Организация финансового контроля

Автор: m************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты организации финансового контроля и проанализировать их реализацию в Республике Беларусь. На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность финансового контроля;
- проанализировать принципы организации финансового контроля;
- провести анализ организации финансового контроля в Республике Беларусь;
- исследовать этапы возникновения финансового контроля в Республике Беларусь;
- изучить координацию контрольной деятельности в Республике Беларусь;
- внести предложения по совершенствованию организации финансового контроля в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Основные этапы организации и проведения фин. к-ля.docx

— 61.14 Кб (Скачать)

    Для того чтобы процесс контроля функционировал, необходимо наличие двух предварительных условий:

    • норм, нормативов, стандартов и других установленных законодательным  путем или вышестоящими органами управления параметров, на которые  должен опираться контроль;

    • организационной структуры субъекта хозяйствования, ставшего объектом контроля.

    В процессе организации финансового  контроля выделяют следующие его  универсальные принципы:

    1. Независимость. Данный принцип должен быть обеспечен финансовой самостоятельностью контролирующих органов, а также конституционным характером их деятельности.

     2. Объективность и компетентность. Достижение данного принципа  происходит путем неукоснительного  соблюдения органами контроля  действующего законодательства, высококвалифицированного  уровня работы контролеров на  основе строго установленных  стандартов проведения контроля.  
       3. Гласность. Реализация принципа гласности происходит через постоянную связь органов государственного контроля с общественностью и средствами массовой информации.

    К общим принципам осуществления  функций контроля относятся следующие: гибкость, экономичность, всеобъемлемость, непрерывность.  
Гибкость необходима для достижения эффективности, несмотря на непредвиденные изменения в планах. Этот принцип дает возможность специалистам, осуществляющим контроль, вносить изменения в планы осуществления контрольных действий, которые, как правило, составляются на этапе подготовки к проведению контроля, при наличии оснований для таких корректировок.

    Экономичность – достижение максимального эффекта контрольной деятельности при минимальных затратах на ее проведение.  
Всеобъемлемость – распространение контроля на весь хозяйственный механизм, все сферы общественного воспроизводства, все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемых организаций и предприятий.  
Непрерывность – принцип, означающий, что систематическое выполнение контрольных функций обусловлено непрерывным характером процессов расширенного производства. Период контроля, осуществляемого в определенный момент времени, всегда начинается с момента окончания предыдущей проверки.

    Выделяют  и прикладные принципы организации  финансового контроля. Среди них такие как: результативность, четкость и логичность предъявляемых требований к объекту, неподкупность субъектов контроля, согласованность действий различных контролирующих органов. 
 

    1.3. Методы реализации финансового  контроля

     
      При проведении финансового контроля используют следующие методы: проверка, обследование, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение, ревизия.

    В процессе обследования контролирующие органы охватывают не какие-то отдельные  вопросы финансовой деятельности субъекта контроля, а более широкий спектр финансово-экономических показателей для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В рамках обследования выделяют различные его направления.

    Процесс анализа финансового состояния  контролируемого объекта предполагает детальное изучение его периодической  и годовой финансово – бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов экономической деятельности и ликвидности, обеспеченности капиталом  и эффективности использования  капитала.

    Надзор  проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, деятельность которых лицензируется, и предполагает соблюдение данными субъектами установленных  правил и нормативов осуществления  того или иного вида деятельности.

    Под проверкой финансово-хозяйственной деятельности понимают способ контроля, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

    Ревизия – способ контроля, предусматривающий  наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершаемых операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких ли во всех направлениях.  
В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий и проверок, которые принято классифицировать по определенным признакам.

    В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на вневедомственные, ведомственные, внутрихозяйственные и смешанные.  
Вневедомственные ревизии проводятся органами государственного контроля, которые наделены контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчиненности. В Республике Беларусь к ним относятся, например, ревизии, проводимые Комитетом государственного контроля, Инспекцией Министерства по налогам и сборам.

    Ведомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным  аппаратом вышестоящих органов, таких как министерства и ведомства, в подведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях.  
Внутрихозяйственные ревизии проводятся работниками хозяйствующего субъекта, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений. Смешанные ревизии осуществляются государственными и другими органами контроля одновременно.

    По  организационному признаку ревизии  и проверки подразделяются на плановые, внеплановые и перманентные.

