Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:11, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики в современных условиях. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы.
Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно рассмотрение:
- Форм и принципов бюджетного финансирования;
- Расходов бюджета и их классификация;
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования……………….
1.1. Бюджетное финансирование, его принципы и формы………………….
1.2. Расходы бюджета и их классификация…………………………………..
Глава 2. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ в современных условиях ....…………………………
2.1 Финансирование важнейших отраслей экономики и непроизводственной сферы…………………………………………………...
2.1.1 Финансирование важнейших отраслей экономики……………………
2.1.2 Финансирование социальной политики………………………………..
2.1.3 Финансирование образования, здравоохранения и спорта……………
2.1.2 Финансирование культуры, искусства, науки и охраны окружающей среды……………………………………………………………………………
2.2 Финансирование ЖКХ и национальной обороны………………………
2.3 Финансирование управления……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования………………. |
4 |
1.1. Бюджетное финансирование, его принципы и формы…………………. |
4 |
1.2. Расходы бюджета и их классификация………………………………….. |
11 |
Глава 2. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ в современных условиях ....………………………… |
15 |
2.1 Финансирование важнейших отраслей экономики и непроизводственной сферы…………………………………………………... |
15 |
2.1.1 Финансирование важнейших отраслей экономики…………………… |
15 |
2.1.2 Финансирование социальной политики……………………………….. |
17 |
2.1.3 Финансирование образования, здравоохранения и спорта…………… |
21 |
2.1.2
Финансирование культуры, искусства, науки
и охраны окружающей среды………………………………………………………………… |
26 |
2.2 Финансирование ЖКХ и национальной обороны……………………… |
30 |
2.3 Финансирование управления…………………………………………….. |
36 |
Заключение…………………………………………………… |
40 |
Список используемой литературы………………………………………….. | 42 |
ВВЕДЕНИЕ
Тема бюджетного финансирования всегда актуальна и значима для каждого государства. Любая страна сталкивается с проблемой правильного, рационального распределения своих денежных ресурсов в различные сферы народного хозяйства, и в первую очередь те отрасли народного хозяйства, которые требуют на данном этапе первоочередного развития.
Федеративное устройство российского государства ставит руководство страны перед необходимостью приведения всех объектов государственного управления в соответствие с общепринятыми принципами его функционирования. Это относится и к бюджетной системе страны. Вопрос совершенствования системы бюджетного финансирования всех уровней является неотъемлемой частью общей стратегии развития России.
Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики в современных условиях. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы.
Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно рассмотрение:
- Форм и принципов бюджетного финансирования;
- Расходов бюджета и их классификация;
- Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ.
Предметом исследования в курсовой работе являются бюджетные отношения, а объектом исследования является бюджетное финансирование.
Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования - системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.
Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:
- получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально - экономического развития страны, а с другой, - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
- целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
- бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет;
- бесплатность бюджетных ассигнований: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких - либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.
Существуют два канала финансового обеспечения - ведомственно-корпоративный и территориальный1.
Ведомственно-
В
соответствии с территориальным
принципом средства на социально-бытовую
инфраструктуру выделяются территориальным
органам власти для развития административно-
В широком смысле расходы бюджетных средств есть система распределения имеющихся в распоряжении государства доходов этого государства. Такое предоставление бюджетных средств может осуществляться только строго юридически установленным способом:
- в виде ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
- в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам (в рамках поставок для государственных или муниципальных нужд);
- в виде различных по своим целям трансфертов, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами предоставленных органами местного самоуправления;
- в виде ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, предоставляемых на другие уровни власти;
- в виде ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов и уменьшению бюджетных доходов;
- в виде бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств;
- в виде субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
- в виде инвестиций в уставной капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
- в виде бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
- в виде кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований; реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
- осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
- в виде кредитов иностранным государствам;
- ценных бумаг.
Рассмотрим некоторые формы бюджетного финансирования подробнее.
Трансферты - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению - пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетные ассигнования - это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Они могут предоставляться на:
- содержание бюджетных учреждений;
- оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям, допускается:
- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- из бюджетов субъектов Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Федерации о бюджете на очередной финансовый год;
- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами органов местного самоуправления.
Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской.
Более подробно определим роль государства как кредитора, заемщика и гаранта.
Государственный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим и физическим лицам на возвратной и возмездной основах2.
Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений, между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой.