…………………5
1.2 Классификация доходов федерального бюджета…………………..7
1.3 Классификация расходов федерального бюджета………………….9
2 Анализ основных параметров федерального бюджета на 2010-2012 гг..15
2.1 Анализ формирования федерального бюджета РФ по доходам за 2010-2012 гг.………………………………………………………………………19
2.2 Анализ формирования федерального бюджета РФ по расходам за 2010-2012 гг..……………………………………………………………………...24
3 Мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса на федеральном уровне………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………………………………....33
Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составит порядка 8%, а в процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис. 2).
Рисунок 2 – Доходы федерального бюджета (изменение в реальном выражении, %)
Нефтегазовые доходы федерального
бюджета существенно
Рисунок 3 – Нефтегазовые доходы федерального бюджета
Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.
Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая – с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья – с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.
Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП (табл. 1).
Таблица 1 – Структура доходов федерального бюджета за 2009-2012 гг.
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |||||
млрд. |
% к ВВП |
млрд. |
% к ВВП |
млрд. |
% к ВВП |
млрд. |
% к ВВП | |
Всего доходов |
6561,3 |
17,1 |
6636,2 |
15,7 |
7346,9 |
15,7 |
8097,4 |
15,5 |
В том числе: |
||||||||
Нефтегазовые доходы |
2545,8 |
6,6 |
2955,0 |
7,0 |
3245,2 |
6,9 |
3520,8 |
6,7 |
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) |
882,8 |
2,3 |
982,9 |
2,3 |
1088,0 |
2,3 |
1187,1 |
2,3 |
Таможенные пошлины |
1663,0 |
4,3 |
1972,1 |
4,7 |
2157,2 |
4,6 |
2333,7 |
4,4 |
Ненефтегазовые доходы |
4015,5 |
10,4 |
3681,2 |
8,7 |
4101,7 |
8,8 |
4576,6 |
8,8 |
НДС |
1943,7 |
5,1 |
2148,4 |
5,0 |
2430,4 |
5,2 |
2792,0 |
5,4 |
Налог на прибыль организаций |
172,8 |
0,4 |
191,5 |
0,5 |
192,4 |
0,4 |
200,3 |
0,4 |
ЕСН |
495,4 |
1,3 |
41,3 |
0,1 |
0 |
0 |
||
Акцизы |
105,8 |
0,3 |
145,1 |
0,3 |
182,7 |
0,4 |
233,9 |
0,4 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
11,1 |
0,0 |
10,7 |
0,0 |
11,2 |
0,0 |
11,8 |
0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
506,6 |
1,3 |
546,3 |
1,3 |
620,7 |
1,3 |
700,5 |
1,3 |
Особенностью формирования доходов федерального бюджета в 2010 - 2012 годах является замена единого социального налога на страховые взносы.
Учтенные в законопроекте
При этом структура доходных источников проекта федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов незначительно отличается от фактической структуры доходов федерального бюджета в 2008 году и от структуры, ожидаемой в 2009 году.
Таким образом, в 2010 - 2012 годах сохранится зависимость доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, нефтепродукты и газ природный (диаграмма 1).
Диаграмма 1 - Поступление доходов в федеральный бюджет в 2010 - 2012 годах
Основную долю доходов федерального бюджета в 2010 - 2012 годах по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС (31,4 %, 33,5 %, 35,4 % соответственно), вывозных таможенных пошлин (31,2 %, 30,4 %, 30 %), налога на добычу полезных ископаемых (15,5 %, 14,9 %, 14,3 %).
2.1 Анализ формирования федерального бюджета РФ по расходам за 2010-2012 гг.
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами на управление в бюджете государства, изменяется в разные периоды развития страны. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.
Объем расходов федерального бюджета
в 2012 году по сравнению с 2009 годом (сводная
бюджетная роспись с
Снижение общего объема расходов федерального бюджета в 2010 - 2011 годах составит соответственно 0,4 % и 5 %, на 2012 год предусматривается некоторое увеличение расходов на 3,1 % по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 2 – Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2009-2010 гг.
