Автор: m************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты организации финансового контроля и проанализировать их реализацию в Республике Беларусь. На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность финансового контроля;
- проанализировать принципы организации финансового контроля;
- провести анализ организации финансового контроля в Республике Беларусь;
- исследовать этапы возникновения финансового контроля в Республике Беларусь;
- изучить координацию контрольной деятельности в Республике Беларусь;
- внести предложения по совершенствованию организации финансового контроля в Республике Беларусь.
Основным направлением современного этапа совершенствования ведомственного контроля является усиление его роля как самостоятельного структурного подразделения, как органа государственного управления и подчиняется непосредственно его руководителю [16, c.33].
Для повышения эффективности работы ведомственного контроля приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июля 1999 года № 186 при Министерстве Финансов Республики Беларусь создан Методологический совет по ведомственному контролю. Основными задачами Методологического совета являются:
•
определение основных направлений
совершенствования контрольно-
• рассмотрение и обсуждение проектов нормативных актов, регламентирующих деятельность ведомственного контроля;
•
подготовка предложений для внесения
изменений в действующие
• изучение, обобщение и распространение положительного опыта организации и осуществления ведомственного и внутрихозяйственного контроля;
•
методологическое обеспечение ведомственного
контроля.
Под аудитом понимают независимую деятельность
уполномоченных ан то организаций и специалистов
по проведению экспертизы и анализа финансовой
отчетности, по контролю за финансово
– хозяйственной деятельностью и оказанию
ряда дополнительных услуг субъектам
хозяйствования по их поручению и за их
счет.
Аудиторский
контроль осуществляют аудиторские
службы Республики Беларусь. Их деятельность
регулируется Законом об аудиторской
деятельности от 8 ноября 1994 года № 3373-ХП
с изменениями и дополнениями
и другими нормативно-
Главное
управление аудита при Министерстве
финансов Республики Беларусь координирует
аудиторскую деятельность, разрабатывает
методологию проведения аудита, обеспечивает
соблюдение единых требований законодательства
Республики Беларусь, содействует развитию
аудита и повышению его эффективности.
Управление контролирует соблюдение действующих
стандартов, устанавливает формы
контроля и периодичность контроля,
осуществляет методологическое руководство,
обеспечивает нормативными документами,
разрабатывает стандарты и
Право
на осуществление аудиторской
3.
КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [10, с. 39].
Министерство финансов Республики Беларусь не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все его структурные подразделения в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Аппарат Министерства финансов прежде всего осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета страны, контролирует своевременное поступление доходов и расходование бюджетных ресурсов по целевому назначению, участвует в проведении валютного контроля, контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства.
Министерство
финансов имеет право: требовать
и получать от органов государственного
управления и организаций информацию
об осуществлении бюджетно-
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Министерством финансов Беларуси методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности. В рамках данного министерства важную роль играет Главное контрольно-ревизионное управление Беларуси.
В
соответствии с действующим
Органы Главного государственного казначейства Республики Беларусь осуществляют оперативный контроль за исполнением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета. Кроме этого, органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству.
Важное место в системе финансового контроля занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов - обеспечить работу единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Ключевым оперативным звеном в структуре данного министерства являются налоговые инспекции (областные, городские, районные), которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков.
Министерство
по налогам и сборам и его органы
имеют право: проводить в установленном
налоговым законодательством
Важные контрольные функции выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством он, в частности, организует и осуществляет валютный контроль (как непосредственно, так и через уполномоченные банки); производит государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций; разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов; контролирует обеспечение безопасности и защиты информации в банковской системе и др.
С
учетом данных функций Национальный
банк Беларуси наделен широкими правами
в области регулирования
В состав органов, осуществляющих финансовый контроль, входит и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции: ведет борьбу с контрабандой, административными таможенными право нарушениями; пресекает незаконный ввоз-вывоз через таможенную границу наркотических средств, оружия и предметов, представляющих художественную, историческую и археологическую ценность; осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создавая условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; контролирует вывоз стратегических и других жизненно важных для интересов страны материалов; ведет валютный контроль в пределах своей компетенции и др.
Ведомственный
финансовый контроль осуществляется министерствами,
государственными комитетами, другими
органами управления на подведомственных
им предприятиях, в учреждениях и
организациях. Для этих целей в
составе министерств и ведомств
создаются контрольно-
Ревизии и проверки могут производиться на договорной основе аудиторскими организациями. Решение об этом принимает руководитель органа управления.
Основными
задачами ведомственного контроля являются
соблюдение финансовой дисциплины, борьба
с хищениями государственной
и негосударственной
Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются специальные структурные подразделения предприятий, учреждений и организаций - обычно финансовые и планово-финансовые отделы, бухгалтерии. Особенно большую роль играют главные бухгалтеры, которые непосредственно подписывают все документы (бухгалтерские отчеты, расходные документы и др.), связанные с финансово-хозяйственной деятельностью своих предприятий (учреждений).
Финансовый
контроль тесно связан с разнообразными
финансовыми санкциями, которые
в соответствии с законодательством
применяют финансовые органы по отношению
к предприятиям, учреждениям и
организациям в случае нарушения
ими определенных требований и правовых
норм. Санкции выступают в виде
пени, штрафов и неустоек. Так, штрафы
начисляются: за сокрытие прибыли или
других объектов налогообложения; необоснованное
получение дотаций и
Применение санкций повышает ответственность предприятий, учреждений, организаций и стимулирует к соблюдению законодательства и условий различных договоров, укреплению финансовой дисциплины.
Наряду
с названными выше органами финансового
контроля действуют специальные
структуры, к которым относятся
аудиторские организации, и индивидуальные
предприниматели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушения и злоупотребления в финансовой сфере не имеют ни хронологической привязки, ни национальных корней. Во-первых, потребности любого государства, как правило, превышают его финансовые возможности, и у чиновников нередко возникает соблазн быстро, в обход парламента и закона, перераспределить средства в пользу «неотложных» нужд. Во-вторых, в любом обществе в той или иной степени проявляются как политические, так и коммерческие интересы различных компаний, кланов, групп, что приводит к лоббированию этих интересов в сфере экономики, приобретению различных преференций и льгот. Вот почему с тех пор как человечество стало осознавать себя организованным сообществом и до наших дней для любой страны остается актуальной задача создания и совершенствования системы гласного, всеобъемлющего контроля за состоянием «государственного кармана», за использованием бюджетных средств.