Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики в современных условиях. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы.
Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно рассмотрение:
- Форм и принципов бюджетного финансирования;
- Расходов бюджета и их классификация;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования……………….
1.1. Бюджетное финансирование, его принципы и формы………………….
1.2. Расходы бюджета и их классификация…………………………………..
Глава 2. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ в современных условиях ....…………………………
2.1 Финансирование важнейших отраслей экономики и непроизводственной сферы…………………………………………………...
2.1.1 Финансирование важнейших отраслей экономики……………………
2.1.2 Финансирование социальной политики………………………………..
2.1.3 Финансирование образования, здравоохранения и спорта……………
2.1.2 Финансирование культуры, искусства, науки и охраны окружающей среды……………………………………………………………………………
2.2 Финансирование ЖКХ и национальной обороны………………………
2.3 Финансирование управления……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая - бюдж финансирование в совр условиях2.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

    В 2009-2011 гг. продолжается реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", направленного на повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего, в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета на его реализацию (включая межбюджетные трансферты) составляют в 2009-2011 годах 286,2 млрд. руб.

    В рамках указанного проекта продолжится  финансовое обеспечение таких направлений, как оказание высокотехнологичной медицинской помощи, профилактика, выявления и лечение инфицированных вирусом гепатита В, С и иммунопрофилактика, денежные выплаты врачам и медицинским сестрам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в федеральных учреждениях здравоохранения ведомственного подчинения, выполняющих государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи при условии размещения в них муниципального заказа, денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам "Скорой медицинской помощи", учреждений здравоохранения, находящихся в ведении ФМБА России, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам "Скорой медицинской помощи", проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и совершенствование медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями, мероприятия по развитию крови, оснащение федеральных медицинских учреждений современным высокотехнологичным медицинским оборудованием, обследование новорожденных детей.

    Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития является воспитание здорового молодого поколения граждан России посредством привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом. В этих целях запланированы дополнительные ассигнования федерального бюджета в 2009-2011 гг. в размере 4,5 млрд. руб. на реализацию федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг. ". Кроме того, в рамках подготовки к XXII Зимним Олимпийским и XI Параолимпийским играм в 2014 году предусмотрены бюджетные ассигнования на комплекс мероприятий по подготовке спортсменов по зимним видам спорта в объеме  по 3,8 млрд. рублей в 2010 и в 2011 году11. 

2.1.2 Финансирование культуры, искусства, науки и охраны окружающей среды

 
 

    В целях поддержания и роста  культурного уровня общества государство  выделяет из бюджета финансовые ресурсы. В России в соответствии с Законом  РФ от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства РФ о культуре" объем средств, направляемых на культуру, должен быть не менее 2% расходов федерального и 6% территориальных бюджетов.

    Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства являются территориальные  бюджеты. Их доля в консолидированном  бюджете России превышает 77%. При  этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных - 32%. Такое распределение средств обусловлено тем, что за счет местных бюджетов финансируются самые массовые учреждения культуры (общедоступные библиотеки, музеи, дворцы, дома культуры и клубы). За счет региональных бюджетов финансируются объекты республиканского областного значения (крупные библиотеки, театры, организации, памятники истории и культуры). Если бюджетное финансирование музеев, библиотек, дворцов культуры осуществляется по полному перечню статей расходов, то для театров, концертных организаций, цирков, организаций, кинематографии бюджетные ассигнования выделяются главным образом в виде субсидий и средств на капитальный ремонт. В виде бюджетных субсидий оказывается также поддержка средствам массовой информации (телерадиовещанию, периодической печати, издательствам).

    Одним из важнейших аспектов сохранения и  развития человеческого капитала является расширение возможностей духовного  развития, удовлетворение потребности  в досуге и творчестве, обеспечение доступа к культурному наследию. Доля федерального бюджета в финансировании данного направления расходов в 2009 году 29,3% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации". Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на культуру, кинематографию, средства массовой информации, в 2009 году 108,3 млрд. рублей, что на 15,6% больше по сравнению с текущим годом, на 2010 год - 93,7 млрд. рублей, в 2011 году - 87,3 млрд. рублей. Указанные ассигнования обеспечат реализацию принятых и предлагаемых решений по развитию культурного потенциала, включая доведение объема финансирования Мариинского театра до уровня расходов по текущему содержанию Большого театра России, вещание общероссийских телерадиоканалов в малонаселенных пунктах, увеличение количества премий и грантов Правительства Российской Федерации в области культуры, реализацию программы внедрения новых инфокоммуникационных технологий в сфере СМИ, содержание нового федерального государственного учреждения "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина" и новых площадей учреждений культуры, сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, реставрацию памятников истории и культуры, находящихся федеральной собственности и проведение других значимых общероссийских и международных мероприятий. При этом снижение объемов ассигнований в 2010-2011 годах обусловлено планируемым уменьшением объемов кредитов, полученных от международных финансовых организаций в рамках Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, выделением более значительных дополнительных ассигнований на очередной год и переносом плановых ассигнований на текущий год в связи с приближением сроков ввода важнейших объектов культуры, в частности, Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

    Финансирование  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ (НИОКР) за счет средств бюджета  остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Для более эффективного использования бюджетных средств приоритетное финансирование расходов на науку предусмотрено через федеральные целевые программы, например таких, как:

- исследование и использование космического пространства;

- глобальная навигационная система ГЛОНАС;

- геологическое изучение недр.

