Организация финансового контроля

Автор: m************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты организации финансового контроля и проанализировать их реализацию в Республике Беларусь. На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность финансового контроля;
- проанализировать принципы организации финансового контроля;
- провести анализ организации финансового контроля в Республике Беларусь;
- исследовать этапы возникновения финансового контроля в Республике Беларусь;
- изучить координацию контрольной деятельности в Республике Беларусь;
- внести предложения по совершенствованию организации финансового контроля в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Основные этапы организации и проведения фин. к-ля.docx

— 61.14 Кб (Скачать)

    Основным  направлением современного этапа совершенствования  ведомственного контроля является усиление его роля как самостоятельного структурного подразделения, как органа государственного управления и подчиняется непосредственно его руководителю [16, c.33].

    Для повышения эффективности работы ведомственного контроля приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июля 1999 года № 186 при Министерстве Финансов Республики Беларусь создан Методологический совет по ведомственному контролю. Основными задачами Методологического  совета являются:

    • определение основных направлений  совершенствования контрольно-ревизионной  работы;

    • рассмотрение и обсуждение проектов нормативных актов, регламентирующих деятельность ведомственного контроля;

    • подготовка предложений для внесения изменений в действующие нормативные  и законодательные акты с целью  предотвращения нарушений государственной  финансовой дисциплины;

    • изучение, обобщение и распространение  положительного опыта организации  и осуществления ведомственного и внутрихозяйственного контроля;

    • методологическое обеспечение ведомственного контроля.  
Под аудитом понимают независимую деятельность уполномоченных ан то организаций и специалистов по проведению экспертизы и анализа финансовой отчетности, по контролю за финансово – хозяйственной деятельностью и оказанию ряда дополнительных услуг субъектам хозяйствования по их поручению и за их счет.

    Аудиторский контроль осуществляют аудиторские  службы Республики Беларусь. Их деятельность регулируется Законом об аудиторской  деятельности от 8 ноября 1994 года № 3373-ХП с изменениями и дополнениями и другими нормативно-правовыми  актами. В Законе определены правовые основы аудиторской деятельности, установлены основные правила и порядок ее осуществления, а также регламентированы отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и аудиторами или аудиторскими организациями.

    Главное управление аудита при Министерстве финансов Республики Беларусь координирует аудиторскую деятельность, разрабатывает  методологию проведения аудита, обеспечивает соблюдение единых требований законодательства Республики Беларусь, содействует развитию аудита и повышению его эффективности. Управление контролирует соблюдение действующих  стандартов, устанавливает формы  контроля и периодичность контроля, осуществляет методологическое руководство, обеспечивает нормативными документами, разрабатывает стандарты и правила  аудиторской деятельности [2, c. 27].

    Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторы и аудиторские  организации, получившие в Министерстве финансов лицензию на осуществление  аудиторской деятельности и включенные в Государственный реестр аудиторов  и аудиторских организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [10, с. 39].

    Министерство  финансов Республики Беларусь не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все его структурные  подразделения в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Аппарат Министерства финансов прежде всего осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета страны, контролирует своевременное поступление доходов и расходование бюджетных ресурсов по целевому назначению, участвует в проведении валютного контроля, контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства.

    Министерство  финансов имеет право: требовать  и получать от органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию  государственных финансовых средств; ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства; применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством.

    Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Министерством  финансов Беларуси методическое руководство  организацией бухгалтерского учета  в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности. В рамках данного министерства важную роль играет Главное контрольно-ревизионное управление Беларуси.

    В соответствии с действующим законодательством  основными функциями названного выше подразделения являются: проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций, использующих средства бюджета; проведение ревизий смет на содержание финансовых органов, а также проверок их работы по организации составления и  исполнения бюджета, контролю за целевым  и эффективным использованием бюджетных  средств, а также внебюджетных и  государственных целевых бюджетных  фондов; разработка методических документов и форм отчетности о контрольно-ревизионной работе; проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений и организаций, подчиненных структурным подразделениям Минфина; методическое руководство контрольно-ревизионной работой, обобщение практики применения законодательства по вопросам ревизий и проверок, разработка предложений по его совершенствованию.

    Органы  Главного государственного казначейства Республики Беларусь осуществляют оперативный  контроль за исполнением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета. Кроме этого, органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству.

    Важное  место в системе финансового  контроля занимает Министерство по налогам  и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов - обеспечить работу единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.

    Ключевым  оперативным звеном в структуре  данного министерства являются налоговые  инспекции (областные, городские, районные), которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков.

