Автор: m************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты организации финансового контроля и проанализировать их реализацию в Республике Беларусь. На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность финансового контроля;
- проанализировать принципы организации финансового контроля;
- провести анализ организации финансового контроля в Республике Беларусь;
- исследовать этапы возникновения финансового контроля в Республике Беларусь;
- изучить координацию контрольной деятельности в Республике Беларусь;
- внести предложения по совершенствованию организации финансового контроля в Республике Беларусь.
Для того чтобы процесс контроля функционировал, необходимо наличие двух предварительных условий:
• норм, нормативов, стандартов и других установленных законодательным путем или вышестоящими органами управления параметров, на которые должен опираться контроль;
•
организационной структуры
В процессе организации финансового контроля выделяют следующие его универсальные принципы:
1. Независимость. Данный принцип должен быть обеспечен финансовой самостоятельностью контролирующих органов, а также конституционным характером их деятельности.
2. Объективность и
3. Гласность. Реализация
принципа гласности происходит через
постоянную связь органов государственного
контроля с общественностью и средствами
массовой информации.
К
общим принципам осуществления
функций контроля относятся следующие:
гибкость, экономичность, всеобъемлемость,
непрерывность.
Гибкость необходима для достижения эффективности,
несмотря на непредвиденные изменения
в планах. Этот принцип дает возможность
специалистам, осуществляющим контроль,
вносить изменения в планы осуществления
контрольных действий, которые, как правило,
составляются на этапе подготовки к проведению
контроля, при наличии оснований для таких
корректировок.
Экономичность
– достижение максимального эффекта контрольной
деятельности при минимальных затратах
на ее проведение.
Всеобъемлемость – распространение контроля
на весь хозяйственный механизм, все сферы
общественного воспроизводства, все стороны
финансово-хозяйственной деятельности
контролируемых организаций и предприятий.
Непрерывность – принцип, означающий,
что систематическое выполнение контрольных
функций обусловлено непрерывным характером
процессов расширенного производства.
Период контроля, осуществляемого в определенный
момент времени, всегда начинается с момента
окончания предыдущей проверки.
Выделяют
и прикладные принципы организации
финансового контроля. Среди них такие
как: результативность, четкость и логичность
предъявляемых требований к объекту, неподкупность
субъектов контроля, согласованность
действий различных контролирующих органов.
1.3. Методы реализации финансового контроля
При проведении финансового
контроля используют следующие методы:
проверка, обследование, надзор, анализ
финансового состояния, наблюдение, ревизия.
В процессе обследования контролирующие органы охватывают не какие-то отдельные вопросы финансовой деятельности субъекта контроля, а более широкий спектр финансово-экономических показателей для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В рамках обследования выделяют различные его направления.
Процесс
анализа финансового состояния
контролируемого объекта
Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, деятельность которых лицензируется, и предполагает соблюдение данными субъектами установленных правил и нормативов осуществления того или иного вида деятельности.
Под
проверкой финансово-
Ревизия
– способ контроля, предусматривающий
наиболее глубокое и полное изучение
финансово-хозяйственной деятельности
субъекта предпринимательской деятельности,
в процессе которого устанавливается
законность и достоверность совершаемых
операций, а также ведения бухгалтерского
учета в нескольких ли во всех направлениях.
В теории и практике контрольно-ревизионной
деятельности различают несколько видов
ревизий и проверок, которые принято классифицировать
по определенным признакам.
В
зависимости от органов, осуществляющих
ревизии, их подразделяют на вневедомственные,
ведомственные, внутрихозяйственные и
смешанные.
Вневедомственные ревизии проводятся
органами государственного контроля,
которые наделены контрольными правами
по отношению к предприятиям, организациям
и учреждениям всех отраслей экономики,
независимо от их ведомственной подчиненности.
В Республике Беларусь к ним относятся,
например, ревизии, проводимые Комитетом
государственного контроля, Инспекцией
Министерства по налогам и сборам.
Ведомственные
ревизии проводятся контрольно-ревизионным
аппаратом вышестоящих органов,
таких как министерства и ведомства,
в подведомственных им предприятиях, организациях,
учреждениях.
Внутрихозяйственные ревизии проводятся
работниками хозяйствующего субъекта,
которые контролируют деятельность внутренних
структурных подразделений. Смешанные
ревизии осуществляются государственными
и другими органами контроля одновременно.
По организационному признаку ревизии и проверки подразделяются на плановые, внеплановые и перманентные.
Плановые
ревизии и проверки проводятся по
заранее разработанному и утвержденному
плану. Внеплановые ревизии и проверки
в Республике Беларусь проводятся по поручению
Президента Республики Беларусь, Совета
по координации контрольной деятельности
в Республике Беларусь, Совета Министров
Республики Беларусь, Государственного
секретариата Совета безопасности Республики
Беларусь, Комитета государственного
контроля, правоохранительных, судебных
и иных уполномоченных на то государственных
органов, а в исключительных случаях —
по поручению уполномоченных должностных
лиц самого контролирующего органа. Они
осуществляются в сроки, не предусмотренные
утвержденным планом.
