Организация финансового контроля

Автор: m************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты организации финансового контроля и проанализировать их реализацию в Республике Беларусь. На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность финансового контроля;
- проанализировать принципы организации финансового контроля;
- провести анализ организации финансового контроля в Республике Беларусь;
- исследовать этапы возникновения финансового контроля в Республике Беларусь;
- изучить координацию контрольной деятельности в Республике Беларусь;
- внести предложения по совершенствованию организации финансового контроля в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Основные этапы организации и проведения фин. к-ля.docx

— 61.14 Кб (Скачать)

    В этот же период появились новые органы финансового контроля: Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Республики Беларусь, в настоящее время – Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью Республики Беларусь, в настоящее время – Департамент в составе Министерства финансов Республики Беларусь; Государственный комитет по финансовым расследованиям Республики Беларусь, в настоящее время – Департамент финансовых расследований в составе Комитета государственного контроля Республики Беларусь и ряд других. Преобразована структура Министерства финансов Республики Беларусь, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль [7,c. 141].

    Разгосударствление  банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий – клиентов, так и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Национального банка Республики Беларусь. В свою очередь деятельность Национального Банка Республики Беларусь подвержена контролю со стороны других законодательных органов. Все это дало предпосылки для развития банковского контроля.

    Подобно государственному финансовому контролю, свои характерные особенности развития имел и негосударственный контроль в Республике Беларусь.

    С постепенным зарождением элементов  рыночной экономики в СССР возникла потребность в независимом контроле за финансово-хозяйственной деятельностью. В результате постоянно происходящих изменений в налоговом, финансовом и ином законодательстве, регулирующем экономические отношения субъектов предпринимательской деятельности, а также нестабильности формирующихся рыночных отношений помимо контроля возникла потребность в грамотном и оперативном консалтинге, анализе, финансовом планировании и других услугах. В конце 80-х гг. XX в., с принятием Законов СССР «О кооперации», «О предприятии», «О собственности», «Об акционерных обществах» и ряда других в Республике Беларусь стали создаваться новые субъекты хозяйствования, основанные на негосударственной форме собственности. С внедрением в практику хозяйствования рыночных отношений новые собственники большей степени стали заинтересованы в законности и эффективности совершаемых хозяйственных процессов и финансовых операций, рациональном использовании имущества этих предприятий. Предприятия и организации, другие хозяйствующие субъекты и кредитные учреждения, вступающие в договорные отношения по вопросам использования имущества, денежных средств, проведения коммерческих операций и инвестиций, хотели быть уверенными в финансовом благополучии партнеров. Уверенность эта достигалась путем ознакомления с финансовой отчетностью, которая подтверждалась независимыми аудиторскими фирмами, появившимися в СССР впервые в 1987 году. [15, c.44]

    В Республике Беларусь одной из предпосылок  возникновения аудиторской деятельности стало создание субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. При создании совместных предприятий  иностранные инвесторы были заинтересованы в обеспечении сохранности и  возвратности вложенных в национальную экономику капиталов, а для этого им нужна была достоверная информация, отражающая реальное финансовое состояние участников инновационных программ. Для привлечения иностранных инвестиций необходимо было формирование независимых организационных структур для проведения финансовых проверок результатов деятельности инвестируемых предприятий.

    Формирование  независимого контроля в Республике Беларусь шло по следующим направлениям:

    • организация хозрасчетных ревизионных  групп при республиканских и  областных контрольно-ревизионных  аппаратах Министерства финансов Республики Беларусь;

    • учреждение кооперативов по оказанию консультационных  
услуг;  
• создание акционерных обществ по оказанию аудиторских и  
консалтинговых услуг.

    В целом, начиная с 1991 года, формируется  национальная законодательная база, регулирующая аудиторскую деятельность в Республике Беларусь.

    Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь «Об организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь на основе принципов мировой практики»  от 9 июня 1992 года № 347 было предусмотрено, что все субъекты хозяйствования, независимо от видов деятельности и  форм собственности, обязаны представлять в налоговые инспекции годовую  бухгалтерскую отчетность, подтвержденную аудиторской организацией или аудитором, являющимся индивидуальным предпринимателем. Однако эта часть постановления так и не была реализована по объективным причинам: вначале из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных аудиторов, а впоследствии – в связи с отменой данного постановления с момента принятия Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 года, в котором такой аспект не был предусмотрен.  
В целях создания в Республике Беларусь системы услуг по контролю за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильностью отражения их в оперативном и бухгалтерском учете, достоверностью финансовой отчетности постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об образовании Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь» от 17 августа 1992 года № 506 был создан орган государственного управления, регулирующий аудиторскую деятельность в Республике Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 1994 года № 145 Аудиторская палата при Совете Министров была реорганизована в Республиканскую аудиторскую палату, которая объединяла всех аудиторов и аудиторские организации республики на основе обязательного членства. Порядок государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь был определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней» от 16 июня 1994 года № 454. Однако вскоре в связи с принятием Закона об аудиторской деятельности постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 марта 1995 года № 134 в вышеуказанный документ были внесены дополнения и изменения в части регулирования аудита и организации контроля за его проведением на территории республики.

