Автор: m************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты организации финансового контроля и проанализировать их реализацию в Республике Беларусь. На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность финансового контроля;
- проанализировать принципы организации финансового контроля;
- провести анализ организации финансового контроля в Республике Беларусь;
- исследовать этапы возникновения финансового контроля в Республике Беларусь;
- изучить координацию контрольной деятельности в Республике Беларусь;
- внести предложения по совершенствованию организации финансового контроля в Республике Беларусь.
В этот же период появились новые органы финансового контроля: Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Республики Беларусь, в настоящее время – Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью Республики Беларусь, в настоящее время – Департамент в составе Министерства финансов Республики Беларусь; Государственный комитет по финансовым расследованиям Республики Беларусь, в настоящее время – Департамент финансовых расследований в составе Комитета государственного контроля Республики Беларусь и ряд других. Преобразована структура Министерства финансов Республики Беларусь, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль [7,c. 141].
Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий – клиентов, так и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Национального банка Республики Беларусь. В свою очередь деятельность Национального Банка Республики Беларусь подвержена контролю со стороны других законодательных органов. Все это дало предпосылки для развития банковского контроля.
Подобно
государственному финансовому контролю,
свои характерные особенности
С
постепенным зарождением
В
Республике Беларусь одной из предпосылок
возникновения аудиторской
Формирование независимого контроля в Республике Беларусь шло по следующим направлениям:
•
организация хозрасчетных ревизионных
групп при республиканских и
областных контрольно-
•
учреждение кооперативов по оказанию
консультационных
услуг;
• создание акционерных обществ по оказанию
аудиторских и
консалтинговых услуг.
В целом, начиная с 1991 года, формируется национальная законодательная база, регулирующая аудиторскую деятельность в Республике Беларусь.
Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
«Об организации бухгалтерского
учета в Республике Беларусь на основе
принципов мировой практики»
от 9 июня 1992 года № 347 было предусмотрено,
что все субъекты хозяйствования,
независимо от видов деятельности и
форм собственности, обязаны представлять
в налоговые инспекции годовую
бухгалтерскую отчетность, подтвержденную
аудиторской организацией или аудитором,
являющимся индивидуальным предпринимателем.
Однако эта часть постановления так и
не была реализована по объективным причинам:
вначале из-за отсутствия достаточного
количества квалифицированных аудиторов,
а впоследствии – в связи с отменой данного
постановления с момента принятия Закона
Республики Беларусь «О бухгалтерском
учете и отчетности» от 18 октября 1994 года,
в котором такой аспект не был предусмотрен.
В целях создания в Республике Беларусь
системы услуг по контролю за соблюдением
установленного порядка осуществления
финансовых и хозяйственных операций,
правильностью отражения их в оперативном
и бухгалтерском учете, достоверностью
финансовой отчетности постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
«Об образовании Аудиторской палаты при
Совете Министров Республики Беларусь»
от 17 августа 1992 года № 506 был создан орган
государственного управления, регулирующий
аудиторскую деятельность в Республике
Беларусь. Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 14 марта 1994 года
№ 145 Аудиторская палата при Совете Министров
была реорганизована в Республиканскую
аудиторскую палату, которая объединяла
всех аудиторов и аудиторские организации
республики на основе обязательного членства.
Порядок государственного регулирования
аудиторской деятельности в Республике
Беларусь был определен постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
«О совершенствовании в Республике Беларусь
государственного регулирования аудиторской
деятельности и контроля за ней» от 16 июня
1994 года № 454. Однако вскоре в связи с принятием
Закона об аудиторской деятельности постановлением
Кабинета Министров Республики Беларусь
от 13 марта 1995 года № 134 в вышеуказанный
документ были внесены дополнения и изменения
в части регулирования аудита и организации
контроля за его проведением на территории
республики.
Выполнение функций по лицензированию аудиторской деятельности, а также ведение Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций были возложены на Министерство финансов республики. Введенные в организацию аудиторской деятельности изменения усилили влияние государства на деятельность аудиторов и контроль за ее осуществлением. В соответствии с изданным декретом Совет Министров Республики Беларусь принял постановление «О государственном регулировании аудиторской деятельности» от 30 ноября 1999 г. № 1862, которым было утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь.
В
связи с происходящими в
2.2 Организация финансового контроля в
Республике Беларусь
В
Республике Беларусь система организации
финансового контроля включает в
себя государственный и
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы общей и специальной компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций и предприятий независимо от формы собственности и видов деятельности. К таким органам в Республике Беларусь относят: Комитет государственного контроля, Министерство финансов и его органы, органы Инспекции Министерства по налогам и сборам, Национальный банк, Министерство экономики, Министерство статистики и анализа, Министерство социальной защиты населения, таможенные органы, Министерство иностранных дел, Государственный комитет финансовых расследований, Министерство предпринимательства и инвестиций, Министерство внутренних дел. Каждый из этих органов контроля осуществляет контрольные действия в соответствии с возложенными на него функциями управления в пределах своей компетенции. Система органов, осуществляющих общегосударственный контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления общегосударственного контроля.
Все органы, уполномоченные осуществлять функции общегосударственного контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, ведомствах и других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а также на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» от 15 ноября 1999 года № 673 . Органы общей компетенции осуществляют контроль периодически, в процессе выполнения своей основной деятельности. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента также в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству [12, c.202].
Правительство
Республики Беларусь, являясь высшим
исполнительным и распорядительным
органом, выполняет также и функции
общегосударственного контроля в части
осуществления финансового
В Соответствии с Положением о Совете
по координации контрольной деятельности
в Республике Беларусь, утвержденным Указом
Президента Республики Беларусь от 15 ноября
1999 года №673, в целях осуществления координации
деятельности контролирующих органов
создан Совет по координации контрольной
деятельности в Республике Беларусь. В
своей деятельности Совет руководствуется
Конституцией Республики Беларусь, законами
и иными актами законодательства.
Координация деятельности контролирующих органов осуществляется Советом по следующим направлениям:
•
обеспечение исполнения законодательных
актов при осуществлении
•
планирование работы контролирующих органов,
в том числе путем разработки
координационного плана контрольной
деятельности;
• организация
проведения совместных проверок субъектов
предпринимательской деятельности;
• согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, создание единого банка таких данных;
•
обеспечение эффективности
•
анализ итогов контрольной деятельности,
разработка на их основе предложений
для государственных органов
и иных организаций, в том числе
и по совершенствованию
• организация обмена
опытом контрольной работы;
• обеспечение эффективности
подготовки и повышения квалификации
работников контролирующих органов.
В состав Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь входят представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Комитета Государственного контроля, Национального банка, всех правоохранительных органов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам, Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета.
Ведомственный контроль в Республике Беларусь осуществляется министерствами и ведомствами, ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций и предприятий. Подробнее определение ведомственного контроля дано в Положении о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 года № 22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля». Согласно этого Положения, ведомственный контроль – составная часть государственного контроля, осуществляемого республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности предприятий [17, c.28].