Перманентные ревизии и проверки проводятся
непрерывно контрольно-ревизионным аппаратом
хозяйствующего субъекта в его структурных
подразделениях.
По времени проведения ревизии подразделяются на предварительные, текущие и последующие. Предварительные ревизии осуществляются до совершения проверяемых хозяйственных операций и направлены на предупреждение нарушения законности и неэффективности использования ресурсов. Текущие ревизии проводятся в ходе выполнения проверяемых хозяйственных операций, что позволяет своевременно выявить и устранить различного рода нарушения и недостатки. Последующие ревизии осуществляются после совершения проверяемых хозяйственных операций.
В
зависимости от полноты охвата деятельности
объекта контроля ревизии и проверки подразделяются
на комплексные, некомплексные и тематические.
Комплексные ревизии и проверки проводятся
с путем привлечения к осуществлению контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью
объекта и его структурных подразделений
специалистов различных профессий, что
позволяет выявить все недостатки деятельности
предприятия, вскрыть резервы улучшения
производственной и финансовой его деятельности,
способствует повышению эффективности
производства. Некомплексной называется
ревизия или проверка, проводимая одним
ревизором, при которой проверяется хозяйственно-финансовая
деятельность. Некомплексная ревизия
и проверка не позволяют в полной мере
изучить финансово-хозяйственную деятельность
контролируемого обьекта. Тематические
ревизии и проверки проводятся тогда,
когда исследуются отдельные стороны
деятельности контролируемого объекта
с целью более детального изучения отдельных
вопросов его хозяйственно-финансовой
деятельности.
По источникам контрольных данных ревизии подразделяются на фактические и документальные.
Фактические ревизии проводятся преимущественно по данным осмотра объектов и направлены на выяснение законности и целесообразности использования ресурсов, как правило, в ходе осуществления хозяйственных операций.
Документальные
ревизии проводятся преимущественно
по документальным данным и представляют
собой обычно форму последующего
контроля.
В настоящее время в Республике Беларусь
в соответствии с Порядком организации
и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной
деятельности и применения экономических
санкций, контроль финансово-хозяйственной
деятельности осуществляется путем:
● изучения действующей у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
● проверки документов в целях установления законности проведенных хозяйственных и финансовых операций;
● проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;
● сопоставление
данных первичного бухгалтерского учета
с данными отчетности, данных учета и отчетности
с соответствующими плановыми данными
(сметой, балансом доходов и расходов и
другими);
● сопоставление записей, документов
и фактических данных по одним операциям
с записями, документами и фактическими
данными по связанным с ними другим операциям;
● проведение встречных проверок;
● сличения
в установленном законодательством порядке
имеющихся у проверяемого субъекта выписок
банка по расчетным, валютным и другим
счетам;
● контрольного обмера объемов выполненных
работ;
● взвешивания
и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов
и готовых изделий;
● контрольного запуска сырья и материалов
в производство, контрольного анализа
сырья, материалов, готовой продукции
для установления действительных расходов
сырья и материалов;
● проверки
полноты оприходования готовой продукции,
соблюдения норм естественной убыли при
хранении и транспортировке материальных
ценностей;
● проверка соблюдения установленного
порядка ведения бухгалтерского учета;
● проверки состояния внутрихозяйственного контроля;
● других
контрольных действий, связанных с изучением
вопросов, определенных программой проверки.
II. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.
Возникновение и развитие
Финансовый контроль на территории современной Республики Беларусь зародился еще во времена, когда белорусские земли входили в состав Российской империи. Тогда функции финансового контроля выполняли специально созданные комиссии при государственной думе и основной целью его осуществления был контроль за выполнением фискальных функций взимаемых на то время налогов и сборов. Однако в последующем созданные органы государственного контроля Российской империи уже в 19 веке прослеживали, анализировали и давали оценку правильности и целесообразности расходования государственных средств.
После образования Союза Советских социалистических республик и включения в его состав Белорусской Советской республики, образовываются совершенно новые контролирующие органы, наделенные определенными полномочиями. Среди контролирующих органов СССР можно выделить следующие: комиссии Советского контроля, органы партийного государственного контроля, органы народного контроля, Государственный банк СССР и ряд специально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех экономических субъектов.
Таким образом, развитие финансового контроля в Республике Беларусь зависело от ее исторического прошлого. Принципы организации контроля обуславливались в первую очередь политическими приоритетами функционирования государственной власти в СССР.
Экономические и политические преобразования в Республике Беларусь в начале 90-х годах 20-го столетия привели к существенной перестройке действовавшей в стране системе контроля, постепенному приближению его к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 году упразднены органы народного контроля. В этот период были созданы Контрольная палата при Верховном Совете Республики Беларусь и департамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль. Так в 1994 году была создана Служба контроля при Президенте Республики Беларусь. В связи с созданием, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь в 1996 году, были упразднены Контрольная палата и Служба контроля, функции которых были переданы вновь образованному контрольному органу [20, c.41].