    Выполнение  функций по лицензированию аудиторской  деятельности, а также ведение  Государственного реестра аудиторов  и аудиторских организаций были возложены на Министерство финансов республики. Введенные в организацию  аудиторской деятельности изменения  усилили влияние государства  на деятельность аудиторов и контроль за ее осуществлением. В соответствии с изданным декретом Совет Министров Республики Беларусь принял постановление «О государственном регулировании аудиторской деятельности» от 30 ноября 1999 г. № 1862, которым было утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь.

    В связи с происходящими в республике изменениями в области организации  аудита, а также в целях совершенствования  государственного регулирования аудиторской  деятельности и контроля за ней, усиления ответственности аудиторов и  аудиторских организаций за результаты проверок и выполнения иных сопутствующих  аудиту услуг внесены изменения  и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»  от 8 ноября 1994 года, которые утверждены 18 декабря 2002 года и издан Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» от 12 февраля 2004 года № 67, отменивший Декреты Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 года № 30 и от 31 января 2000 года. В соответствии с вновь изданным указом определены критерии для проведения обязательного аудита и повышена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за уклонение от проведения обязательного аудита.

     
 
2.2 Организация финансового контроля в Республике Беларусь

     

    В Республике Беларусь система организации  финансового контроля включает в  себя государственный и негосударственный  финансовый контроль. Государственный  финансовый контроль представлен общегосударственным  и ведомственным, негосударственный  контроль представлен оказанием  аудиторских услуг.

    Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы общей и специальной компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций и предприятий независимо от формы собственности и видов деятельности. К таким органам в Республике Беларусь относят: Комитет государственного контроля, Министерство финансов и его органы, органы Инспекции Министерства по налогам и сборам, Национальный банк, Министерство экономики, Министерство статистики и анализа, Министерство социальной защиты населения, таможенные органы, Министерство иностранных дел, Государственный комитет финансовых расследований, Министерство предпринимательства и инвестиций, Министерство внутренних дел. Каждый из этих органов контроля осуществляет контрольные действия в соответствии с возложенными на него функциями управления в пределах своей компетенции. Система органов, осуществляющих общегосударственный контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления общегосударственного контроля.

    Все органы, уполномоченные осуществлять функции общегосударственного контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, ведомствах и других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а также на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» от 15 ноября 1999 года № 673 . Органы общей компетенции осуществляют контроль периодически, в процессе выполнения своей основной деятельности. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента также в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству [12, c.202].

    Правительство Республики Беларусь, являясь высшим исполнительным и распорядительным органом, выполняет также и функции  общегосударственного контроля в части  осуществления финансового контроля за формированием валютного фонда  Республики Беларусь и его расходованием.  
В Соответствии с Положением о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 года №673, в целях осуществления координации деятельности контролирующих органов создан Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами и иными актами законодательства.

    Координация деятельности контролирующих органов  осуществляется Советом по следующим  направлениям:

    • обеспечение исполнения законодательных  актов при осуществлении контрольной  деятельности;

    • планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной  деятельности;  
        • организация проведения совместных проверок субъектов предпринимательской деятельности;

    • согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу  информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, создание единого  банка таких данных;

    • обеспечение эффективности реализации решений, принятых по результатам проверок и ревизий;

    • анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений  для государственных органов  и иных организаций, в том числе  и по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений;  
       • организация обмена опытом контрольной работы;  
       • обеспечение эффективности подготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов.

    В состав Совета по координации контрольной  деятельности в Республике Беларусь входят представители руководства  Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Комитета Государственного контроля, Национального банка, всех правоохранительных органов Республики Беларусь, Министерства по налогам  и сборам, Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного таможенного  комитета.

    Ведомственный контроль в Республике Беларусь осуществляется министерствами и ведомствами, ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью  прямо подчиненных им организаций  и предприятий. Подробнее определение  ведомственного контроля дано в Положении  о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 года № 22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля». Согласно этого Положения, ведомственный контроль – составная часть государственного контроля, осуществляемого республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности предприятий [17, c.28].

Информация о работе Организация финансового контроля