Организация финансовой работы и задачи финансовых служб предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение организации финансов на предприятиях и их рационального использования.
В целях исследования данной темы были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность финансов организации;
проанализировать принципы организации финансов предприятия;
рассмотреть источники формирования и распределения финансовых ресурсов и факторы, влияющие на их величину;
показать сущность финансовых служб предприятия, варианты их организации, особенности функционирования;
проанализировать основные цели и задачи финансовых служб предприятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть…………………………………………………………….5
Глава 1. Принципы организации финансов предприятий в рыночных
условиях…………………………………………………………………………...5
Сущность и функции финансов предприятия……………………………5
Принципы организации финансов предприятия…………………………8
Структура системы управления финансами предприятий……………..15
Глава 2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределения………………………………………………….18
2.1. Источники формирования и распределения финансовых ресурсов предприятий……………………………………………………………………...18
2.2. Факторы, влияющие на величину финансовых ресурсов………………...20
Глава 3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб предприятий……………………………………………………………………...27
3.1. Организация финансовых служб на предприятиях……………………….27
3.2. Основные цели и задачи финансовых служб предприятий………………28
II. Расчетная часть……………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….63
Список литературы……………………….……………………………………...65

Работа содержит 1 файл

курсовая работа+.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

       Информационное  обеспечение – необходимое условие  нормального производственного  и управленческого процесса. Своевременное  получение достаточной и достоверной  информации помогает построить процесс управления на современном профессиональном уровне. Внутренняя информация формируется в системе бухгалтерского, финансового и управленческого учета в автоматизированных системах управления. Внешнюю информацию о фондовых рынках, ценах, ставках процентов, налогов предприятия получают посредством систем связи и различных информационных агентств. Информация используется в финансовом планировании и прогнозировании. Качество информации непосредственно влияет на результативность управления денежными потоками, финансовую устойчивость предприятия, его конкурентоспособность, формирование финансовых ресурсов.

       Государственное регулирование финансов организации  в условиях рыночной экономики достаточно ограничено. Государство не имеет  право вмешиваться в оперативную деятельность компаний, осуществлять руководство денежными потоками любыми способами. Насчитывается всего три формы государственного регулирования: ставка рефинансирования, налоговые ставки и амортизационная политики. Эти формы в различных сочетаниях позволяют государству осуществлять свою функцию управления экономикой без вмешательства в конкретные действия субъектов рынка. Повышая или понижая ставки процентов и налогов, а также устанавливая правила начисления амортизации, государство может способствовать развитию приоритетных направлений экономики или стагнации в отдельных неперспективных отраслях. 
 
 
 

Глава 2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределения 
 

2.1. Источники формирования  и распределения  финансовых ресурсов предприятий 

       Для осуществления своей производственно-хозяйственной  деятельности предприятие создает  и использует финансовые ресурсы.

       Финансовые  ресурсы предприятия это совокупность собственных денежных доходов и  привлеченных извне средств, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования затрат, связанных с текущими задачами и затрат, связанных с расширением производства.

       Финансовые  ресурсы подразделяются на внутренние и внешние.

       Внутренние  финансовые ресурсы включают:

    • доходы от продаж;
    • прибыль от основной и прочей деятельности;
    • амортизационные отчисления.

       Внешние финансовые ресурсы включают:

    • собственные средства (предпринимательский капитал, поступивший от инвесторов);
    • заемные средства;
    • средства, мобилизуемые на финансовом рынке (средства от продажи собственных акций, облигаций и других ценных бумаг);
    • средства, поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение, доходы по финансовым вложениям, средства от головных компаний);
    • бюджетные ассигнования (средства бюджетов для краткосрочной государственной поддержки предприятий, производящих продукцию общегосударственного значения).

       Формирования  денежных фондов предприятия начинается с момента его организации  и является важнейшей стороной его  деятельности. Денежные фонды формируются за счет собственного и привлеченного капитала. Собственный капитал предприятия подразделяют на постоянную и переменную части.

       Постоянная  часть – это уставный капитал.

       Уставный  капитал – основной первоначальный источник собственных средств предприятия. Он является источником формирования основного и оборотного капитала, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.

       Переменная  часть – это добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и специальные фонды.

       Добавочный  капитал – это прирост собственного капитала за счет эмиссионного дохода, безвозмездно полученных ценностей, переоценки имущества.

       Резервный капитал (фонд) – это денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами для покрытия непредвиденных убытков  потерь. Источник его образования – прибыль.

       К фондам денежных средств также относятся  амортизационный фонд, валютный фонд и фонды, создаваемые предприятием за счет собственной прибыли.

       Привлеченный  капитал – величина переменная, он состоит из кредитов, займов и  кредиторской задолженности. 
 

2.2. Факторы, влияющие  на величину финансовых  ресурсов 

       С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С точки зрения хозяйственной прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

       Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправлено: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других.

         Многообразие факторов не позволяет  их четко ограничить, и обуславливает  их группировку. Учитывая, что  предприятие является одновременно  и субъектом, и объектом экономических  отношений, то наиболее важным  представляется деление их на  внешние и внутренние.

       Многообразие  факторов, влияющих на прибыль, требует  их классификации, которая в то же время имеет важное значение для  определения основных направлений  поиска резервов повышения эффективности  хозяйствования.

       Наиболее  интересной в этом смысле является концепция И.А.Бланка, позволяющая дать системную классификацию факторов прибыли. Данная классификация дана на рис. 3.

       При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы  внешние и внутренние.

       Внутренние  факторы изменения прибыли, в  свою очередь, подразделяются на основные и неосновные [5].

       Важнейшими  в группе основных являются валовой  доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции.

       К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной  дисциплины, такие как ценовые  нарушения, нарушения условий труда  и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

       К внешним факторам, влияющим на прибыль  предприятия, относятся социально-экономические  условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических  связей, транспортные и природные  условия.

Рис. 3. Факторы, влияющие на величину прибыли 

       Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования предприятия.

       Основной  источник денежных накоплений предприятий – доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции.

       В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции.

       А это значит, что производиться  должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.

       В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности  внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств.

       Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.

       Заинтересованность  предприятий в производстве и  продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.

       Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят  из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат.

       Состав  и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

       Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение  продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.

       Размер  прибыли как конечного финансового  результата работы предприятия зависит  и от второй, не менее важной величины – объема валового дохода предприятия.

       Размер  валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.

       Важнейшими  факторами, влияющими на сумму прибыли  от продажи продукции, работ, услуг, являются:

  • изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;
  • изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;
  • изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;
  • изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

       Виды  и уровень применяемых цен  определяют в конечном счете объем  валового дохода предприятия, а, следовательно, прибыли.

       Проблема  ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. С помощью высоких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства.

       Результаты  факторного анализа прибыли от продажи  позволяют оценить резервы повышения  эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

       Кроме того, на величину прибыли влияет амортизация  основных фондов и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации.

Информация о работе Организация финансовой работы и задачи финансовых служб предприятий