Организация финансовой работы и задачи финансовых служб предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение организации финансов на предприятиях и их рационального использования.
В целях исследования данной темы были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность финансов организации;
проанализировать принципы организации финансов предприятия;
рассмотреть источники формирования и распределения финансовых ресурсов и факторы, влияющие на их величину;
показать сущность финансовых служб предприятия, варианты их организации, особенности функционирования;
проанализировать основные цели и задачи финансовых служб предприятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть…………………………………………………………….5
Глава 1. Принципы организации финансов предприятий в рыночных
условиях…………………………………………………………………………...5
Сущность и функции финансов предприятия……………………………5
Принципы организации финансов предприятия…………………………8
Структура системы управления финансами предприятий……………..15
Глава 2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределения………………………………………………….18
2.1. Источники формирования и распределения финансовых ресурсов предприятий……………………………………………………………………...18
2.2. Факторы, влияющие на величину финансовых ресурсов………………...20
Глава 3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб предприятий……………………………………………………………………...27
3.1. Организация финансовых служб на предприятиях……………………….27
3.2. Основные цели и задачи финансовых служб предприятий………………28
II. Расчетная часть……………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….63
Список литературы……………………….……………………………………...65

Работа содержит 1 файл

курсовая работа+.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

       При этом учитывается ускоренная амортизация  активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством более высоких нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов.

       Таким образом, прибыль предприятия формируется  под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.

       Важнейшим из них является величина валовых  расходов. Количественно в структуре  цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

       Оценка  вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе  в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

       Факторный анализ – анализ влияния отдельных  факторов на результативный показатель с помощью детерминированных  или стохастических приемов (рис. 4).

       В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:

       1. Обеспечение роста объема производства  продукции на основе технического  его обновления и повышения  эффективности производства.

       2. Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.

       3. Изменение структуры производимой  и продаваемой продукции за  счет увеличения доли более  рентабельной.

       4. Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.

       5. Установление реальной зависимости  уровня цен от качества производимой  продукции, ее конкурентоспособности,  спроса и предложения аналогичной  продукции другими производителями.

       6. Увеличение прибыли от прочей  деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т.д.). 

 

       Рис. 4. Схема факторного анализа прибыли 
 
 
 

    Глава 3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб предприятий 
     

    3.1. Организация финансовых  служб на предприятиях 

       Современную экономику России отличает появление огромного числа коммерческих организаций различных форм собственности и характера деятельности, рост и усложнение хозяйственных связей, что в свою очередь приводит к значительному увеличению объема финансовой работы. Одновременно это влечет за собой существенное изменение роли и содержания финансовой работы конкретной коммерческой организации. Недооценка этого фактора может привести к потере финансовой устойчивости и наступлению банкротства предприятия.

       Организация (предприятие) (франц. organisation, от лат. Organiso – придаю стройный вид) — это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, оказывающий услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, цель которой — обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала. [2.6]

       Для осуществления финансовой работы хозяйствующий  субъект создает специальную финансовую службу. Вся деятельность финансовой службы подчинена обеспечению финансовой стабильности и созданию устойчивых предпосылок для экономического роста организации и получения ею прибыли.

       Основное  содержание финансовой работы заключается:

    • в обеспечении финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности организации и эффективном использовании их для реализации поставленных целей;
    • в организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами;
    • в сохранении и рациональном использовании основного и оборотного капитала;
    • в обеспечении своевременности платежей по обязательствам предприятия в бюджет, банки, поставщикам и работникам.

       Иными словами, сущность финансовой работы состоит  в обеспечении кругооборота основного  и оборотного капитала и поддержании  финансовых отношений, сопутствующих коммерческой деятельности. 
 

    3.2. Основные цели и задачи финансовых служб предприятий 

       Финансовая  служба организации должна:

    • подготавливать финансовые документы быстро, по содержанию качественно и в объеме, необходимом для принятия руководством предприятия эффективных управленческих решений;
    • координировать и направлять деятельность всех подразделений для достижений главной цели предприятия;
    • нести ответственность за качественное составление финансовых планов хозяйствующего субъекта;
    • стать службой, без которой невозможно нормальное функционирование предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

       К важнейшим направлениям деятельности финансовой службы коммерческой организации относятся: финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

       Финансовое  планирование занимает важное место  в организации финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. В ходе финансового планирования каждая организация всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования.

       Финансовое  планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах хозяйствующего субъекта, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности.

