Организация финансов предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - сделать общий обзор финансов предприятий, рассмотреть основные принципы их организации, и в сжатом виде рассмотреть изменившуюся структуру финансовых ресурсов предприятий.

Объектом исследования являются финансовые отношения и финансы предприятий в процессе их трансформации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях 5
1.2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение 12
1.3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии 19
2. Расчетная часть 30
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Работа содержит 1 файл

Организация финансов предприятий[1].doc

— 674.00 Кб (Скачать)

      Заемный капитал по периоду использования  подразделяется на долгосрочный и краткосрочный. К долгосрочным обязательствам относят  капитал со сроком более одного года, до одного года относят к краткосрочным  обязательствам. Элементы основного  капитала, а также наиболее стабильная часть оборотного капитала (страховые запасы, часть дебиторской задолженности) должны финансироваться за счет долгосрочного капитала. Остальная часть оборотных активов, величина которых зависят от товарного потока финансируется за счет краткосрочного капитала.

      Основными формами долгосрочных обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным  облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или же погашенные в предусмотренный срок.

      К краткосрочным финансовым обязательствам относят краткосрочные кредиты  банков и заемные средства (как  предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные обязательства.

      Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:

    1. Достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя;
    2. Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности;
    3. Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль);
    4. Способность генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).

      В тоже время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

    1. Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала;
    2. Активы, сформированные за счет заемного капитала генерируют меньшую норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах;
    3. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использования ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов;
    4. Сложность процедуры привлечения, так как предоставление кредитных средств зависит от решения других хозяйствующих субъектов, требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога.

1.3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии

 

     Под финансовой службой предприятия  понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера хозяйственной деятельности, объема производства и общего количества работающих на предприятии.

     Характер  хозяйственной деятельности и объем производства определяют величину денежного оборота, количество платежных документов, связанных с расчетами с другими предприятиями — поставщиками и покупателями (заказчиками), с коммерческими банками, другими кредиторами, бюджетом. Число работающих влияет на объем кассовых операций и расчетов с рабочими и служащими.

     Основные  направления финансовой работы на предприятии — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

     На  небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии. На крупных предприятиях финансовый отдел состоит из нескольких групп (бюро), за которыми закреплены определенные функции. Начальник отдела подчинен непосредственно руководству предприятия (рис. 2).

Рис. 2. Примерная структура финансового отдела

     Приведенная структура финансового отдела в  целом соответствует содержанию той финансовой работы, которую необходимо выполнять на предприятии для финансирования всех затрат предприятия и осуществления расчетов. Но она в значительной степени сохраняет недостатки, присущие управлению предприятием в прежних до рыночных условиях хозяйствования.

     До  недавнего времени финансовая работа на предприятии сводилась к чисто оперативным задачам — оформлению расчетных и платежных документов, организации расчетов с другими предприятиями, бюджетом, банком, рабочими и служащими. Типовым положением об организации финансовой работы, которое определяло задачи и функции финансовых служб на государственном предприятии, на финансовые отделы возлагались: разработка финансовых показателей в пятилетнем финансовом плане предприятия; оценка проектов перспективного плана в целях принятия более напряженных финансовых заданий и увеличения внутренних финансовых ресурсов предприятия; составление годовых финансовых планов предприятия. Но права предприятий в области финансового планирования были формальными в условиях отраслевой системы управления народным хозяйством.

     Пятилетний  финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, годовые финансовые планы, утверждаемые предприятием самостоятельно, тем не менее составлялись на основе контрольных цифр по объему реализуемой продукции, номенклатуре важнейших изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет, доводимыми до предприятий вышестоящими организациями, и согласовывались с ними. Распределение и использование прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, регламентировалось, а в период перехода предприятий на полный хозрасчет — регулировалось нормативами отчислений в фонды экономического стимулирования и лимитами капитальных вложений.