    Министерство  по налогам и сборам и его органы имеют право: проводить в установленном  налоговым законодательством порядке  налоговые проверки; проверять в  организациях и у граждан документы, связанные с исчислением и  уплатой налогов, получать необходимые  объяснения, справки и сведения по соответствующим вопросам; требовать  от налогоплательщиков для проведения налоговой проверки первичные документы (бухгалтерскую, статистическую отчетность и др.), связанные с исчислением  и уплатой налогов. Налоговые  органы имеют также право: производить  изъятие документов, вещей и товарно-материальных ценностей налогоплательщиков, которые  являются объектами нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве; в случаях, предусмотренных законодательством, назначать инвентаризацию имущества  налогоплательщиков, опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества налогоплательщиков (за исключением касс и хранилищ банков и небанковских кредитно-финансовых организаций); налагать (в соответствии с законодательством) арест на денежные средства (кроме денежных средств и других ценностей в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях) и иное имущество налогоплательщиков - нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве; в случаях, предусмотренных законодательством, приостанавливать операции налогоплательщиков по их счетам и вкладам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, а также взыскивать задолженность по налогам в бюджет и др.

    Важные  контрольные функции выполняет  Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством он, в частности, организует и осуществляет валютный контроль (как непосредственно, так и через уполномоченные банки); производит государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций; разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов; контролирует обеспечение безопасности и защиты информации в банковской системе и др.

    С учетом данных функций Национальный банк Беларуси наделен широкими правами  в области регулирования кредитных  отношений, валютного обращения  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и  надзора за нею, в частности: правом контролировать осуществление ими  валютных операций; определять меры их ответственности за нарушение валютного  законодательства; выдавать разрешения (лицензии) на ведение валютных операций, связанных с движением капитала; постоянно контролировать соблюдение банки ми и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства и др.

    В состав органов, осуществляющих финансовый контроль, входит и Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции: ведет борьбу с контрабандой, административными таможенными право нарушениями; пресекает незаконный ввоз-вывоз через таможенную границу наркотических средств, оружия и предметов, представляющих художественную, историческую и археологическую ценность; осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создавая условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; контролирует вывоз стратегических и других жизненно важных для интересов страны материалов; ведет валютный контроль в пределах своей компетенции и др.

    Ведомственный финансовый контроль осуществляется министерствами, государственными комитетами, другими  органами управления на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и  организациях. Для этих целей в  составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные  управления (отделы, группы), подчиняющиеся непосредственно руководителю органа управления. Если такое подразделение не создано, то контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных предприятий, учреждений и организаций возлагается на руководителя бухгалтерского учета (главного бухгалтера) органа управления.

    Ревизии и проверки могут производиться  на договорной основе аудиторскими организациями. Решение об этом принимает руководитель органа управления.

    Основными задачами ведомственного контроля являются соблюдение финансовой дисциплины, борьба с хищениями государственной  и негосударственной собственности, денежных средств и материалов, выявление  случаев незаконного их расходования, проверка постановки бухучета и отчетности.

    Органами  внутрихозяйственного финансового  контроля являются специальные структурные  подразделения предприятий, учреждений и организаций - обычно финансовые и  планово-финансовые отделы, бухгалтерии. Особенно большую роль играют главные бухгалтеры, которые непосредственно подписывают все документы (бухгалтерские отчеты, расходные документы и др.), связанные с финансово-хозяйственной деятельностью своих предприятий (учреждений).

    Финансовый  контроль тесно связан с разнообразными финансовыми санкциями, которые  в соответствии с законодательством  применяют финансовые органы по отношению  к предприятиям, учреждениям и  организациям в случае нарушения  ими определенных требований и правовых норм. Санкции выступают в виде пени, штрафов и неустоек. Так, штрафы начисляются: за сокрытие прибыли или  других объектов налогообложения; необоснованное получение дотаций и компенсаций  из бюджета; использование средств  бюджета не по целевому назначению; завышение объема стоимости строительно-монтажных  и ремонтно-строительных работ, выполненных  за счет бюджетных ассигнований; приписки и др.

    Применение  санкций повышает ответственность  предприятий, учреждений, организаций  и стимулирует к соблюдению законодательства и условий различных договоров, укреплению финансовой дисциплины.

    Наряду  с названными выше органами финансового  контроля действуют специальные  структуры, к которым относятся  аудиторские организации, и индивидуальные предприниматели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Нарушения и злоупотребления в финансовой сфере не имеют ни хронологической  привязки, ни национальных корней. Во-первых, потребности любого государства, как  правило, превышают его финансовые возможности, и у чиновников нередко  возникает соблазн быстро, в обход  парламента и закона, перераспределить средства в пользу «неотложных» нужд. Во-вторых, в любом обществе в  той или иной степени проявляются  как политические, так и коммерческие интересы различных компаний, кланов, групп, что приводит к лоббированию этих интересов в сфере экономики, приобретению различных преференций  и льгот. Вот почему с тех пор  как человечество стало осознавать себя организованным сообществом и  до наших дней для любой страны остается актуальной задача создания и совершенствования системы  гласного, всеобъемлющего контроля за состоянием «государственного кармана», за использованием бюджетных средств.

Информация о работе Организация финансового контроля