       В области планирования финансовая служба обеспечивает выполнение следующих задач:

    • разработка проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами;
    • определение потребности в собственном оборотном капитале;
    • выявление источников финансирования хозяйственной деятельности;
    • разработка плана капитальных вложений с необходимыми расчетами;
    • участие в разработке бизнес-плана;
    • составление кассовых планов, предоставляемых в учреждения банка;
    • участие в составление планов реализации продукции в денежном выражении и определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам и показателей рентабельности.

       В области оперативной работы финансовая служба решает многочисленные задачи, основные из которых:

    • обеспечение в установленные сроки платежей в бюджет и внебюджетные фонды, выплат процентов по краткосрочным и долгосрочным ссудам банков, выдачи заработной платы работникам и других кассовых операций, оплаты счетов поставщиков за отгруженные товарно-материальные ценности, услуги и работу;
    • обеспечение финансирования затрат производственного плана;
    • оформление кредитов в соответствии с договорами;
    • ведение ежедневного оперативного учета: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана;
    • составление сведений о поступлении средств и справок о ходе выполнения показателей финансового плана и финансового состояния.

       Большое значение в коммерческой организации  должно уделяться контрольно-аналитической  работе, так как ее эффективность во многом определяет финансовый результат деятельности предприятия. Финансовые службы осуществляют постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, планов по прибыли и рентабельности, следят за использованием по назначению собственного и заемного капиталов, за целевым использованием банковского кредита. В осуществлении контрольно-аналитической работы финансовой службе большую помощь оказывает бухгалтерия, совместно с которой проверяется правильность составления смет, расчет окупаемости капитальных вложений, анализируются все виды отчетности, контролируется соблюдение финансовой и плановой дисциплины.

       Финансовая  служба тесно связана с другими службами организации. Так, в результате тесных контактов с бухгалтерией финансовой службе предоставляются планы продаж и производства, списки кредиторов и дебиторов, документы по выплате заработной платы работникам и др. В свою очередь, финансовая служба знакомит бухгалтерию с финансовыми планами и аналитическими отчетами об их выполнении.

       От  отдела маркетинга финансовая служба получает планы по сбыту продукции для планирования доходов и составления оперативных финансовых планов, смету расходов на обеспечение денежными средствами системы ФОССТИС. Для проведения успешной маркетинговой кампании финансовая служба утверждает систему уступок в цене контракта, анализирует сбытовые и маркетинговые издержки, создавая, таким образом, условия для заключения крупных сделок.

       С развитием рыночных отношений, основанных на многообразии форм собственности  и нравах коммерческой организации  на полную хозяйственную самостоятельность и выхода на внешние рынки, перед финансовой службой ставится качественно новая задача – организация эффективного управления финансовыми ресурсами методами, адекватными рыночной экономике.

       Таким образом, в рыночных условиях финансовая работа приобретает качественно новое содержание, что связано с изменением форм собственности и самостоятельностью предприятий.

       Важнейшими  задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед  бюджетом, банками, поставщиками, работниками предприятий, организация расчетов и контроль за использованием средств, но и организация системы эффективного управления финансами и финансовой деятельностью.

       Такая постановка задачи может успешно решаться лишь в рамках финансового менеджмента, являющегося ключевой подсистемой общей системы управления организацией.

       Финансовый  менеджмент представляет собой систему  управления финансами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, способствующих реализации его стратегических, тактических и текущих целей.

       Эффективное осуществление финансового менеджмента  требует реализации стратегии и тактики управления. Под стратегией финансового менеджмента понимается общее направление и способ использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели, чему соответствует определенный набор правил и ограничений. Благодаря разработанной стратегии, предприятие концентрирует свои усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой цели, отбрасывая все другие пути развития. После достижения поставленной цели, данная стратегия заменяется новой, соответствующей новым целям развития предприятия.

       Тактика финансового менеджмента включает набор специальных методов и  приемов для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Важнейшая  тактическая задача финансовой службы — выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

       Конкретная  структура финансовой службы во многом зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, численности персонала, вида деятельности и задач, поставленных руководством.

       На  некоторых предприятиях малого бизнеса  с нерегулярным и небольшим объемом продаж, а также малочисленным персоналом отсутствует глубокое разделение управленческих функций и финансовый менеджмент осуществляет сам руководитель фирмы с помощью бухгалтера.

       На  большинстве же российских предприятий  малого бизнеса финансовая служба растворена внутри других служб. Чаще всего обязанности финансового менеджера совмещает главный бухгалтер.

Информация о работе Организация финансовой работы и задачи финансовых служб предприятий