Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики в современных условиях. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы.
Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно рассмотрение:
- Форм и принципов бюджетного финансирования;
- Расходов бюджета и их классификация;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования……………….
1.1. Бюджетное финансирование, его принципы и формы………………….
1.2. Расходы бюджета и их классификация…………………………………..
Глава 2. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ в современных условиях ....…………………………
2.1 Финансирование важнейших отраслей экономики и непроизводственной сферы…………………………………………………...
2.1.1 Финансирование важнейших отраслей экономики……………………
2.1.2 Финансирование социальной политики………………………………..
2.1.3 Финансирование образования, здравоохранения и спорта……………
2.1.2 Финансирование культуры, искусства, науки и охраны окружающей среды……………………………………………………………………………
2.2 Финансирование ЖКХ и национальной обороны………………………
2.3 Финансирование управления……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая - бюдж финансирование в совр условиях2.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

    Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и несет признаки как тех, так и других.

    Государственное заимствования РФ определяют как  займы и кредит, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. В результате заемной деятельности образуется государственный долг. Для покрытия бюджетного дефицита РФ длительный период времени была вынуждена привлекать заемные средства.

    В зависимости от валюты, в которой  выпускаются займы, БК РФ делит их на две группы - внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями  размещения, составом кредиторов.

    Государственные внутренние заимствования РФ - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ3.

    Кредиторами по внутренним займам преимущественно  выступают физические и юридические  лица, являющиеся резидентами государства, хотя определенная их часть может  приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

    Государственные внешние заимствования - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте4.

    В тех случаях, когда государство  берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими  заемщиками, оно является гарантом.

    Государственные или муниципальные гарантии - это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу, которого соответственно Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

    В отличие от двух первых видов кредитных  отношений (заемщик, кредитор); сразу  же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные гарантии традиционно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влечет за собой рост расходов бюджетных средств5.

1.2. Расходы бюджета и их классификация

 
 

    Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические  отношения, на основе которых происходит процесс использования средств  централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

    Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам.

    В первую очередь применяется экономическая  классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

    Текущие расходы представляют собой часть  расходов бюджета, обеспечивающих текущее  функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете расходов и доходов.

    Капитальные расходы бюджета - эти денежные затраты  государства, связанные с финансированием  инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций, в действующие и вновь создаваемые  юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

    Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или  юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования6.

    Код классификации расходов бюджетов состоит  из:

1) кода  главного распорядителя бюджетных  средств; 

2) кода  раздела, подраздела, целевой статьи  и вида расходов;

3) кода  классификации операций сектора  государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

    Перечень  главных распорядителей средств  федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается  законом о соответствующем бюджете  в составе ведомственной структуры.

    Едиными для бюджетов бюджетной системы  РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные  вопросы; 

2) национальная  оборона; 

3) национальная  безопасность и правоохранительная  деятельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное  хозяйство; 

6) охрана  окружающей среды; 

7) образование; 

8) культура, кинематография, средства массовой  информации;

9) здравоохранение,  физическая культура и спорт; 

10) социальная  политика;

11) межбюджетные  трансферты;

    Перечень  и коды целевых статей и видов  расходов бюджета либо в утверждаются в составе ведомственной структуры  расходов законом о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

    Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

    Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе, обособленной функции деятельности органов государственной власти, проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные в соответствии с настоящим Кодексом критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и видов расходов соответствующего бюджета7.

    Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов РФ.

    Перечень  и коды целевых статей и видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.

    Перечень  и коды целевых статей и видов  расходов федерального бюджета в  части, касающейся финансового обеспечения  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, в которых  законодательством РФ предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов8.

    Таким образом, через бюджет государство  образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей. Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования - системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РФ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1 Финансирование важнейших отраслей экономики и непроизводственной сферы

2.1.1 Финансирование важнейших отраслей  экономики

 
 

    Бюджетные ассигнования в условиях рыночной экономики  призваны обеспечить решение крупных  и важных государственных задач, к основным из которых следует отнести следующие:

- финансирование приоритетных направлений, связанных с развитием высоких технологий и производством конкурентно способной продукции в области авиастроения, энергомашиностроения, включая атомную промышленность;

- поддержка научно-технического уровня военно-промышленного комплекса и совершенствования технологий двойного назначения;

- поддержка реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;

- концентрация инвестиционных ресурсов на объектах с высокой степенью готовности в сфере незавершенного строительства;

- оказание поддержки агропромышленному комплексу для обеспечения преодоления спада и создание рыночных механизмов в сельском хозяйстве;

- создание условий для развития производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

    Для решения этих задач органы государственной  власти имеют возможность использовать различные формы поддержки. Прежде всего, это прямое финансирование государственной  собственности - инвестиции в государственные  унитарные и казенные предприятия. Такая форма поддержки не требует принятия дополнительных мер, связанных с оформлением прав собственности, поскольку деньги вкладываются в государственный сектор.

    Долевое участие в финансировании инвестиционных проектов негосударственного сектора  предполагает обязательное оформление доли государственной собственности во вновь создаваемом или модернизируемом предприятии. Инвестиционные кредиты из бюджета на финансирование инвестиционных проектов выделяются, как и банковские кредиты, на возвратной и возмездной основе. Привлекательность таких кредитов связана с более низкими ставками, поскольку государство имеет возможность получать в последующем налоговые платежи и компенсировать потери из-за низких ставок.

    Применение  отдельных форм поддержки или  их сочетание позволяет государству оказывать существенную поддержку экономики страны или отдельных отраслей. В условиях рыночной экономики сфера материального производства призвана быть самодостаточной. Это в первую очередь относится к промышленности и энергетике. Что касается строительства, то данная отрасль требует капитальных затрат, результаты от которых будут проявляться после введения объекта в строй. Причем результаты могут быть разными. Если строится предприятие, то в последующем оно поступлением налогов компенсирует вложенные средства, а если учреждение, то его последующее содержание потребует выделения средств и в дальнейшем. Один из важнейших секторов экономики - агропромышленный комплекс (АПК) как жизнеобеспечивающий - имеет специфические особенности, которые обусловливают необходимость его государственной поддержки и регулирования.

    Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на национальную экономику  в 2009 году составил 1 024,0 млрд. рублей с увеличением по сравнению с 2008 годом в 1,3 раза, в 2010 году -1 175,3 млрд. рублей, в 2011 году - 1 392,4 млрд. рублей. В целях подготовки к проведению Олимпийских игр 2014 года будут предусмотрены ассигнования на имущественный взнос в государственную корпорацию "Олимпстрой" в объеме 65 млрд. руб.

Информация о работе Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ в современных условиях