2009 год |
2010 год |
Изменение | ||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу | |||
в млрд. рублей |
в % | |||||
Расходы всего |
9 931,4 |
100,0 |
9 886,9 |
100,0 |
-44,5 |
-0,4 |
Общегосударственные вопросы, в том числе: |
959,3 |
9,7 |
1 186,7 |
12,0 |
227,4 |
23,7 |
без расходов на обслуживание государственного долга |
756,5 |
7,7 |
882,7 |
8,9 |
126,2 |
16,7 |
обслуживание государственного долга |
202,8 |
2,0 |
304,0 |
3,1 |
101,2 |
49,9 |
Национальная оборона |
1 211,9 |
12,2 |
1 253,2 |
12,7 |
41,3 |
3,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 006,3 |
10,1 |
1 062,4 |
10,8 |
56,1 |
5,6 |
Национальная экономика |
1 845,7 |
18,6 |
1 347,1 |
13,6 |
-498,6 |
-27,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
142,9 |
1,4 |
137,7 |
1,4 |
-5,2 |
-3,6 |
Охрана окружающей среды |
13,3 |
0,1 |
12,3 |
ОД |
-1,0 |
-8,1 |
Образование |
413,1 |
4,2 |
398,7 |
4,0 |
-14,4 |
-3,5 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
114,7 |
1,2 |
108,2 |
1,1 |
-6,5 |
-5,7 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
348,2 |
3,5 |
332,6 |
3,4 |
-15,6 |
-4,5 |
Социальная политика |
331,4 |
3,3 |
328,7 |
3,3 |
-2,7 |
-0,8 |
Межбюджетные трансферты, в том числе: |
3 544,6 |
35,7 |
3 719,3 |
37,6 |
174,7 |
4,9 |
бюджетам субъектов Российской Федерации |
1 474,2 |
14,9 |
1 123,0 |
11,3 |
-351,2 |
-23,8 |
бюджетам государственных внебюджетных фондов |
2 070,4 |
20,8 |
2 596,3 |
26,3 |
525,9 |
25,4 |
Как следует из таблицы, расходы
федерального бюджета включают такие
основные группы затрат, как государственная
поддержка отдельных видов
Если анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом на 2009 год, то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), национальная оборона (+3,4%), национальная безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты, а вернее их самая крупная составляющая – трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» - с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд. (или -27%).
Статья межбюджетных трансфертов
включает в себя различные выплаты
из федерального бюджета в помощь
бюджетам других уровней, а также
трем государственным фондам: пенсионному,
социального страхования и
Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 млрд., однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие – различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования – были уменьшены более чем на 400 млрд. руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.
Статья «Национальная
Статья «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд.), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд.), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы» (+113 млрд.).
Согласно пояснительной
Общая картина ясна: расходы бюджета-2010
незначительно отличаются от расходов-2009.
При этом в структуре бюджета-2010
значительно выросли показатели
общегосударственных расходов и
межбюджетных трансфертов (за счет увеличения
трансфертов пенсионному фонду)
Стоит отметить, что в номинальном
выражении относительно бюджета-2008
расходы бюджета-2010 по всем статьям
выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной»
особенности 2009 года, к эмоциональным
суждениям о снижении расходов на
те или иные статьи бюджета в сравнении
с текущим годом стоит
Условно утверждаемые расходы федерального бюджета (не распределяемые в 2010 году) предусматриваются на 2011 год в сумме 234,7 млрд. рублей, или 2,5 % ВВП, на 2012 год - 484,1 млрд. рублей, или 5 % ВВП.
В 2010 году на государственную поддержку отраслей экономики, социальной сферы, рынков труда и социальное обеспечение населения запланировано направить до 70,0 млрд. рублей; будет продолжена дополнительная капитализация банковского сектора путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции кредитных организаций (до 250,0 млрд. рублей); устанавливается индивидуальный подход к предоставлению бюджетных кредитов для сбалансированности бюджетов монопрофильных муниципальных образований (до 10,0 млрд. рублей); на три года продлевается срок рассрочки при реструктуризации задолженности по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса и организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (300,0 млрд. рублей).
Анализ структуры расходов федерального
бюджета позволяет сделать
Информация о работе Основные параметры и особенности федерального бюджета на 2010-2012 годы