     Настоящей заинтересованности в улучшении  финансовых результатов хозяйствования, мобилизации резервов при составлении финансового плана у предприятий и не могло возникнуть, так как значительная часть амортизационных отчислений и прибыли изымалась министерствами в централизованные фонды и перераспределялась между другими предприятиями. В период 1986-1990 гг. объем финансовых ресурсов, перераспределяемых через министерства, даже возрос по сравнению с предыдущими пятилетками.

     На  многих предприятиях, входивших в  состав крупных объединений, вообще не существовало финансовых служб, а  оформлением расчетных и платежных документов занимались один-два человека из числа работников бухгалтерии.

     В современных условиях хозяйствования финансовая работа приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с изменением отношений собственности и становлением предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на негосударственных формах собственности, приватизацией государственных и муниципальных предприятий, самостоятельностью предприятий как хозяйствующих субъектов, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности.

     На  малых предприятиях (индивидуальных или товариществах с ограниченной ответственностью) с небольшими оборотами и незначительной численностью работающих функции финансиста могут быть объединены с функциями бухгалтера, но на более крупных предприятиях, особенно в акционерных обществах открытого или закрытого типа, наличие финансовой службы в системе управления предприятием необходимо.

     В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками предприятия, всех остальных финансовых обязательств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация финансового менеджмента, который включает все перечисленные задачи и содержит качественно новые.

     Кратко  финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности при помощи системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия. Совершенно очевидно, что это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предприятием.

     Аппарат управления финансами становится важнейшей  частью общего аппарата управления хозяйствующего субъекта. На крупных предприятиях может быть создана финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Она образуется по решению правления акционерного общества или дирекции предприятия.

     Финансовая  дирекция имеет структуру, зависящую от характера хозяйственной и финансовой деятельности, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Подразделениями финансовой дирекции могут быть, например, финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, бюро или сектор экономического анализа, отдел валютных операций и др. Структура, функции и ответственность всех подразделений, их взаимоотношения с другими звеньями управления должны быть определены Положением о финансовой дирекции.

     В функции финансовой дирекции входят:

  • обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия;
  • разработка финансовой программы развития хозяйствующего  субъекта;
  • разработка инвестиционной политики;
  • определение кредитной политики;
  • установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;
  • разработка валютной политики и обеспечение валютной деятельности;
  • финансовое планирование, участие в составлении бизнес-планов;
  • осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом;
  • обеспечение страхования от финансовых рисков;
  • проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;
  • анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;
  • ведение финансового учета, составление бухгалтерского баланса и других финансовых документов.

     В зависимости от размеров предприятия  и поставленных целей перечисленные  функции могут детализироваться или расширяться. Например, инвестиционная политика может быть связана не только с осуществлением капитальных вложений, но и с вложением средств в уставный капитал другого предприятия или выпуском собственных акций, средства от размещения которых должны быть использованы наилучшим способом.

     В осуществлении этих функций главная роль отводится финансовому менеджеру как профессиональному специалисту в области финансов. На крупных предприятиях, в акционерных обществах работает несколько финансовых менеджеров, каждый из которых выполняет определенные должностные обязанности. Группу финансовых менеджеров возглавляет ведущий финансовый менеджер, а если таких групп несколько — главный менеджер.

     Профессиональный  уровень финансового менеджера  определяется его знаниями в области финансов и кредита, законодательства в области налогов, банковской, биржевой и финансовой деятельности, бухгалтерского учета, умением анализировать баланс предприятия. Финансовому менеджеру необходимо уметь ориентироваться в валютном законодательстве, работать на финансовом рынке.

     Поскольку в западных странах такие должностные обязанности может выполнять только высококвалифицированный специалист, его труд соответственно оплачивается. Обычно финансовый менеджер является не собственником предприятия, а наемным работником по контракту. Финансовый менеджер в зависимости от квалификации и результатов своей управленческой деятельности может получать не только заработную плату, но и процент от прибыли.

     По  соображениям экономической целесообразности на небольших предприятиях финансовым менеджментом может заниматься один человек.

     Финансовое  планирование на предприятии — это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

     Исходя  из этого финансовые планы можно  разделить на перспективные, текущие  и оперативные.

     Примером  сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Информация о работе Организация финансов предприятий