    Плановые  ревизии и проверки проводятся по заранее разработанному и утвержденному плану. Внеплановые ревизии и проверки в Республике Беларусь проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях — по поручению уполномоченных должностных лиц самого контролирующего органа. Они осуществляются в сроки, не предусмотренные утвержденным планом.  
Перманентные ревизии и проверки проводятся непрерывно контрольно-ревизионным аппаратом хозяйствующего субъекта в его структурных подразделениях.

    По  времени проведения ревизии подразделяются на предварительные, текущие и последующие. Предварительные ревизии осуществляются до совершения проверяемых хозяйственных операций и направлены на предупреждение нарушения законности и неэффективности использования ресурсов. Текущие ревизии проводятся в ходе выполнения проверяемых хозяйственных операций, что позволяет своевременно выявить и устранить различного рода нарушения и недостатки. Последующие ревизии осуществляются после совершения проверяемых хозяйственных операций.

    В зависимости от полноты охвата деятельности объекта контроля ревизии и проверки подразделяются на комплексные, некомплексные и тематические.  
Комплексные ревизии и проверки проводятся с путем привлечения к осуществлению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью объекта и его структурных подразделений специалистов различных профессий, что позволяет выявить все недостатки деятельности предприятия, вскрыть резервы улучшения производственной и финансовой его деятельности, способствует повышению эффективности производства. Некомплексной называется ревизия или проверка, проводимая одним ревизором, при которой проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. Некомплексная ревизия и проверка не позволяют в полной мере изучить финансово-хозяйственную деятельность контролируемого обьекта. Тематические ревизии и проверки проводятся тогда, когда исследуются отдельные стороны деятельности контролируемого объекта с целью более детального изучения отдельных вопросов его хозяйственно-финансовой деятельности.

    По  источникам контрольных данных ревизии  подразделяются на фактические и документальные.

    Фактические ревизии проводятся преимущественно  по данным осмотра объектов и направлены на выяснение законности и целесообразности использования ресурсов, как правило, в ходе осуществления хозяйственных операций.

    Документальные  ревизии проводятся преимущественно  по документальным данным и представляют собой обычно форму последующего контроля.  
В настоящее время в Республике Беларусь в соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, контроль финансово-хозяйственной деятельности осуществляется путем:

● изучения действующей у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

● проверки документов в целях установления законности проведенных хозяйственных и финансовых операций;

● проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;

● сопоставление данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими);  
● сопоставление записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям;

● проведение встречных проверок;

● сличения в установленном законодательством порядке имеющихся у проверяемого субъекта выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам;  
● контрольного обмера объемов выполненных работ;

● взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;  
● контрольного запуска сырья и материалов в производство, контрольного анализа сырья, материалов, готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов;

● проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;  
● проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета;

● проверки состояния внутрихозяйственного контроля;

● других контрольных действий, связанных с изучением вопросов, определенных программой проверки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    2.1. Возникновение и развитие финансового  контроля в Республике Беларусь  

          Финансовый контроль на территории современной Республики Беларусь зародился еще во времена, когда белорусские земли входили в состав Российской империи. Тогда функции финансового контроля выполняли специально созданные комиссии при государственной думе и основной целью его осуществления был контроль за выполнением фискальных функций взимаемых на то время налогов и сборов. Однако в последующем созданные органы государственного контроля Российской империи уже в 19 веке прослеживали, анализировали и давали оценку правильности и целесообразности расходования государственных средств.

    После образования Союза Советских  социалистических республик и включения  в его состав Белорусской Советской  республики, образовываются совершенно новые контролирующие органы, наделенные определенными полномочиями. Среди  контролирующих органов СССР можно  выделить следующие: комиссии Советского контроля, органы партийного государственного контроля, органы народного контроля, Государственный банк СССР и ряд специально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех экономических субъектов.

    Таким образом, развитие финансового контроля в Республике Беларусь зависело от ее исторического прошлого. Принципы организации контроля обуславливались  в первую очередь политическими  приоритетами функционирования государственной  власти в СССР.

    Экономические и политические преобразования в  Республике Беларусь в начале 90-х  годах 20-го столетия привели к существенной перестройке действовавшей в стране системе контроля, постепенному приближению его к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 году упразднены органы народного контроля. В этот период были созданы Контрольная палата при Верховном Совете Республики Беларусь и департамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль. Так в 1994 году была создана Служба контроля при Президенте Республики Беларусь. В связи с созданием, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь в 1996 году, были упразднены Контрольная палата и Служба контроля, функции которых были переданы вновь образованному контрольному органу [20, c.41].

Информация о работе Организация финансового контроля