    Так, предусматривается финансирование выполнения НИОКР для реализации Федеральных программ "Модернизация транспортной системы России", "Безопасность и развитие атомной энергетики", "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса".

    Бюджетные ассигнования на научные исследования и опытно-конструкторские разработки на 2010 год планируются в размере - 212,3 млрд. рублей, в 2011 году - 246,9 млрд. рублей, что превышает уровень 2009 года соответственно на 31,8%, 66,9% и 94,1 процента. В 2009 году в 1,26 раза возрасли ассигнования на реализацию Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы, в 2011 году их объем превысит уровень 2008 года в 1,6 раза.

    В рамках проектируемых бюджетных  ассигнований на науку гражданского назначения на 2009-2010 годы более 33% составят расходы на реализацию федеральных  целевых программ, к 2011 году их доля которые к 2011 году составят около 38 процентов. Наиболее крупными федеральными целевыми программами являются: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы", "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы", "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы"12.

    Расходы на финансирование мероприятий по улучшению окружающей среды осуществляются по следующим направлениям:

- финансирование расходов организаций, обеспечивающих меры государственного контроля;

- финансирование федеральных целевых программ;

- организация содержания заповедников и национальных парков;

- мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений;

- изучение изменений климата и прогнозирования погодных условий;

- мероприятия по борьбе с лесными пожарами. 

2.2 Финансирование ЖКХ и национальной  обороны

 
 

    Являясь важной частью народного хозяйства  страны, ЖКХ требует выделения  на свое содержание и развитие значительного  объема финансовых ресурсов. Отрасль  имеет двусторонние отношения с  бюджетом, которое складывается в  пользу отрасли. Она получает средства из бюджета больше, чем вносит в него.

    Все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются  из территориальных бюджетов. Доля этих затрат в общем объеме расходов региональных бюджетов составляет 5%, в  местных - 19%.

    Роль  бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ различна. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций. Главный источник финансирования коммунальных предприятий - территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятиям из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 72%, на региональные бюджеты - 28%. Бюджетные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций:

- на покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению услуги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги);

- на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство, городской пассажирский транспорт, дорога и др.);

- на оплату произведенных работ и оказанных в населенных местах услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

    Услуги  жилищно-коммунального хозяйства  являются одним из элементов жизненных  средств. Если повысить тарифы на эти  услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т.е. всех работников, на воспроизводство  рабочей силы. Увеличившаяся сумма их затрат должна быть покрыта за счет роста доходов населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов - бюджета в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению. В практике применяются оба способа. Дотации из бюджета практически даются населению.

    Выделение дотаций жилищно-коммунальному хозяйству  следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям затрат живого и овеществленного труда, а работникам - затрат на воспроизводство рабочей силы. С развитием в городах многоэтажного и крупнопанельного строительства расходы на содержание жилищного фонда будут возрастать. Дальнейшее развитие жилищного строительства, улучшение инженерного оборудования жилых и общественных зданий, повышение уровня благоустройства городов, развитие промышленности и рост ее водопотребления вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных предприятий. Это будет важным фактором роста и валовых доходов.

    В будущем объем потребляемой воды будет постоянно увеличиваться  и в перспективе возрастет  в 2,5 раза. С ростом водопотребления  связано повышение мощностей  канализационных предприятий. Предполагается, что объем сточных вод в ближайшей перспективе увеличится в 2,5 раза, а на более далекую перспективу - в 5-10 раз. Такой рост обусловлен развитием городов и современных отраслей промышленности с повышенной водоёмкостью производства. Все это повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут бюджетные средства. Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных работ требуют повышения уровня технической оснащенности отрасли, квалификации ее работников. Все это связано с ростом капитальных вложений, амортизационных отчислений, заработной платы и т.д. Естественно, это ведет к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям13.

    При объективном влиянии удорожающих  факторов особо важное значение приобретают активизация разработки и осуществления мероприятий, содействующих снижению себестоимости воды. На развитие водопроводно-канализационного хозяйства необходим значительный объем капиталовложений. В структуре основных фондов доля активной части весьма незначительна, 96% занимают фонды долговременных сооружений с длительным сроком эксплуатации.

    Повышение рентабельности домохозяйств связано  с укреплением коммерческого  расчета. Для этого требуется  создание определенных условий, в том числе увеличение источников доходов, позволяющих покрывать все эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации дотаций как источника покрытая эксплуатационных расходов улучшится финансовая деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию средств и к максимальному выявлению резервов доходов.

Информация о работе Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ в современных условиях