Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:11, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики в современных условиях. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы.
Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно рассмотрение:
- Форм и принципов бюджетного финансирования;
- Расходов бюджета и их классификация;
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования……………….
1.1. Бюджетное финансирование, его принципы и формы………………….
1.2. Расходы бюджета и их классификация…………………………………..
Глава 2. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ в современных условиях ....…………………………
2.1 Финансирование важнейших отраслей экономики и непроизводственной сферы…………………………………………………...
2.1.1 Финансирование важнейших отраслей экономики……………………
2.1.2 Финансирование социальной политики………………………………..
2.1.3 Финансирование образования, здравоохранения и спорта……………
2.1.2 Финансирование культуры, искусства, науки и охраны окружающей среды……………………………………………………………………………
2.2 Финансирование ЖКХ и национальной обороны………………………
2.3 Финансирование управления……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………..
Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и несет признаки как тех, так и других.
Государственное заимствования РФ определяют как займы и кредит, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. В результате заемной деятельности образуется государственный долг. Для покрытия бюджетного дефицита РФ длительный период времени была вынуждена привлекать заемные средства.
В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, БК РФ делит их на две группы - внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов.
Государственные внутренние заимствования РФ - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ3.
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Государственные внешние заимствования - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте4.
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантом.
Государственные или муниципальные гарантии - это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу, которого соответственно Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор); сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные гарантии традиционно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влечет за собой рост расходов бюджетных средств5.
Расходы
бюджета представляют собой затраты,
возникающие в связи с
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.
В
первую очередь применяется
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете расходов и доходов.
Капитальные
расходы бюджета - эти денежные затраты
государства, связанные с финансированием
инновационной и инвестиционной
деятельности. Они включают: расходы,
предназначенные для
Ведомственная
классификация позволяет
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода
главного распорядителя
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода
классификации операций
Перечень
главных распорядителей средств
федерального бюджета, бюджета субъекта
РФ, бюджетов государственных внебюджетных
фондов, местного бюджета устанавливается
законом о соответствующем
Едиными
для бюджетов бюджетной системы
РФ разделами классификации
1) общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная
безопасность и
4) национальная экономика;
5) жилищно-коммунальное хозяйство;
6) охрана окружающей среды;
7) образование;
8) культура, кинематография, средства массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт;
10) социальная политика;
11) межбюджетные трансферты;
Перечень
и коды целевых статей и видов
расходов бюджета либо в утверждаются
в составе ведомственной
Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе, обособленной функции деятельности органов государственной власти, проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные в соответствии с настоящим Кодексом критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и видов расходов соответствующего бюджета7.
Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов РФ.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов8.
Таким
образом, через бюджет государство
образует и использует общегосударственный
централизованный фонд денежных средств,
и именно через него государство организует
перераспределение общественного продукта
для удовлетворения общегосударственных
потребностей. Расходы бюджета осуществляются
с помощью бюджетного финансирования
- системы предоставления денежных средств
предприятиям, организациям и учреждениям
на проведение мероприятий, предусмотренных
бюджетом.
Бюджетные ассигнования в условиях рыночной экономики призваны обеспечить решение крупных и важных государственных задач, к основным из которых следует отнести следующие:
- финансирование приоритетных направлений, связанных с развитием высоких технологий и производством конкурентно способной продукции в области авиастроения, энергомашиностроения, включая атомную промышленность;
- поддержка научно-технического уровня военно-промышленного комплекса и совершенствования технологий двойного назначения;
- поддержка реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
- концентрация инвестиционных ресурсов на объектах с высокой степенью готовности в сфере незавершенного строительства;
- оказание поддержки агропромышленному комплексу для обеспечения преодоления спада и создание рыночных механизмов в сельском хозяйстве;
- создание условий для развития производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
Для решения этих задач органы государственной власти имеют возможность использовать различные формы поддержки. Прежде всего, это прямое финансирование государственной собственности - инвестиции в государственные унитарные и казенные предприятия. Такая форма поддержки не требует принятия дополнительных мер, связанных с оформлением прав собственности, поскольку деньги вкладываются в государственный сектор.
Долевое участие в финансировании инвестиционных проектов негосударственного сектора предполагает обязательное оформление доли государственной собственности во вновь создаваемом или модернизируемом предприятии. Инвестиционные кредиты из бюджета на финансирование инвестиционных проектов выделяются, как и банковские кредиты, на возвратной и возмездной основе. Привлекательность таких кредитов связана с более низкими ставками, поскольку государство имеет возможность получать в последующем налоговые платежи и компенсировать потери из-за низких ставок.
Применение отдельных форм поддержки или их сочетание позволяет государству оказывать существенную поддержку экономики страны или отдельных отраслей. В условиях рыночной экономики сфера материального производства призвана быть самодостаточной. Это в первую очередь относится к промышленности и энергетике. Что касается строительства, то данная отрасль требует капитальных затрат, результаты от которых будут проявляться после введения объекта в строй. Причем результаты могут быть разными. Если строится предприятие, то в последующем оно поступлением налогов компенсирует вложенные средства, а если учреждение, то его последующее содержание потребует выделения средств и в дальнейшем. Один из важнейших секторов экономики - агропромышленный комплекс (АПК) как жизнеобеспечивающий - имеет специфические особенности, которые обусловливают необходимость его государственной поддержки и регулирования.
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на национальную экономику в 2009 году составил 1 024,0 млрд. рублей с увеличением по сравнению с 2008 годом в 1,3 раза, в 2010 году -1 175,3 млрд. рублей, в 2011 году - 1 392,4 млрд. рублей. В целях подготовки к проведению Олимпийских игр 2014 года будут предусмотрены ассигнования на имущественный взнос в государственную корпорацию "Олимпстрой" в объеме 65 млрд. руб.